"Анна Каренина". I. Вступление.
crazy_reader — 29.07.2021 Как это часто бывает, совершенно случайно, разыскивая одну книгу, заинтересовался другой, которая поразила меня своей толщиной. Восемьсот страниц! И надпись на обложке - «Анна Каренина». Понимаю, что глыба, что матёрый человечище, но растянуть банальный адюльтер на восемьсот страниц? Да так растянуть, что весь мир читает и перечитывает? Что-то тут не так. Долго у меня руки не доходили до этого романа, и, наконец, я почувствовал – созрел! Пришло время лично проверить, в чём тут дело. Оказалось, меня жестоко обманывали, и книга вовсе не о любовном треугольнике. Книга – взгляд Толстого на общество семидесятых годов прошлого века и на проблемы, которые обострились во время великого перелома . Но Толстой не был бы Толстым, если бы ограничился только сиюминутными вещами, если бы не попытался найти в жизни текущей вечные темы, увязать малое с великим.Тем не менее, если и обсуждают этот роман, то, в подавляющем большинстве случаев, как историю женщины, которая не любила, но вышла замуж, а потом, встретив молодого офицера и забыв о семье, изменила своему мужу, что и привело её на железнодорожную станцию Обираловка. Почему так происходит? Ведь Левину, например, Толстой выделил не менее важную роль, а если принять во внимание то, что ему он отдал часть своей личной биографии, а также транслировал через него свои мысли и чувства, то было бы логичным считать Константина Дмитриевича главным персонажем романа. К тому же, что тоже говорит о многом, книга смертью Анны не заканчивается, и после этого события Толстой высказывает ряд важных для себя мыслей. Но кто помнит Левина и кто не знает Анны? Как так получилось?
Во-первых, велика в этом роль кинематографа. Как утверждает Интернет, роман стал самым экранизируемым произведением во всём мире. Число самых разнообразных Анн Карениных перевалило за три десятка, и можно с уверенностью сказать, что это не предел. В числе экранизаций семь русских фильмов, пять американских, пять английских, два французских, два итальянских и два немецких. Поэтому, много тех, кто ограничился фильмом, и к книге, по разным причинам, не приступал. А есть, наверняка, такие зрители, у которых фильм наслоился на прочитанное, и экранное прочтение перевесило книжное, переформатировало его. Я, конечно, не смотрел все три десятка экранизаций, но уверен, что все они ограничились горестной историей Анны. И это логично, у кино свои законы.
Во-вторых, не менее объёмная, чем история Анны с её мужчинами, линия Левина и Кити абсолютна не провокационна. Она пресная, каноническая, в ней не хватает перчинки. Какие тут могут быть поводы к дискуссии? И о чём тут дискутировать? Главы же, связанные с самим Левиным, нагружены философскими и социологическими рассуждениями, которые не так интересны большинству читателей даже двадцатого века, что уж говорить о веке нашем.
Трудно ограничиться только одной, пускай и самой популярной линией, хочется высказать своё отношение ко всему прочитанному. В коротком варианте это будет звучать так – это одна из сильнейших книг, которые я читал. А для более развёрнутого варианта придётся разбить свои впечатления на несколько постов, в которых я попытаюсь выразить уже ускользающие впечатления от романа. Ускользающие потому, что закончил чтение четыре месяца назад, и теснившиеся тогда в голове мысли успокоились, а большинство из них и вовсе предательски улизнули. К сожалению, заметок во время чтения я не делал, поэтому придётся размачивать сухой остаток, а это (любой диетолог скажет) не заменит свежего продукта.
Пользуясь случаем, обращусь ко всем прочитавшим, читающим сейчас и тем, кто ещё только собирается прочитать этот роман: помните, его Софья Андреевна переписала вручную! И не один раз, если учесть неуёмную страсть Толстого к бесконечным правкам. Также примите во внимание почерк писателя, который не уступает почерку врачей высшей квалификации (пример почерка). Не зря же Лев Николаевич за помощь в подготовке текста позже подарил жене перстень с рубином и бриллиантами. (Лучше бы МС Ворд установил).
Это было вступление. Продолжения следуют.
=========
|
</> |