Анкона - часть 1

топ 100 блогов sibeaster24.07.2023 Анкона - столица области Марке, большой грузовой и пассажирский порт, важная пассажирская станция (большинство региональных поездов стартуют именно отсюда), так что волей или неволей вы здесь окажетесь, коли судьба занесла в эти края. Лучше, конечно, заехать сюда волей, потому что город интересен сам по себе: я для себя отметил собор, две интересных церкви (Сан-Франческо-алле-Скале и Санта-Мария-делле-Пьяцца), два музея (Пинакотеку и Археологический), есть и другие церкви с музеями, на которые нужно чуть больше времени.

До 2015 года поезда приходили прямо в центр - на станцию Анкона Мариттима, сейчас она закрыта, и "в город" нужно добираться от станции Анкона либо пешком (минут двадцать), либо на городском автобусе. Я не стал усложнять себе жизнь изучением маршрутов городских автобусов и пошел пешочком. Там действительно недалеко, подъем незначительный, можно даже и без карты, просто следовать вдоль троллейбусной линии, пока она не свернет от моря в город. Бросать троллейбусную линию и уходить в лабиринт городских улочек нужно за театром Музе (смотрите по ссылке, здание видное, пропустить нереально), а там уже налево пойдешь - к церкви Санта-Мария-делле-Пьяцца придешь, направо пойдешь - у церкви Сан-Франческо окажешься, и с этого же места будут постоянные указатели на ключевые достопримечательности. Я по обычаю чуть заплутал, надеясь по пути еще поглядеть на портал бывшей церкви Сант-Агостино, но что-то пошло не так, и в итоге я попал в центр очень кружным путем. В общем, прямой путь всегда надежнее кривого)))

Сегодняшний рассказ - обзорный, так что начнем с истории, а она у Анконы солидная. Город был основан греческими поселенцами из Сиракуз в 387 году до н.э, а в 90 году до н.э. перешла под власть Рима. Кафедральный собор Анконы стоит над греческим храмом Афродиты (как говорят, в крипте это можно увидеть, но мне не довелось попасть внутрь)

[email protected]/53001114494/in/album-72177720309292946/" title="016-вид на собор от амфитеатра" target="_blank" rel="nofollow">016-вид на собор от амфитеатра
(вот в собор реально нужно лезть на холм, и по жаре было нелегко с непривычки; для немощных есть городской микроавтобус № 11, который довольно часто ходит)
О соборе, разумеется, будет отдельный рассказ.

От римлян в городе осталось несколько археологических зон, которые можно посетить по предварительной договоренности (ну или посмотреть из-за забора): домус, термы и амфитеатр.
[email protected]/53001436488/in/album-72177720309292946/" title="018-римский амфитеатр" target="_blank" rel="nofollow">018-римский амфитеатр

[email protected]/53000962506/in/album-72177720309292946/" title="017-римский амфитеатр" target="_blank" rel="nofollow">017-римский амфитеатр

Ну а все самое интересное снесли в Археологический музей Марке, расположившийся в роскошном палаццо Ферретти
[email protected]/53001278075/in/album-72177720309292946/" title="001-палаццо Ферретти" target="_blank" rel="nofollow">001-палаццо Ферретти
О музее будет особый пост, пока же отмечу, что у него причудливое время работы: то утро, то вечер, то целый день, так что ознакомьтесь с расписанием заранее хотя бы в гугл-картах.
[email protected]/53001369643/in/album-72177720309292946/" title="041-мозаика с птичками и рыбками" target="_blank" rel="nofollow">041-мозаика с птичками и рыбками

Порт Анконы был модернизирован, а сам город укреплен при императоре Траяне, который именно отсюда отплыл на вторую Дакийскую войну. Колонну Траяна в Риме знают все, читатели этого блога знакомы с его аркой в Беневенто, вот и в Анконе его арка тоже имеется. Мой несмываемый позор состоит в том, что до этой арки, находящейся в самом конце порта, под собором, я не дошел: исторический центр был для меня интереснее, а оттуда до арки нужно было спускаться по солнцепеку.

После падения Западной империи Анкона сначала оказались под остготами, а в VI веке в ходе Готской войны вернулась под власть империи, но уже Восточной (Византийской). Вместе с современными Римини, Пезаро, Фано и Сенигаллией Анкона составляла т.н. "Морское Пятиградие" - адриатическое побережье, остававшееся верным Византии вплоть до эпохи иконоборчества (VIII век), когда лангобардам все-таки удалось уничтожить византийский Равеннский экзархат. Но спустя пару десятилетий Пипин Короткий, разбив лангобардов, передал Анкону римскому папе как часть "Константинова дара". Читатели у меня образованные и знают, что и "Константинов дар", и основанная на нем передача Пипином центральной Италии папству - это довольно темные с исторической точки зрения события, но св. Церковь очень долго была в них уверена. Правда, германские императоры считали это побережье имперским и для контроля над ним создали Анконскую марку, название которой в веках сократилось до нынешнего "Марке". Императоры и папы оспаривали друг у друга область Марке, пока в итоге не потеряли контроль над ней. По крайней мере, к концу XI века Анкона стала независимой республикой, успешно отражавшей нападения Западной империи и Венеции. В качестве союзника Анкона избрала Византию и оставалась верной союзу с КПолем вплоть до Четвертого крестового похода. Самым ярким событием в истории Анконской республики стала шестимесячная осада Анконы в 1173 году войсками Фридриха Барбароссы и венецианским флотом. В местной пинакотеке (обязательна к посещению! только изучите предварительно расписание, оно причудливо и постоянно меняется; разумеется, будет отдельный рассказ) можно увидеть монументальное идеологическое произведение местного художника Подести "Клятва анконцев"...
[email protected]/52998951635/in/album-72177720309292946/" title="001-Клятва анконцев (Франческо Подести)" target="_blank" rel="nofollow">001-Клятва анконцев (Франческо Подести)
на котором изображены в числе прочих местные эпические герои: Стамира (вдова, пробравшаяся в немецкий лагерь и устроившая там пожар), Джованни ди Кио (священник, вплавь добравшийся до венецианского флагмана и перерубивший якорный канат), Бонифачо Фазьоло (сенатор = выборный глава республики, слепец, возглавивший оборону города). Разумеется, наши анконцы победили злобных немцев и трусливых венецианцев, и восхищенный подвигом анконцев наш император Мануил I Комнин во-первых пожаловал им красное знамя с золотым крестом (и поныне это - городской символ), а во-вторых разрешил им торговать во всех византийских портах.

Анкона сохранила свою независимость и после того, как Византия, распавшаяся после Четвертого крестового похода, навсегда сошла с итальянской арены. Только в 1348 году Анкона впервые попала под власть одного из местных князьков - Малатеста; в 1355 году папский легат кардинал Альборнос, добившийся на короткое время невозможного и объединивший Папскую область для сидевшего в далеком Авиньоне папы, занял Анкону и построил на холме над городом крепость. Но уже в 1383 году анконцы, воспользовавшись Великой западной схизмой, крепость ту разрушили и свою республику восстановили.

Все-таки школьные учебники по истории - это зло. Нам же рисовали единым цветом большую Папскую область (а это не только Лацио, но и Умбрия, и Марке, и бОльшая часть Эмилии-Романьи), и мне представлялось цельное монолитное государство, в котором вся власть принадлежала епископату и клирикам. И было непонятно, с кем же и ради чего Чезаре Борджиа и его (и наш) папа Александр VI воевали. На самом деле такое цельное государство только и начало складываться после (в результате?) действий Александра VI и его ближайших преемников, до этого же, то есть по весь включительно XV век, территория была конгломератом маленьких синьорий и республик, то воевавших, то друживших друг с другом, и объединенных лишь номинальным сюзеренитетом римского папы. Вот и Анкона всё XV столетие была практически независимой республикой, папа Евгений IV эту республику признал, а Пий II назначил Анкону местом сбора крестоносцев, которые должны были отсюда уплыть для освобождения КПоля от турок (увы, крестоносцы не собрались, и больной папа зря сюда тащился из Рима; огорчённый папа-гуманист в Анокне и умер; ну а мы с вами, разумеется, вспомним в этом месте фреску Пинтуриккьо из Сиенского собора)

О республиканском периоде в Анконе напоминает очень многое, о соборе я уже говорил выше (кстати, он на фреске Пинтуриккьо гордо высится), есть еще две монументальных церкви:

[email protected]/53000122643/in/album-72177720309292946/" title="001" target="_blank" rel="nofollow">Анкона - часть 1 001
романская Санта-Мария-делле-Пьяцца (будет отдельный пост)...

[email protected]/52999052988/in/album-72177720309292946/" title="001-фасад" target="_blank" rel="nofollow">001-фасад
и церковь Сан-Франческо-алле-Скале (коненчно же, будет особый рассказ) с ренессансным порталом работы нашего старого знакомца Юрая Далматинца из Шибеника (помните его головы на соборе?), которого в Италии считают "своим" под именем Джорждо Орсини

Тем же Юраем Далматинцем в Анконе построены Лоджия Торговцев (dei Mercanti, прекрасна, но расположена в очень узкой улочке, так что абсолютно не фотографируема) и церковь Сант-Агостино, от которой остался лишь портал (не смог к нему вырулить - заплутал).

Вход в центр со стороны театра Музе (это мы плавно возвращаемся в начало рассказа) проходит через две последовательных арки...
[email protected]/53001114694/in/album-72177720309292946/" title="008" target="_blank" rel="nofollow">Анкона - часть 1 008

[email protected]/53000364452/in/album-72177720309292946/" title="009" target="_blank" rel="nofollow">Анкона - часть 1 009
о которых я никакой информации не нашел. Но поскольку арки явно "косят" под античность, это скорее всего Ренессанс, а значит, опять-таки время Анконской республики.

А вот в этом здании заседали городские старейшины - Палаццо Анциани
[email protected]/53001345175/in/album-72177720309292946/" title="010-палаццо Анциани (городской фасад)" target="_blank" rel="nofollow">010-палаццо Анциани (городской фасад)
Это - его городской фасад, но есть еще и портовый:

[email protected]/53001436708/in/album-72177720309292946/" title="011-палаццо Анциани (морской фасад)" target="_blank" rel="nofollow">011-палаццо Анциани (морской фасад)
Трудно поверить, но это - одно и то же здание с двух разных сторон. Из города оно кажется трехэтажным, а на поверку оказывается пятиэтажным - этакий средневековый небоскреб. В нынешнем виде это - 1270 год, слегка подправленный в XVII веке. Известен архитектор палаццо - Маргаритоне д'Ареццо, мы с ним в его же Ареццо и встречались в старые давние времена.

Маргаритоне создал и ряд рельефов, часть которых находится на фасаде палаццо, часть перемещена внутрь здания (узнал об этом уже дома, да и неловко в правительственное учреждение заходить), еще два унесены в пинакотеку (те я в рассказе о музее и покажу). Вот, что есть на фасаде:
[email protected]/53000962606/in/album-72177720309292946/" title="012-Адам и Ева (Маргаритоне д'Ареццо, палаццо Анциани)" target="_blank" rel="nofollow">012-Адам и Ева (Маргаритоне д'Ареццо, палаццо Анциани)

[email protected]/53000962561/in/album-72177720309292946/" title="013-лев (Маргаритоне д'Ареццо, палаццо Анциани)" target="_blank" rel="nofollow">013-лев (Маргаритоне д'Ареццо, палаццо Анциани)

[email protected]/53000962546/in/album-72177720309292946/" title="014-всадник (Маргаритоне д'Ареццо, палаццо Анциани)" target="_blank" rel="nofollow">014-всадник (Маргаритоне д'Ареццо, палаццо Анциани)

[email protected]/53000364217/in/album-72177720309292946/" title="015-убийство Каина Ламехом (Маргаритоне д'Ареццо, палаццо Анциани)" target="_blank" rel="nofollow">015-убийство Каина Ламехом (Маргаритоне д'Ареццо, палаццо Анциани)
(сюжет, кстати, бомбовый: Ламех убивает Каина)

А как вам палаццо Сенато (до 1225 года)...
[email protected]/53001436478/in/album-72177720309292946/" title="019-палаццо Сенато" target="_blank" rel="nofollow">019-палаццо Сенато
стоящий над бывшим римским форумом

Конец Анконской республики пришел только в XVI веке. Я уже упоминал в рассказе о Лорето о частых нападениях турок на адриатические порты Италии. Вот под предлогом защиты анконского порта от негодных сарацин папа Климент VII предложил горожанам построить новую крепость и разместить там папский гарнизон. Ну как же можно было не поверить святому отцу? Крепость на холме (Читаделла - тоже не дошел, надо было на другой холм взбираться, а чего я там забыл?) построили по проекту Антонио да Сангалло Младшего, туда вошел гарнизон, ...а 19 сентября 1532 года горожане обнаружили папские войска на своих улицах, а заодно узнали, что папские пушки контролируют не только гавань, но и весь город. Так Анконской республике и пришел конец.

Падение республики совпало по времени с деградацией морской торговли в Средиземном море, так что XVI-XVII века были для Анконы временем упадка. Новый подъем начался только в 1732 году, когда папа Климент XII даровал Анконе статус свободного порта и повелел реконструировать городскую гавань.
Благодарные граждане воздвигли Клименту XII памятник на площади, которая официально называется Плебишито (в честь референдума, где "146 процентов" анконцев проголосовали за присоединение к Сардинскому королевству), а неофициально - площадью Папы.
[email protected]/53001114614/in/album-72177720309292946/" title="005-пьяцца Плебишито" target="_blank" rel="nofollow">005-пьяцца Плебишито

[email protected]/53000962656/in/album-72177720309292946/" title="006-пьяцца Плебишито" target="_blank" rel="nofollow">006-пьяцца Плебишито
Площадь очень интересная своим рельефом (нечасто площадь так плавно становится лестницей), а завершается церковью Сан-Доменико (1771-1816). В мой приезд церковь была почему-то закрыта, а ценные полотна из нее перемещены в пинакотеку, где мы их с вами и увидим.

А модернизация порта, начатая Климентом XII, включала в себя строительство новых укреплений, которые играли и еще одну роль - ковидного карантинного барака. Построил Ладзаретто прославленный Ванвителли.
[email protected]/53001345145/in/album-72177720309292946/" title="001-Ладзаретто" target="_blank" rel="nofollow">001-Ладзаретто
Собственно Ладзаретто будет первой достопримечательностью Анконы, которую вы увидите по пути от станции. А из Ладзаретто в город попадали через порта Пиа (ворота Пия VI)
[email protected]/53001436673/in/album-72177720309292946/" title="003-Порта Пиа" target="_blank" rel="nofollow">003-Порта Пиа

[email protected]/53001436683/in/album-72177720309292946/" title="004-Порта Пиа" target="_blank" rel="nofollow">004-Порта Пиа

Сложный сумбурный вводный рассказ на этом завершается. Далее посты будут выходить в обычном режиме: одна достопримечательность - один рассказ, так гораздо проще.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сообщают, что китайский проект «Великий шёлковый путь» в этом году на территории России оказался заморожен: По итогам первого полугодия 2022 года объем китайских инвестиций в РФ по инициативе «нового шелкового пути» оказался нулевым, сообщает Bloomberg со ссылкой на данные Green Finance ...
Когда очередной чек помощи имеет всего шесть нолей вместо девяти. Кажется Нуланд поела все печеньки, которые приготовила для грузинского майдана Смотри! Я нашёл украинский паспорт! Самая странная пандемия ...
Уже две недели ничего не писал про свой БРДМ. А ведь буквально сегодня мне удалось совершить невозможное – получить подтверждающие документы из ФСВТС! Но обо всем по порядку. Прошлый пост собрал более 100 тысяч просмотров. Неудивительно, что вскоре после публикации мне позвонили.. П ...
Кто-то должен был это озвучить первым. Кинорежиссёр Карен Шахназаров считает, что власти должны исходить из того, что Россия может проиграть в военном конфликте с Украиной. Такое мнение он высказал в последнем выпуске программы «Вечер с Владимиром Соловьевым» на канале «Россия 1». ...
...