Анатолий Локоть равнодушен к новосибирской интеллигенции
razborzaletov — 23.03.2015У нас в министерстве культуры обжегшись на молоке на воду не дуют. Они умные. Там всё происходит ровным счётом наоборот. Министерство культуры предпочитает не дожидаться, пока произойдёт нечто действительно из ряда вон выходящее, оно само идёт в атаку на любых отступившихся от генеральной линии. В результате такой неизбирательной критики деятельность министерства больше смахивает на охоту на ведьм. Так случилось с "Левиафаном" и "Тангейзером". Правда, разница есть. Весь цимес в том, что "Левиафан" - это произведение гораздо большего масштаба, нежели кино про "рашку-говняшку", на котором "проминкультовские" критики привыкли акцентировать внимание. Это блестящая работа режиссера, оператора и актерского состава. Это фильм, который Серебряков, Лядова, Вдовиченков и Мадянов прожили, каждый в своей роли. А мы прожили его с ними вместе. И оттого, может быть, он оставляет столь тягостное ощущение: ты так и не понял, где закончился депрессивный "Левиафан", а где началась твоя собственная жизнь.
Вот с "Тангейзером" история другая. Это какая-то очередная попытка нелепого хулиганства. Если в начале 70-х в опере "Иисус Христос Суперзвезда" на сцене появляется царь Ирод, который по задумке режиссёра болтает перед зрителями тряпичными мужскими гениталиями, то в современных прочтениях библейских сюжетов сам Иисус становится героем эротических фильмов. "Тангейзер" тому пример.
Послушайте, честно - я не "Шарли". И я - не "Тангейзер". Мне чуждо взбирание грязных в калошах и без калош на бабочку чувств верующих. Равно чуждо мне и похожее отношение в сторону чувств неверующих. Я за дружбу и за мир во всём мире, за равнопочтительное взаимоуважительное отношение. Так отчего бы не сделать так, чтоб можно было без мук уважать, уважать, уважать?!
Но отчего-то всё не так, ребята. И потому "Тангейзеру" сейчас не сладко, а именно - режиссерам спектакля. Над пророком Мухаммедом смеяться не разрешают, и над Иисусом чего-то тоже не дают. Закопошились авторы спектакля, стали письма в различные инстанции писать, до губернатора дошли.
"Театральные деятели, ученые, журналисты, музейные работники, писатели и журналисты Новосибирска обратились к губернатору Владимиру Городецкому с открытым письмом, в котором просят его оградить искусство от гонений, в том числе на религиозной почве.
"Мы обращаемся к Вам, уважаемый Владимир Филиппович (Городецкий - ИФ), с настоятельными просьбами: способствовать дальнейшему существованию в нашем городе общественной атмосферы, дающей возможность развития и процветания культуры и искусства, в том числе - современного, экспериментального; не допускающей обсуждения и полемику вокруг них за пределами эстетических дискуссий", - говорится в открытом письме.
Также авторы обращения, которое подписали несколько десятков человек, просят "создать условия, при которых агрессия в адрес деятелей искусства, в том числе и на религиозной почве, преследования их за выраженные в художественной форме идеи, препятствование осуществлению их конституционного права на свободу высказывания стали бы невозможными".
Если исключить данную насмешку 300-летнего российского "светского искусства" над тысячелетней русской православной церковью, то конфликт исчезнет сам собой. Но такой исход событий представляется авторам спектакля слишком легкой победой культа над культурой, они хотят добиться некоего компромиссного решения.
В этой связи удивляет реакция мэра столицы Сибири (как иногда называют Новосибирск) - Анатолия Локотя. Напомню, что вслед за столицей Урала Екатеринбургом, где на место градоначальника был избран представитель либерального крыла российской оппозиии Евгений Ройзман, на должность мэра Новосибирска был избран коммунист Анатолий Локоть. Понятно, что для коммуниста вопросы связанные с религией и нападками на неё не представляют серьезного интереса, но для руководителя крупнейшего регионального центра этот вопрос не должен оставаться незамеченным.
В слабых попытках оправдать своё бездействие Локоть говорит следующее: "Ситуация, сложившаяся вокруг постановки новосибирского режиссера оперы «Тангейзер», нанесла ущерб репутации городских властей, и такие вещи «не проходят бесследно». Он заметил, что градус эмоциональности общественности не всегда приводит к справедливым упрекам в адрес мэрии, а также муниципалитет не наделен полномочиями для регулирования работы государственного театра оперы и балета.
В заключении мэр сообщил, что пока не решил, будет ли смотреть постановку «Тангейзера» или нет".
Иначе говоря, "я - не я, и корова не моя". Похоже, что за ущерб, нанесенный как муниципальной, так и региональной власти придётся отвечать губернатору-единороссу Владимиру Городецкому, к которому, как к последней инстанции, и направила своё обращение новосибирская интеллигенция.
Удивительно, что мэр-коммунист так и не поддержал сибирских театралов в их попытках прекратить нападки на "Тангейзер" со стороны православных активистов. В своем письме к губернатору они просят: "создать условия, при которых агрессия в адрес деятелей искусства, в том числе и на религиозной почве, преследования их за выраженные в художественной форме идеи, препятствование осуществлению их конституционного права на свободу высказывания стали бы невозможными".
Лучшего способа подчеркнуть своё умение вступать в диалог с представителями различных гражданских институтов, людьми имеющими непопулярную точку зрения и т.д. - не придумаешь. Но Локоть отгородился от проблемы. Страна у нас общая, проблемы и вызовы - общие, а участие в них каждый проявляет исключительно в силу компетенций. Даром только, что оскандалившийся Государственный театр оперы и балета находится в Новосибирске, а то и прицепиться было бы не к чему.
|
</> |