Анализ массовости в религии у Бодрийяра
Сообщество "User-Media. Пользователи всех стран, ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!" — 18.06.2011Во многом, вдохновения, при написании этого текста я обязан
социальным исследованиям, увы, уже покойного мастера философского и
социологического исследования Ж. Бодрийяру, на чьи слова, в
основном я и опираюсь.
По Бодрийяру, именно массы - суть смерть социального и
политического, которые при всей своей, казалось бы социальности, на
самом деле эту социальность отбрасывают. А, как далее мы увидим,
массы убивают и религиозное.
Массы, подобно состоянию вещества, которое постоянно
кристаллизуется, но затем исчезает, массы меняют характер, то
оставаясь пассивным большинством, то оборачиваясь действенным
разрушителем. Но, подобно черной дыре в космическом вакууме, они
поглощают в себе все социальное.
Возьмем, к примеры масс и бога. На первый взгляд очень странное
соотношение. Как дает нам понять французский философ, массы
воспринимают и, скажем точнее принимают, лишь внешний образ бога,
внешний атрибут, но не трансцендентную Идею. Что привлекает нас в
нем и в религии в целом? Попробуем ответить на этот вопрос
искренне.
Чудеса. Феерия страстей и мучений святых, образы ада, наказания и
страдания провинившихся, пляска смерти, страшный суд. Бог — одно из
средств развлечения на сегодняшний день. Чтение «Откровения»,это
как средство пощекотать нервы после угрюмых рабочих дней, да и
картины рая, еще самого Данте привлекали и манили больше, нежели
рай. Одним словом, все это театрализация, имманентность
ритуального, вопреки трансцендентности идеи бога.
Как говорит, Бодрийяр, мы были язычниками, ими и остались: «...они
были язычниками — они, верные себе, ими и остались никак не
тревожимые мыслями о Высшей инстанции и довольствуясь иконами,
суевериями и дьяволом...»
Европейские, да впрочем и мировые массы, не прочь умереть за
религию. Но не надо обольщаться. Эти невменяемые фанатики умирают
за идола, за внешнее и театрализованное, их смерть превращается
лишь в еще один номер в этом бесконечном театре.
Это далеко не вера, так как мысли об аскезе, терпении, массы не
признают и не терпят, Царство Божие для них здесь и сейчас, в
иконах, статуях, попах и чудесах. После политического и
социального, массы растворяют в себе религиозное. А выражается это
в засилье религиозного в социальном, в проникновении религии в
области сугубо мирские.
Растворили массы религиозное в переживании чудес и представлениях,
это их единственный религиозный опыт.
Любой смысл, преподносимый нам будет отвергаться в сторону
зрелищности, будь то смысл религиозный, метафизический, научный или
философский. Массы — ослеплены игрой символов, они жаждут
знаковости, когда им дают послание. И дело не в религии или науке,
больше здесь играет роль смерть социального, неприемлемость любой
диалектики, любого противоречия. Все должно сводиться к зрелищности
и ясности.
|
</> |