Анальгетик искусства помогает инфантилам заменять взрослость

топ 100 блогов ifc23.01.2023 Джина Лоллобриджида

Минутка конца эпох.

Поскольку ушедшие от нас дни (включая текущий, ибо мы не можем вернуть контекст хотя бы пятиминутной давности, не говоря уж о чём-то большем) - сохраняются исключительно в нашей весьма ненадёжной памяти, то уместно будет обратить внимание на следующий банальный факт: никаких чётко очерченных эпох во времени не существует.

Все они - придуманы людьми и весьма условны. Я запамятовал, кто написал, что громыхающий смертоносным железом XX век начался не в 1901 году, а в 1914 - вместе с Первой мировой войной, но это факт. Именно 1914 полностью и бесповоротно изменил действительность ойропейских эльфов, да и жителей любимого Мордора - тоже.

Аналогично и 2014 выступил подлинным годом начала XXI века, в отличие от 2001, ставшего началом лишь для кратковременного периода, когда заокеанские эльфы возомнили, будто достигли "конца истории".

А совсем уходит от нас XX век по мере того, как умирают люди, чьи жизненные достижения ассоциируются с тем ушедшим столетием. На прошлой неделе в возрасте 76 лет отбыл режиссёр Николай Досталь. А до него - в 95 лет - итальянская звезда Джина Лоллобриджида, с которой я в мои ранние годы видел только пару фильмов - "Фанфан-тюльпан" и "Имперская Венера", но после роли сестры Бонапарта чётко запомнил нелёгкую для русского уха фамилию актрисы. Ибо красота её довольно прочно отпечаталась в моей памяти, в отличие от сюжетов упомянутых фильмов.

Можно дискутировать о том, прав ли был Борхес, когда утверждал, что в искусстве существуют лишь 4 столетиями гоняемых по кругу сюжета, но вряд ли стоит дискутировать о том, какую функцию выполняет любое аудиовизуальное искусство.

Это функция анальгетика, призванного приглушить боль в натруженных мышцах, а также рефлексию по поводу личной стоимости.

Товарищ Мараховский недавно как раз писал по теме, сравнивания современное развлекалово с тем, которое упоминали известные советские тролли.

Я ‎позволю‏ ‎себе ‎привести‏ ‎цитату ‎из ‎публицистической ‎книжки‏ ‎без‏ ‎малого ‎вековой‏ ‎давности ‎-‏ ‎«Одноэтажной ‎Америки» ‎Ильфа ‎и ‎Петрова.‏ ‎Итак.‏ ‎На ‎дворе‏ ‎1935 ‎год.

«Техника‏ ‎американского ‎кино ‎не ‎нуждается ‎в‏ ‎похвалах‏ ‎- ‎всем ‎известно,‏ ‎что ‎она‏ ‎стоит ‎на‏ ‎очень‏ ‎высоком ‎уровне, ‎- ‎но ‎так ‎называемые ‎«художественные»‏ ‎картины ‎просто‏ ‎пугают.

Все‏ ‎эти ‎картины ‎ниже ‎уровня ‎человеческого ‎достоинства. ‎Нам ‎кажется,‏ ‎что ‎это‏ ‎унизительное‏ ‎занятие ‎для ‎человека‏ ‎- ‎смотреть‏ ‎такие ‎картины. ‎Они ‎рассчитаны ‎на‏ ‎птичьи‏ ‎мозги, ‎на ‎тяжелодумность ‎крупного ‎рогатого ‎человечества. ‎

Каждый ‎вечер‏ ‎мы ‎входили‏ ‎в‏ ‎помещение ‎кинематографа‏ ‎с ‎какой-то ‎надеждой, ‎а ‎выходили‏ ‎с ‎таким‏ ‎чувством,‏ ‎будто ‎съели ‎надоевший,‏ ‎известный ‎во‏ ‎всех ‎подробностях, ‎завтрак ‎№‏ ‎2.‏ ‎Впрочем, ‎зрителям,‏ ‎самым ‎обыкновенным‏ ‎американцам ‎- ‎работникам ‎гаражей, ‎продавщицам,‏ ‎хозяевам‏ ‎торговых ‎заведений‏ ‎- ‎картины‏ ‎эти ‎нравятся. ‎

Есть ‎четыре ‎главных‏ ‎стандарта‏ ‎картин:‏ ‎музыкальная ‎комедия,‏ ‎историческая ‎драма,‏ ‎фильм ‎из‏ ‎бандитской‏ ‎жизни ‎и ‎фильм‏ ‎с ‎участием ‎знаменитого ‎оперного‏ ‎певца. Каждый ‎из‏ ‎этих‏ ‎стандартов ‎имеет ‎только ‎один ‎сюжет, ‎который ‎бесконечно ‎и‏ ‎утомительно ‎варьируется.‏ ‎Американские‏ ‎зрители ‎из ‎года‏ ‎в ‎год‏ ‎фактически ‎смотрят ‎одно ‎и ‎то‏ ‎же.‏ ‎

Сюжет ‎музыкальной ‎комедии ‎состоит ‎в ‎том, ‎что ‎бедная‏ ‎и ‎красивая‏ ‎девушка‏ ‎становится ‎звездой‏ ‎варьете. ‎При ‎этом ‎она ‎влюбляется‏ ‎в ‎директора‏ ‎варьете‏ ‎(красивый ‎молодой ‎человек).‏ ‎Он ‎находится‏ ‎в ‎лапах ‎у ‎другой‏ ‎танцовщицы,‏ ‎тоже ‎красивой‏ ‎и ‎длинноногой,‏ ‎но ‎с ‎отвратительным ‎характером. ‎

Исторические‏ ‎драмы‏ ‎делятся ‎они‏ ‎на ‎два‏ ‎разряда: ‎древние ‎- ‎греко-римские ‎и‏ ‎более‏ ‎современные‏ ‎- ‎мушкетёрские.‏ ‎Если ‎в‏ ‎картине ‎заправилой‏ ‎является‏ ‎Юлий ‎Цезарь ‎или,‏ ‎скажем, ‎Нума ‎Помпилий, ‎то‏ ‎на ‎свет‏ ‎извлекаются‏ ‎греко-римские ‎фибролитовые ‎доспехи, ‎и ‎молодые ‎люди ‎бешено ‎рубают‏ ‎друг ‎друга‏ ‎деревянными‏ ‎секирами ‎и ‎мечами.‏ ‎Если ‎главным‏ ‎действующим ‎лицом ‎является ‎Екатерина ‎Вторая,‏ ‎то‏ ‎это ‎будет ‎уже ‎мушкетёрский ‎разряд, ‎то ‎есть ‎размахивание‏ ‎шляпами ‎с‏ ‎зацеплением‏ ‎пола ‎страусовыми‏ ‎перьями, ‎многократное ‎дуэлирование ‎без ‎особого‏ ‎к ‎тому‏ ‎повода,‏ ‎погони ‎и ‎преследования‏ ‎на ‎толстозадых‏ ‎скакунчиках, ‎а ‎также ‎величественная,‏ ‎платоническая‏ ‎и ‎скучная‏ ‎связь ‎молодого‏ ‎бедного ‎дворянина ‎с ‎императрицей. ‎

В‏ ‎фильмах‏ ‎из ‎бандитской‏ ‎жизни ‎герои‏ ‎с ‎начала ‎до ‎конца ‎стреляют‏ ‎из‏ ‎автоматических‏ ‎пистолетов, ‎ручных‏ ‎и ‎даже‏ ‎станковых ‎пулеметов.‏ ‎Часто‏ ‎устраиваются ‎погони ‎на‏ ‎автомобилях ‎(при ‎этом ‎машины‏ ‎обязательно ‎заносит‏ ‎на‏ ‎поворотах, ‎что ‎и ‎составляет ‎главную ‎художественную ‎подробность ‎картины.)‏ ‎

Наконец, ‎фильм‏ ‎с‏ ‎участием ‎оперного ‎певца.‏ ‎Ну ‎тут,‏ ‎сами ‎понимаете, ‎особенно ‎стесняться ‎нечего.‏ ‎Кто‏ ‎же ‎станет ‎требовать, ‎чтобы ‎оперный ‎певец ‎играл, ‎как‏ ‎Коклен-старший! ‎Играть‏ ‎он‏ ‎не ‎умеет‏ ‎и ‎даже ‎не ‎хочет. ‎Он‏ ‎хочет ‎петь,‏ ‎и‏ ‎это ‎законное ‎желание‏ ‎надо ‎удовлетворить,‏ ‎тем ‎более ‎что ‎и‏ ‎зрители‏ ‎хотят, ‎чтоб‏ ‎знаменитый ‎певец‏ ‎пел ‎как ‎можно ‎больше. ‎Таким‏ ‎образом,‏ ‎и ‎здесь‏ ‎сюжет ‎не‏ ‎имеет ‎значения. ‎Обычно ‎разыгрывается ‎такая‏ ‎история.‏ ‎Бедный‏ ‎молодой ‎человек‏ ‎учится ‎петь,‏ ‎но ‎не‏ ‎имеет‏ ‎успеха. ‎Почему ‎он‏ ‎не ‎имеет ‎успеха, ‎понять‏ ‎нельзя, ‎потому‏ ‎что‏ ‎в ‎начале ‎учебы ‎он ‎поёт ‎так ‎же ‎виртуозно,‏ ‎как ‎и‏ ‎в‏ ‎зените ‎своей ‎славы.‏ ‎Но ‎вот‏ ‎появляется ‎молодая ‎красивая ‎меценатка, ‎которая‏ ‎выдвигает‏ ‎певца. ‎Он ‎сразу ‎попадает ‎в ‎«Метрополитен-опера», ‎и ‎на‏ ‎него ‎вдруг‏ ‎сваливается‏ ‎колоссальный ‎успех».


Дополним‏ ‎«исторические ‎драмы» ‎подвидом ‎«супергеройские ‎оперы»‏ ‎(Тор ‎же‏ ‎тоже‏ ‎в ‎доспехе). ‎Заменим‏ ‎«знаменитого ‎оперного‏ ‎певца» ‎на ‎«знаменитого ‎хип-хоп/поп-исполнителя».‏ ‎В‏ ‎фильмах ‎о‏ ‎бандитской ‎жизни‏ ‎вообще ‎ничего ‎менять ‎не ‎будем‏ ‎-‏ ‎машины ‎по-прежнему‏ ‎заносит ‎на‏ ‎поворотах, ‎ув. ‎друзья.

Правда, ‎есть ‎и‏ ‎отличия‏ ‎от‏ ‎современности.

Во-первых, ‎с‏ ‎тех ‎пор‏ ‎у ‎нас‏ ‎явились‏ ‎новые ‎(в ‎техническом‏ ‎смысле) ‎жанры. ‎Во ‎времена‏ ‎Ильфа ‎и‏ ‎Петрова‏ ‎не ‎было ‎визуальных ‎романов, ‎в ‎которых ‎Обыкновенный ‎Школьник‏ ‎паникует, ‎окружаемый‏ ‎смыкающимися‏ ‎вокруг ‎него ‎бюстами,‏ ‎и ‎девичьих‏ ‎игр, ‎в ‎которых ‎секси ‎демоны‏ ‎и‏ ‎секси ‎ангелы ‎ведут ‎бесконечные ‎разговоры ‎о ‎том, ‎как‏ ‎они ‎пригласят‏ ‎главную‏ ‎героиню ‎на‏ ‎латте ‎с ‎пироженкой ‎и ‎что‏ ‎ей ‎скажут.

А‏ ‎во-вторых‏ ‎- ‎сюжеты, ‎над‏ ‎которыми ‎ржали‏ ‎Ильф ‎с ‎Петровым, ‎выполняли‏ ‎совершенно‏ ‎очевидную ‎обезболивающую‏ ‎функцию ‎для‏ ‎взрослых ‎людей. Зрители ‎и ‎зрительницы ‎-‏ ‎работали‏ ‎в ‎своих‏ ‎гаражах, ‎магазинах‏ ‎и ‎на ‎фабриках, ‎женились, ‎возились‏ ‎с‏ ‎мелкими,‏ ‎потрескивали ‎под‏ ‎прессом ‎великой‏ ‎депрессии ‎и‏ ‎тревожно‏ ‎ждали ‎новых ‎войн.‏ ‎Им ‎требовались ‎лёгкие ‎и‏ ‎глупые ‎сюжеты,‏ ‎которые‏ ‎давали ‎бы ‎им ‎возможность ‎вдохнуть ‎простого ‎мира, ‎вынырнув‏ ‎из ‎сложной‏ ‎и‏ ‎требовательной ‎повседневности. ‎Поэтому‏ ‎варьете, ‎опера‏ ‎(тогдашний ‎поп), ‎мушкетёры ‎и ‎римлянки‏ ‎в‏ ‎модных ‎причесонах.

«Современность ‎до ‎2022 ‎года» ‎же, ‎начавшаяся ‎в‏ ‎90-х, ‎была‏ ‎в‏ ‎каком-то ‎смысле‏ ‎вывернута ‎наизнанку. ‎На ‎дворе ‎были‏ ‎«великие ‎уходы‏ ‎с‏ ‎работы», ‎«лежать ‎ничком»,‏ ‎«bullshit ‎jobs»,‏ ‎«quiet ‎quitting ‎(то ‎есть‏ ‎«халявить‏ ‎на ‎работе»)»,‏ ‎безусловный ‎базовый‏ ‎доход, ‎каждому ‎бездельнику ‎по ‎дошираку‏ ‎и‏ ‎воображаемой ‎подружке,‏ ‎каждой ‎бездельнице‏ ‎по ‎дистанционке, ‎котику ‎и ‎мастурбационному‏ ‎набору‏ ‎карточек‏ ‎с ‎айдолами.‏ ‎

Соответственно ‎повторяющиеся‏ ‎сюжеты, ‎которые‏ ‎предлагались‏ ‎этой ‎эпохе, ‎преследовали‏ ‎цель ‎не ‎«обезболить ‎взрослость»,‏ ‎а ‎«заменить‏ ‎взрослость».

Поэтому‏ ‎в ‎них ‎были ‎сплошные ‎интриги, ‎и ‎планы-внутри-планов, ‎и‏ ‎запутанные ‎сюжеты,‏ ‎и‏ ‎очень ‎много ‎взрывающегося‏ ‎и ‎летающего‏ ‎железа ‎и ‎реки ‎крови ‎и‏ ‎уничтожения‏ ‎миров ‎- ‎и ‎снова ‎интриги, ‎и ‎хитрые ‎расчёты,‏ ‎и ‎опять-таки‏ ‎смыкающиеся‏ ‎вокруг ‎главного‏ ‎героя ‎ряды ‎бюстов, ‎а ‎вокруг‏ ‎главной ‎героини‏ ‎-‏ ‎ряды ‎разноцветных ‎мужских‏ ‎чёлок, ‎галстуков‏ ‎и ‎погон. ‎

Все ‎они‏ ‎как-то‏ ‎запредельно ‎усложняли‏ ‎тот ‎якобы‏ ‎«простой ‎мир», ‎за ‎которым, ‎по‏ ‎мнению‏ ‎известного ‎британского‏ ‎писателя ‎Геймана,‏ ‎люди ‎приходят ‎к ‎индустрии ‎фантазий.‏ ‎


Сейчас же, когда на дворе - новая война, а в нормальных-то странах - ещё и новая Великая Депрессия, по мнению Мараховского искусство через некоторое время снова вернётся к "обезболиванию взрослости" вместо того, чтобы помогать инфантилам заменять её "лежанием ничком".

Только вот осилит ли оно такую задачу, современное искусство?

Будут ли в нём новые Лоллобриджиды, единожды увидев коих, какой-нибудь мальчик запомнит их до дней, когда станет скучным консерватором и отцом семейства?

Или безликая масса массово клепаемых "звёзд" актуальных сериалов, снимаемых исключительно ради продвижения передовитой повесточки окончательно удушит любые позывы внутреннего чекиста к взрослению?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не остыла в памяти и судах история с отрицательными ценами на нефть, а уже еще одной крупной российской компании [а значит и бюджету], возможно, предстоит похожее испытание. И государственники уже готовятся [национальное достояние]: Субсидии из бюджета на перевод автомобилей с бензина ...
подряд три поста про тренировки и всяческий фитнес..Ну вы знаете,как я к этому отношусь.Но одна девочка из троих похоже,поняла,че к чему и что против природы не сильно-то попрешь.Я рада,что она приняла себя! ...
Сегодня я что-то призадумался над проблемой развития человеческой цивилизации. Ведь прогрессируем, в целом! Вот судите сами - еще полтысячи лет назад наши предки ЕЩЕ охотились в лесу с копьями и луком, не зная ни грамоты, ни письма, а сегодня подрастающее поколение может УЖЕ обойтись без г ...
Здравствуйте, Яна! Вам много пишут о разных ситуациях и внезапно понял, что у меня тоже есть одна проблема такого формата. Вот только боюсь, что никто не воспримет её всерьёз. Однако всё серьёзно. Дело в том, что я ? компьютерщик. И вообще, программист. Если человек занимается физическим ...
Уважаемые хранители тайных знаний и практических навыков, пожалуйста, помогите разобраться с УПСами. Началось все с того, что мы купили новый компьютер. Беленький (важное уточнение, дающее представление об уровне моих знаний, что у него там внутри). И к компьютеру купили УПС. УПС важно ...