Американские канонерские лодки (19)

топ 100 блогов sergiovillaggio19.07.2021 Завершаем перевод материала Брайана Лэйна Хердера об американских канонерских лодках. Судя по числу просмотров и комментариев, к концу чтение поднадоело, но, надеюсь, последняя часть будет интересной.

Американские канонерские лодки (19)
Последний бой «Эшвилла» (PG-21) у берегов Явы, 3 марта 1942 г.
Поврежденная канонерка была обнаружена японской авиацией в 300 милях к югу от Явы и атакована превосходящим соединением вице-адмирала  Нобутакэ Кондо. Тяжелый крейсер «Мая» держался поодаль, пока эсминцы «Араси» и «Новаки» расстреливали «Эшвилл» с ближней дистанции в крайне неравном бою. После 30-минутной перестрелки разбитый «Эшвилл» затонул. Выбравшись наверх, 18-летний кочегар 1-го класса Фред Браун благополучно покинул корабль, затонувший у него на глазах.
Позвав сперва кого-нибудь из офицеров, японские моряки с одного из эсминцев бросили Брауну линь и вытащили его на борт. Остальные американцы были оставлены погибать. Единственный уцелевший с «Эшвилла» умер в японском плену 18 марта 1945 г. Перед смертью Браун успел рассказать об этом пленному моряку с крейсера «Хьюстон», который после освобождения поведал миру историю «Эшвилла».

Потеря «Эшвилла» 3 марта не стала последним боем канонерских лодок Азиатского флота. Предотвращая японскую высадку в тылу американских войск, в 02:00 6 апреля патрулировавшие у побережья Батаана «Оаху» и «Минданао» заметили в лунном свете силуэты 11 небольших японских десантных катеров, направлявшихся к берегу. «Оаху» и «Минданао» открыли огонь из четырех 76-мм/50 пушек и 7,62-мм пулеметов. Когда облака скрыли луну, «Минданао» восстановил контакт, выпустив в сторону японцев осветительный снаряд. Пока все не кончилось, в дело вступили японские береговые батареи, чьи снаряды начали падать в опасной близости от «Оаху» и «Минданао». Вскоре канонерки отступили, потопив в ходе так называемой «Битвы в Манильской бухте» четыре японских катера и повредив еще несколько.

Через два часа после налета на Пёрл-Харбор, в 04:00 8 декабря по Шанхайскому времени, десант с японского крейсера «Идзумо» высадился на ничего не подозревавший «Уэйк», стоявший на якоре. Японцы взяли в плен ошеломленную команду канонерки прежде, чем американцы смогли привести в действие подготовленные подрывные заряды. «Уэйк» стала единственным американским кораблем, сдавшимся противнику во время Второй мировой войны. Японцы отремонтировали ее и ввели в состав своего флота под наименованием «Татара». О ее службе во время войны мало что известно, но в 1944 г. «Татара» пережила, как минимум, шесть налетов В-24, В-25 и Р-51. После войны она была возвращена американскому флоту и передана китайскому флоту Чан Кайши, в составе которого служила под названием «Тайюань» до 1949 года, когда была захвачена китайскими коммунистами. Ее дальнейшая судьба неизвестна, но можно смело утверждать, что «Уэйк» служила, как минимум, под четырьмя флагами и четырьмя различными именами.
Американские канонерские лодки (19)
Захват "Уэйка" японцами, Шанхай, 8 декабря 1941 г.
Американские канонерские лодки (19)
Канонерская лодка "Татара" (бывший "Уэйк") в Шанхае в январе 1942 г.

В 02:30 8 декабря (по азиатскому времени) в Маниле начали получать радиограммы о налете на Пёрл-Харбор. Полная дезорганизация американского командования привела к тому, что к полудню японцы завоевали господство в воздухе над Филиппинами. Все призрачные шансы на успех обороны Филиппин от японского вторжения были утрачены.

«Минданао» покинула Гонконг 4 декабря. По пути на Филиппины она потопила японское рыболовецкое судно и взяла десять пленных – это были первые японцы, плененные американцами (и последние на очень долгое время). На следующий день, 10 декабря, «Минданао» прибыла в Манилу, и Южно-Китайский патруль был официально расформирован. По прибытии на Филиппины «Минданао», «Оаху» и «Лусон» вошли в состав Прибрежного патруля, которым командовал кэптен Кеннет Хуффель. 10 декабря начались регулярные, непрекращающиеся воздушные налеты японцев. Поздним вечером японские бомбардировщики атаковали верфь в Кавите, превращенную филиппинцами в военно-морскую базу. Вооруженная яхта «Изабель» сбила, как минимум, один японский самолет и пережила близкие попадания восьми неразорвавшихся бомб, а затем благополучно ушла из Кавите на Борнео. Позже, той же ночью, Глассфорд увел канонерские лодки «Эшвилл» и «Талса» и тральщики «Ларк» и «Уиппурвилл» из Манилы на усиление Малайского барьера в Голландской Ост-Индии. 25 декабря они прибыли в Сурабаю на острове Ява.

Высадка главных сил японцев на Лусон началась 22 декабря в заливе Лингаен. Через три дня измотанные американо-филиппинские силы отошли из Манилы на последнюю линию обороны на полуострове Батаан и расположенный поблизости остров Коррехидор. На следующую ночь состоялся последний успешный прорыв американских надводных кораблей из Манильской бухты – канонерок в их числе не было. Оставшиеся американские канонерские лодки – «Минданао», «Оаху» и «Лусон» – начали отсчитывать последние дни своего существования на Коррехидоре рядом остатками контингентов армии и морской пехоты. Японская авиация ежедневно бомбила американцев, канонерки изредка сбивали японские самолеты и передали всё возможное продовольствие на берег – страдавшим от голода и болезней солдатам и морпехам. Ночами канонерки патрулировали у побережья Батаана, чтобы предотвратить просачивание японцев, но недостаток топлива делал эти выходы очень редкими. 29 декабря Хуффель перенес командный пункт на Коррехидор. Экипажи канонерок днем помогали строить укрепления на берегу, а ночью возвращались на свои корабли, чтобы поспать.

Вернемся в Чунцин. 19 января 1942 г. «Тутуила» была исключена из состава флота, а ее экипаж получил приказ “перейти служить на ближайший корабль или береговую базу”. Чанкайшисты ввели «Тутуилу» в состав своего флота и переименовали в «Мэйюань». Совершив эпическое путешествие гражданскими самолетами и пароходами, американцы с «Тутуилы» 24 апреля 1942 г. благополучно добрались до Тринидада.

Тем временем у Батаана 15 февраля американцы разделили последние 20 000 галлонов топлива между «Минданао» и «Лусоном». В Голландской Ост-Индии «Талса» прибыла в Чилачап на Яве, и ее экипаж заблаговременно стал готовиться к ведению боевых действий в джунглях, пока не получил приказ сопровождать конвои. В конце концов, 1 марта 1942 г. «Талса», «Эшвилл», «Ларк» и вооруженная яхта «Изабель» получили приказ уходить из Чилачапа в Австралию. «Эшвилл» снова отстала из-за проблем с машиной. Прямо перед рассветом 3 марта с «Эшвилла» передали по радио, что атакованы. Находившийся в 90 милях впереди тральщик «Уиппурвилл» повернул на помощь, однако когда с «Эшвилла» передали, что атакованы превосходящим соединением надводных кораблей, командир «Уиппурвилла» отказался от этой затеи, сообщив, что “любого корабля, способного успешно атаковать «Эшвилл», будет слишком много” для его тральщика. «Талса», «Изабель» и «Уиппурвилл» благополучно достигли Австралии, став последними кораблями Азиатского флота, ушедшими от японцев. «Эшвилл» больше не видели и не слышали.

На Батаане и Коррехидоре голодные американские и филиппинские защитники безнадежно противостояли превосходящей и хорошо вооруженной 75-тысячной группировке японской армии. Спасение было невозможно, и окончательная судьба американцев и филиппинцев была лишь делом времени. После месяца отчаянного сопротивления, 9 апреля Батаан капитулировал. Тем же вечером «Минданао» подобрала трех едва державшихся на ногах американских офицеров. Они сообщили, что на берегу находится много людей, изможденных и слишком слабых, чтобы плыть. «Минданао» поспешно подошла к берегу и, несмотря на опасность остаться там навсегда, спасла еще 60 американцев.
Американские канонерские лодки (19)
Речная канонерская лодка "Минданао" - флагманский корабль Южно-Китайского патруля, начало 1937 г. Две последних речных канонерки китайской постройки отличались от четырех других более широко расставленными дымовыми трубами.

На следующий день на Коррехидоре экипажи «Оаху», «Минданао» и «Лусона» сошли на берег за добром. В течение еще нескольких недель осажденные группы американцев и филиппинцев – морпехов, моряков, авиаторов и медсестер – скрывались в тоннелях Коррехидора от непрерывных японских обстрелов, оставаясь последним очагом организованного сопротивления Японской Империи в Южной Азии. На всем протяжении осады умелыми моряками с канонерских лодок комплектовались расчеты тяжелых береговых батарей Коррехидора, успешно ведущие артиллерийскую дуэль с сильно превосходящей японской артиллерией. После того, как давно уже оставленная «Минданао» получила попадание авиабомбы в машинное отделение, 2 мая американцы затопили ее. “Кораблю конец”, – доложил ее командир, – “но не его экипажу”. Спустя три дня японская артиллерия потопила «Оаху»; вскоре после этого американцы затопили «Лусон» – последнюю уцелевшую канонерку на Филиппинах.

Близился конец. Поздней ночью 5 мая, выпустив за день по Коррехидору 16 000 снарядов, несколько тысяч японских солдат хлынули на берег, сломив отчаянное сопротивление значительно уступавших по численности американцев. После нескольких рукопашных стычек японцы ввели в бой танки, прокладывавшие им путь ко входу в тоннель. Наутро 6 мая 1942 г. командовавший канонерками Хуффель передал последнее сообщение Азиатского флота: “Сто семьдесят три офицера и две тысячи триста семнадцать матросов флота сохраняют свою верность и преданность стране, семьям и друзьям”. К вечеру Коррехидор сдался.
Американские канонерские лодки (19)
Охваченная пожаром и практически уничтоженная японскими бомбежками верфь ВМС Кавите в Манильской бухте, 12 декабря 1941 г.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня с погодой повезло - выдался ясный солнечный день. Караньское плато - местность, расположенная между Фиолентом и Балаклавой. Давно хотел там оказаться, но собрался только сегодня. Ландшафт пересчённый, возвышенности чередуются с небольшими балками; тем не менее, вполне проходимо: ...
Девочки, доброе утро! У меня сегодня F.U.N. lacguer Powerful, созданный в коллаборации со Светой Сандерс. Ничего необычного, просто красный ) ...
Дита фон Тиз вчера в аэропорту Лос-Анджелеса. src ...
Я помню, что в детстве были только паровозы, никакой другой тяги на железной дороге не существовало. Ну, были дрезины. Потом появилась электричка. Но паровозы использовались долго, до конца 70-х г.г. Наш дом находился недалеко от железной дороги, и когда проходили мимо тяжелые ...
В последние годы в научно-просветительском сообществе растет озабоченность по поводу распространения недоверия к официальной науке. Особенно ярко это проявляется в истории. Одним из наиболее популярных вопросов, в котором столкнулись апологеты традиционной науки и альтернативщики, ...