Альтернативный учебник классической русской литературы создают известные писатели современности

топ 100 блогов podosokorskiy23.10.2010 В России готовится к выпуску школьный учебник по литературе, аналог которого вряд ли существует в мире. Его создали не специалисты-литературоведы, а самые известные сегодня в стране писатели, поэты и драматурги.

Альтернативный учебник классической русской литературы создают известные писатели современности

Более сорока «лучших перьев» современной России - а среди них Андрей Битов, Людмила Петрушевская, Дмитрий Быков, Ольга Славникова - взялись за создание экспериментального учебника, состоящего из статей о классиках русской литературы - от Пушкина до Солженицына. У каждого из авторов, конечно, нашлись свои причины, чтобы заняться этой работой. Лауреата премии «Русский Букер» Ольгу Славникову, например, до сих пор не отпускает «школьная травма», полученная в процессе изучения литературы в советские времена. Тогда, вспоминает она, учителя-словесники, как правило, навязывали ученикам определенный набор представлений о писателе и мало интересовались личным мнением школьника.

Сегодня такого догматизма нет. Но есть другая проблема: дети, подростки мало читают художественную литературу. Об этом с тревогой говорят, кстати, не только в России, но и в других странах. Как вернуть интерес молодежи к классике? «Нужен не отстраненный, суховатый взгляд литературоведа, а очень личное высказывание писателей о своих любимых авторах», - выразил уверенность в интервью «Голосу России» Вадим Левенталь, представитель петербургского издательства, выпускающего учебник.

«Мы не ограничивали свободу наших авторов, не подсказывали, что и как им писать. Например, сейчас в Интернете можно найти статью о Пушкине, созданную для учебника известным драматургом Людмилой Петрушевской. Статья вызвала волну возмущения среди первых ее читателей: «Разве можно ученикам предлагать настолько личный взгляд на Пушкина?» Это, действительно, одна из самых субъективных статей сборника. Петрушевская передает биографию Пушкина в свойственной ей сказовой манере. И многих это задело. Но мне кажется, это как раз очень здорово», - заметил Вадим Левенталь.

Издатель обращает внимание на оригинальные повороты в статьях других авторов. Так, писатель Сергей Носов представляет Федора Достоевского как создателя огромной галереи портретов чудаков, которые встречаются в реальной жизни. Роман Сенчин трактует в контексте современных угроз творчество Леонида Андреева, жившего в начале XX века и, в частности, писавшего о терроризме.

Однако сами авторы статей о литературных классиках не видят чрезмерной субъективности в своих работах и в очерках своих коллег. Дмитрий Быков, обладатель главной российской премии по литературе «Большая книга», например, в интервью «Голосу России» заметил:

«Я еще и школьный преподаватель с довольно большим стажем, и вот сейчас только что пришел с урока. Я абсолютно убежден, что эту книгу можно рассматривать как учебник литературы, очень дельная книга получилась. Вообще, писатели, как правило, демагогией не занимаются, когда говорят о литературе. Я же постарался в краткой форме изложить ситуацию с современным прочтением Максима Горького, попытался ответить на вопросы, в чем причина его феноменальной прижизненной славы и посмертного уважения. Мне интересно было проанализировать его успех в начале ХХ века: какую такую концепцию предложил он миру, что все в него влюбились?»

Но действительно ли ждут этот учебник в школе? Московский учитель Ирина Семенова в интервью «Голосу России» ответила так:

«Учебник, созданный писателями, - это всегда интересно. Потому что наверняка любой автор выбирает что-то для себя дорогое, близкое и делится своими мыслями. Это интересно как эксперимент».

Положительная сторона эксперимента, признают специалисты, состоит еще и в том, что, читая размышления о классиках, школьники узнают имена современных писателей, которые, возможно, когда-нибудь тоже станут классиками.

http://rus.ruvr.ru/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Глубже! Главного героя увольняют из театральных режиссеров за профнепригодность. А он возьми, да и окажись гениальным режиссером порно. Чушь, мне кажется. Уж если режиссер хорош, то ему хоть детский утренник поручи, хоть порнографию. Везде успех будет. Но благодаря живительной теме ...
Оказывается, сегодня самый печальный день в году и зовут его Blue Monday... а я и не знала. И с утра повела себя неправильно - не грустила почему-то. А сейчас мне позвонили из Стамбула, и я таки слегка опечалилась. Хотя ничего нового я, в общем-то не узнала, ...
Многострадальный ремейк фильма "Оно" по одноименной книге Стивена Кинга, первую часть которого наконец-то обещают в сентябре, я бы посмотрела и так, из любви к искусству… но вы таки гляньте, кого эти люди взяли Пеннивайзом. Добра молодца непросто узнать по соплям в полном гриме, но йа ...
Феминистки бывают разные. Есть такие, которые просто настаивают на том, чтобы при приёме на работу смотрели на реальный потенциал работника, а не на его (вернее, её) пол. Их взгляды разделяю чуть более, чем полностью. В первую очередь, пусть смотрят ...