Альтернатива маразму ВШЭ и РАГС
m_kalashnikov — 11.05.2012 Cтратегия-2020, экономика, наш вариант - альтернатива маразму ВШЭ и РАГССекция экономики ЕврАПИ
СТРАТЕГИЯ 2020: АЛЬТЕРНАТИВА МАРАЗМУ
(Группы правительственных экспертов предложили Правительству РФ документ «Стратегия-2020» в котором, по сути, нет ничего нового и ничего стратегического. Убогость мысли творцов «Стратегии-2020 заставила нас выступить с альтернативным документом)
1. Общие положения по преодолению системного экономического кризиса в РФ.
Преодоление – это действие. Чтобы преодолеть кризис, равно как и вообще что угодно преодолеть – нужно действовать, а не ждать, и не посылать вместо себя на решение проблем иностранных инвесторов и частных лавочников.
Наше представление о развитии России – это структура СТВОЛА и ВЕТВЕЙ. Основной ствол развития экономики, её становой хребет, должен быть в руках государства и под контролем государства. Его следует признать необходимым для государства средством для удержания контроля над территорией. Если снизить госсобственность ниже определенного порога, то государство просто потеряет ресурсы и инструменты для того, чтобы реально, а не номинально, владеть и управлять своей территорией. Его власть станет призрачной, как у голландского или норвежского королей.
В настоящее время Россия среди развитых стран – рекордсмен по снижению уровня госсобственности. Для достижения уровня развитых стран России необходимо резко увеличить долю госсобственности в экономике, чтобы догнать по проценту госкорпораций США, Германию, Англию и Францию, не говоря уже о Китае и Японии. (Подробнее здесь: http://economicsandwe.com/doc/1023/)
При этом следует учитывать, что все перечисленные страны обладают гораздо более мягким климатом, чем Россия, и потому их нужно по уровню госсобственности не только догнать, но и, желательно, перегнать.
Кроме того, необходимы экстренные меры по стимулированию интеллекта и эрудиции граждан. С современным состоянием СОЦИОПСИХИКИ (подробнее здесь - http://economicsandwe.com/r/sociopatologia/) , с преодладание дебилов и выродков в качестве агентов реформирования никиких положительных реформ провести нельзя. Поэтому государство должно сосредоточить всю свою энергию для возрождения духовности и традиционализма, для стимулирования экономического и научно-технического роста опережающими вложениями в образование
Госкорпорации должны стать основным становым хребтом экономики. Для того, чтобы разделить сферы ответственности государства и бизнеса, предлагается схема здравого смысла:
I. Универсальные продукты – государственная монополия.
II. Продукты малой серии – производятся силами частного бизнеса.
К универсальным продуктам относятся продукты, которые используются в стандартном виде (в виде ограниченных ГОСТов) во многих отраслях и являются всеобщими (потому и универсальными) слагаемыми для разных производств.
К универсальным продуктам относятся: основные виды топлива, электроэнергия, типовые (вне дизайнерской обработки) строительные материалы, геология и природное сырьё, металлургия, магистральный транспорт (обобществленный ещё при русских царях), магистральные услуги ЖКХ (отопление, освещение, капремонт домов).
Отдельно (в инновационном секторе экономики) располагаются фундаментальная наука и образование, здравоохранение.
К малосерийным продуктам относятся: столово-ресторанный бизнес, малотоннажные перевозки, пошив одежды, обуви, сфера услуг, сфера индзаказов в ЖКХ, инновационно-рационализаторский интеллектуальный и потребительский продукт, сфера масс-культуры, потребительская кооперация, розничная торговля, кулинария, ритуальный бизнес, и иные, не противоречащие закону и здравому смыслу сферы деятельности.
Опыт СССР доказал, что НИКАКИХ проблем с производством универсальных продуктов в плановой экономике не было и не предполагалось. Государство прекрасно справлялось с нефтедобычей, геологией, выплавкой металлов, строительством транспортных магистралей обеспечением населения топливами и электроэнергией и т.п. Эта сфера развивалась быстрее и эффективнее западных аналогов, здесь не было ни дефицита, ни очередей, ни каких-либо иных заминок функционирования.
Все проблемы советской экономики приходились только и единственно на сферу производства продуктов малой серии, тех продуктов, которые нельзя наштамповать единым ГОСТом на всю страну, которые требуют индивидуальной работы с заказчиком.
Именно поэтому сегодня государство должно взять производство универсальных (всем нужных в одинаковом виде) продуктов в свои руки и под свой контроль. Это составит растущий ствол экономики.
От ствола в изобилии будут произрастать ветви частного бизнеса, которым, иначе неоткуда и расти. Ведь для конкурентной игры нескольких команд на стадионе нужен для начала сам стадион.
В производстве универсальных продуктов – таких, как ГОСТовский бензин или обыкновенный кирпич конкуренция не нужна, она тут только вредит, нужно просто штамповать и штамповать без оглядки.
ЕврАПИ полагает, что России нужны не поверхностные, косметические преобразования в логике «дефлекторономики» (подробнее здесь: http://economicsandwe.com/doc/296), а именно реформирование климата. России ничего не даст расширение демократической клоунады, разного рода «модернизации социальной сферы» (как паразитарно-потребительского, так и крохоборно-людоедского плана). Расширение возможностей для достижения личного успеха разного рода аферистов путем демагогии на площадях и общий успех проекта «Россия» - это принципиально разные вещи.
Глубинные преобразования эргономической реформы вообще не затрагивают персоналий власти, представляют свободную от привязки к личностям программу экономических действий. Это внушает определенный оптимизм: циники, которых в нынешней элите большинство, сражаются до смерти за свое место, но не за свои взгляды, которые меняют, как перчатки. Возможно – это формула бескровного и мягкого характера грядущих преобразований.
Почему снижение доли затрат на единицу коммерческой отдачи не может включать в себя снижение зарплат работающим и социальных пособий иждивенцам?
Потому что снижение доли затрат в эффекте и простое снижение затрат – очень и очень разные вещи. Самой малозатратной была экономика каменного века. Задача стоит не в снижении издержек, как таковых, а в снижении их сектора в общей сумме итоговой выручки. Чаще всего это выражается в росте издержек при опережающем росте суммы выручки.
Нашу формулу часто искажают, подменяя снижение доли затрат простым снижением затрат. Это – обман, а зачастую и самообман. Дело в том, что при росте отдачи от проекта уместно и справедливо говорить о рост затрат. Важно лишь, чтобы их доля в единице выручки не росла.
Самым простым способом снижения затрат является снижение зарплат. Меньше получает трудовой персонал – меньше издержки предприятия. Однако снижение издержек производителя через снижение зарплат работников – тупиковый путь, ведущий в итоге к общему коллапсу потребительского спроса. Да, товаров сделают много, и они будут дешевыми, но кому их покупать?!(Глобальное подтверждение здесь: http://economicsandwe.com/doc/1177/)
Формула неэффективности тут такова: снижение покупательной способности каждого, отдельно взятого гражданина – это фактор, влияющий на снижение покупательной способности всех (подробнее здесь http://economicsandwe.com/doc/1186/).
Эргономическая реформа, т.е. комплекс экономических реформ, который ЕврАПИ предлагает правительству РФ.
Эргономика – наука об оптимальной организации пространств и процессов. Эргономическая реформа – путь к конкурентной состоятельности России, затрудненный прерывистостью экономического накопления благоприятных факторов, суровым климатом и большой протяженностью дорогостоящих сухопутных маршрутов.
Главная цель преобразований – реформирование инвестиционного климата: снижение доли затрат на единицу коммерческой отдачи. Наша основная проблема – неконкурентоспособность отечественного производства, связанная с суровым климатом, континентальной растянутостью производственных транспортных линий, и застойным характером производства.
Потому и решение заключается в том, чтобы компенсировать инвестору недостаток естественного тепла доступам к источникам бесплатной энергии огромного пространства страны, растянутость коммуникаций – их энергоэффективностью, а косность производства – инновационным прорывом.
2. Меры по наполнению и увеличению госбюджета, расходы которого должны постоянно возрастать.
Мы не разделяем мнения многих о том, что государству нужна монополия на торговлю алкоголем и табаком: эта монополия ведет к тому, что государство стремится для наполнения бюджета споить и скурить собственный народ.
Однако торговлю многими универсальными товарами народного потребления государству необходимо взять в свои руки для пополнения бюджета. Это сахарная монополия, монополия на оптовую торговлю лекарственными средствами (розничная может оставаться в частных руках), природно-сырьевая монополия, монополия внешней торговли (сколько чего ввозить и чего вывозить – должно решать только государство - хотя бы из соображений госбезопасности).
Государство может много выиграть, если отнимет у спекулянтов сферу жилищного строительства и приступит к продаже по сниженным ценам жилья с уплатой ипотеки напрямую в государственный бюджет. Человек может, как в советское время, получать квартиру и бесплатно – но с вычетом определенной доли (не более 25% заработка) из зарплаты до полного погашения стоимости жилья. При низких зарплатах человек будет платить меньше, что простимулирует государство дополнительно искать меры повышения оплаты труда.
Частник может оставаться на рынке жилстроя только если он соблюдает социальные стандарты по качеству и цене жилья, установленные госстроем.
Государство должно дотировать цены на основные социальные товары за счет высоких акцизов на основные асоциальные товары (алкоголь, табак, игорные зоны, предметы роскоши и т.п.).
Государство использует в качестве меры повышения уровня и качества жизни людей выкуп у отечественных предприятий (или налоговый зачет им) и раздачу в социальных пакетах ПОДАРОЧНЫХ КАРТ на продукцию данных предприятий в их фирменных магазинах. В отличии от денег подарочные карты направляются потребителем на поддержку определенного конкретного предприятия, что очень важно при переходе от экономической смуты наших дней к устойчивому развитию.
Государство отказывается от обсуждения своей денежной эмиссии с любыми международными финансовыми организациями и выпускает деньги в оборот исходя из внутренних, обоснованных экспертами, нужд страны и народа.
Государство для пополнения бюджета отказывается от практики бесплатного образования и взимает за любое образование экономически оправданную плату. При отказе платить за образование формируется ДОД (долгосрочный отработочный долг) обучающегося, который он обязан выплатить в достаточно длительный промежуток времени (до 40 лет) деньгами или отработкой в указанных государством местах по специальности, как сам захочет.
Здравоохранение должно оставаться всеобщим и бесплатным, поскольку здоровье нужно всегда и всем, а излишнее количество образованных порой и вредит государству вместо помощи.
Государство вступает в отношения соинвестирования с частным бизнесом, внося во вновь образуемые частные предприятия свои услуги по землеотводу, налогам и т.п. в обмен на получение части акций и части будущих дивидендов по этим акциям. Интерес бизнеса в этой схеме заключается в том, что снижаются его издержки на ранней, самой опасной стадии запуска бизнеса, когда кругом одни расходы, вложения, и никаких доходов. Растут же издержки на более поздних стадиях (в виде выплаты части прибыли) – когда прибыль уже сформирована и дело запущено на полную проектную мощность.
Не надо боятся превышения денежной массы над товарной, если оно не слишком велико. Рост производства вообще невозможен без той или иной формы ТОВАРНОГО ГОЛОДА – когда количество денег больше, чем количество наличного товара. В ситуации же когда количество денег равно стоимости товаров (или, как в РФ – меньше совокупной стоимости товаров) – нет никакого стимула наращивать производство. Всякая вновь возникающая потребность может быть удовлетворена только путем отказа от оплаты какой-то старой потребности. Грубо говоря, новый журнал или вообще не появится, либо, появившись, будет вынужден отбить подписчиков у старого журнала. Ситуация же в которой будут подписывать и новый и старый журналы возможна только если количество денег больше совокупной стоимости имевшихся до появления нового журнала товаров. (Подробнее здесь: http://economicsandwe.com/doc/1115/)
Инфляцию производит не покупатель, а производитель, и не тогда, когда у покупателя много денег на руках, а в том случае, если можно безнаказанно для себя поднять (вздуть) цену. Не удавкой снижения денежной эмиссии, а серьёзной работой антимонопольных органов, пресекающих попытки необоснованно завышать отпускные цены преодолевается инфляция. За ценами на хлеб, например, цари Руси следили ещё в средние века, так что коммунизм и СССР тут совершенно не при чем. В США не одна, а три государственных конторы следят за ценами.
В РФ 90-х годов схема «гайдарономики» с её «свободными ценами» была такова: человек имеет рубль, и собирается купить хлеб на 50 коп. и газету на 50 коп. Понимая, что без хлеба человеку никак, булочник повышает цену до 1 руб., уничтожая тем самым бизнес газетчиков, но не повышая собственного производства. Дороговизна первостепенных товаров на свободном рынке пожирает спрос на второстепенные товары, сводя весь спрос в итоге к грубому и нищенскому, первобытному выживанию.
Естественно, такая схема, как «гайдарономика» - это не развитие экономики, а её деградация.
3. Меры по повышению доходности производственного частного бизнеса
В основу стратегии должны быть положены инфраструктурные субвенции для инвесторов. Инфраструктурная субвенция – это покрытие части расходов (наращивание доходов) не отдельному предприятию, а разом всем предприятиям, работающим в субвентируемой отрасли.
Строительство магистральной трассы – это инфраструктурная субвенция для всего придорожного малого бизнеса, сети кафе, заправок, мотелей и т.п., без которой данный вид бизнеса вообще не может существовать. Строительство прудов и запруд – инфраструктурная субвенция для частных производителей рыбы, водоплавающей птицы, нутрии и т.п. «Челябинский порог» для ж/д транспорта – инфраструктурая субвенция для всех перевозчиков, и т.д.
Для того, чтобы росла доходность производственного частного бизнеса нужно расширять ему выгодный доступ к сырью и рынки сбыта. Все издержки бизнеса делятся на три категории:
I. Издержки на сырьё и полуфабрикаты.
II. Издержки на энергию
III. Издержки на подготовку и повышение квалификации персонала.
Есть и ещё один вид издержек – на заработную плату, но это т.н. «фиктивный вид издержек», потому что издержки на высокую оплату труда в стране возвращаются к национальному производителю высоким спросом на рынке. Иначе говоря, это не безвозвратные издержки, а выгодные вложения под высокий процент в человеческий капитал.
Необходимо перейти к поощрению глубокой переработки сырья внутри страны с помощью регрессивной шкалы пошлин для продуктов высокой степени передела (максимализация пошлин на вывоз сырья и на ввоз импортных продуктов конечного вида; минимализация пошлин на экспорт продуктов конечного вида и на импорт сырья).
4. Инновационная политика РФ
Национальная инновационная система – система, в которой риски от внедрения новых технических устройств застрахованы специальным фондом, складывающимся из отчислений с уже успешно внедренных, используемых с прибылью технических устройств.
Государству нужна инновационная и льготообразующая недвижимость. Необходима программа инфраструктурного льготообразования для отечественного производителя.
Инновационная недвижимость – это такая инновация, которую нельзя вывезти в зоны более благоприятного климата и дешевизны труда. Например – ГЭС, Приливная ЭС в Кислой Губе, токомак, андронный коллайдер и т.п.
- Льготообразующая недвижимость – это объекты инфраструктуры, финансирование которых не включено в издержки производителя, но существование которых положительно отражается на прибыли производителя. Например, шашлычная при оживленном шоссе и шашлычная в глухом лесу принесут очень разные доходы, хотя строительство шоссе владельцем шашлычной не финансировалось.
- Инфраструктурное льготообразование для отечественного производителя – это формирование среды благоприятствования для его деятельности. Мера и степень доступности производителю земли и объектов недвижимости, квалифицированных кадров, мотивированного покупателя, энергии и сырья, кредитов и субсидий – есть мера и степень льготообразования в той или иной стране.
Для инновационного ускорения потребуется федеральная программа «ВИК» – Венчуризация Инвестиционного Климата. Каждое прибыльное предприятие обязано будет инвестировать определенный процент прибыли в собственный, или (за неимением собственного) – добровольно избранный инновационный проект (или Венчурный Фонд).
Это необходимо не только из-за чрезмерной потребительской составляющей в расходах обладателей прибыли, но и потому, что венчурные инвестиции – высокорисковые, и добровольно их редко кто осуществляет.
Так же необходима программа «ГИБ» - Гарантированная Инновационная Безубыточность. Страхование грядущих инновационных рисков с помощью отчисления части прибыли от успешно внедренных инноваций в общенациональный фонд страхования инновационной деятельности.
РФ нуждается в кардинальном изменении всей патентной системы РФ, связанное с ужесточением наказания за нарушение авторских прав и одновременное снятие с изобретателя всех и всяческих расходов (пошлинных и иных) на получение и поддержание патента.
Сейчас ситуация абсурдна: изобретатель за признание собственного труда авторским вынужден платить государству весьма существенную сумму поборов, как будто государство не заинтересовано в его деятельности.
5. Промышленная политика РФ
I. Организационные меры
Необходима реформа административного аппарата управления экономикой страны. Она направлена на декриминализацию, фючерсизацию деловых отношений хозяйствующих субъектов, развитие национальных информационно-организационных систем промышленной кооперации, аутсорсинга и субконтрактации.
II. Фьючерсизация
В условиях нестабильности спроса наращивание производительности труда зачастую есть наращивание убытков, потому что больше затрачивается сырья, энергии, накладных и трансакционных издержек – а сбыта никто не гарантировал. Поэтому нестабильность спроса вызывает сжатие производительности до величин, которые являются (или кажутся) производителю достаточно бесспорными для покупательского спроса.
Грубо говоря – запуганный затовариванием складов производитель работает не в полную силу и возможность, а скорректировано под прогноз сбыта.
ФЬЮЧЕРСИЗАЦИЯ – это лонгирование деловых отношений и спроса на длительный период будущего, который позволяет производителю максимализировать свои возможности, без страха затоваривания складов произвести как можно больше товаров, потому что они – ЗАРАНЕЕ ЗАКАЗАНЫ и даже, возможно – ЗАРАНЕЕ ОПЛАЧЕНЫ.
III. Принципиальная необходимость реформы во внешней торговле
Необходимо строго соблюдать отрицательное или хотя бы нулевое сальдо внешней торговли. Весь наш экспорт должен быть оплачен импортными товарами, имеющими безусловную потребительскую ценность, а не бумагами условной стоимости. Если у импортера наших товаров нет обменных товаров, то нужно оформлять кредит с выплатой им процентов. Торговля же с положительным сальдо (когда вывоз больше ввоза) по сути, означает беспроцентный кредит для покупателя. Если же его валюта подвержена инфляции, то это кредитование заграницы с отрицательным процентом кредита.
Например, мы продали нефти на 100 долларов, а взяли бананов только на 40 долларов. Это значит, что нефтью на 60 долларов мы предоставили импортеру кредит, но не взыскиваем с него процентов. Более того, если мы продержим у себя в золото-валютном фонде 60 долларов некоторое время, то инфляция снизит сумму долга импортера, и фактически мы сможем приобрести на 60 долларов меньше товаров, чем в момент их получения! Конечно, такая схема внешней торговли – обмена безусловных благ на условные единицы, не имеющие самостоятельной ценности – грабеж и надувательство страны.
IV. Связь частной инициативы с государственным эффектом кооперирования, субконтрактации и аутсорсинга.
Реформа предполагает разветвленную структуру общенационального кооперирования в области снабжения и сбыта частных предприятий и трудовых хозяйств. Предоставляя труду фьючерсные гарантии, такая централизация снимает колоссальные страховые издержки риска (а вдруг сделаю, да не купят?!) и очень серьёзно способствует увеличению как числа трудящихся так и интенсивности труда.
Общенациональная структура кооперирования, субконтрактации и аутсорсинга должна иметь целью снижение трансакционных издержек предпринимателя – система структурной поддержки загрузки его производственных мощностей, комплектации потребностей производства, сбыта продукта.
Почему эргономическая реформа переносит ставку с малого бизнеса на крупносерийное производство?
Дело в том, что крупносерийное производство гигантских предприятий способно дать очень низкую себестоимость единицы продукции по сравнению с ремесленничеством и кустарщиной соответствующей отрасли. Это связано как с внутренней оптимизацией производство (простои в работе молотка у простого домохозяина – 99,9% времени, а у профессионального плотника – гораздо меньше), так и с возможностью заказать мега-эффективное оборудование, скорострельность которого немыслима да и просто не нужна для кустаря. Кроме того, есть виды продукции, которые вообще не могут быть рентабельно выпущены вне крупносерийного производства.
Но у крупносерийного производства есть ахиллесова пята: в случае, если парализовать его сбыт, убытки его будут несопоставимы с кустарщиной, а возможность маневра и переориентации с его стороны значительно ниже, чем у полунатурального ремесленного хозяйства. Возрастание специализации есть одновременное и неизбежное нарастание уязвимости.
V. ЭНЕРГОНОМИКА
.
Энергономика – предоставление больших объемов дешевой, а лучше – вообще бесплатной энергии всех видов для нужд производителя, позволяющее ему снизить издержки на энергетические расходы. Кредитование производителя энергией, возможно, с отрицательной ставкой кредитного процента.
В логике инвестора главным элементом является преимущество дешевизны при вложениях в постановку производства. Это нужно учитывать: если у нас нет ничего дешевле, чем в среднем в мире, то никому наши инвестиционные площадки не нужны.
Дорожная карта "Повышение доступности энергетической инфраструктуры", разработанная в рамках проекта "Национальная предпринимательская инициатива", ставит своей целью сократить время на прохождение всех этапов подключения с нынешних 281 дня до 45 дней в 2015 году. Предлагается создать условия для сокращения сроков и этапов технологического присоединения, снизить тарифы, повысить уровень раскрытия информации, а также заняться повышением эффективности использования существующих ресурсов сетевых организаций.
Однако просто подключится мало: если цена за энергию съест прибыль производителя, то никакого производства не станет, хоть всех в считанные часы подключай к любой силовой линии.
Поэтому стратегия-2020 ориентирует бизнес не только на потребление, но и на выработку электроэнергии на альтернативных генерациях. В 2012 году появляется много интересных объектов малой энергетики: строительство первого в России ветропарка в Курганской области, применение солнечных батарей для освещения московских парков, строительство мини-электростанций в Удмуртской области и Пермском крае.
С одной стороны, такое внимание обусловлено ростом цен на электроэнергию: киловатты, вырабатываемые малой энергетикой, обходятся дешевле. С другой стороны, никому пока не удается решить основную проблему альтернативной энергетики: нестабильность источников. Однако они могут быть выгодным подспорьем для централизованной энергетики.
Тревога бизнеса обусловлена не только волокитой с энергетическими бюрократами, но и (в первую очередь) существенным повышением стоимости энергоносителей (газ, уголь) и, как следствие, цены на электроэнергию. По прогнозируемым данным Минэкономразвития РФ, средние цены на электроэнергию в 2015-2030 годы для всех категорий потребителей вырастут в 2,6-2,65 раза и составят 16,5-17 центов за кВтч. К 2022-2023 годам тарифы на электроэнергию для населения будут доведены до уровня цен для промышленных потребителей, а к 2030 году превысят последние на 8-10 %.
В строительстве собственных электростанций заинтересованы как энергодефицитные, так и энергодостаточные регионы. Для первых это потребность уменьшить зависимость от покупной электроэнергии. Для вторых – экономия и оптимизация энергоресурсов. Крупные потребители давно пользуются собственными котельными и электростанциями.
Мощное энергетическое развитие, образцовая энергосистема – одно из главных конкурентных преимуществ России. И это касается не только малого бизнеса, но и гигантов нашего производства. Почему процветают российские алюминиевые заводы? К нам везут импортные бокситы из Туниса, у нас выплавляют из них алюминий, который затем вывозится. Странная схема (что, трудно в Тунисе завод поставить?), если не знать, что у нас киловаттчас стоит 2-3 цента, а во всём мире – 12-15. И получается, что, с точки зрения цены, алюминий – это твёрдое электричество.
Уберите преимущество в счетах за электроэнергию – и бокситы не повезут в Россию. Капитал "перетекает" туда, где для него выгодные условия вложения. С появлением способов его перемещения (с открытием экономической границы) капитал из России уйдет в мировую экономику. Российский бизнес в случае с алюминием продает не сам металл, а затраты по его извлечению.
Отрасль минеральных удобрений России по своим оборотам приближается к нефтянке. После газа и нефти минеральные удобрения – самый ходовой товар из России. Миллиардные прибыли! Но все это стоит на дешевой электроэнергии. Ведь что такое аммиак? Один атом азота и три атома водорода. Где на Земле нет азота? Он на 80% составляет атмосферу. Где на Земле нет водорода? Он получается из воды. Так почему именно из России вывозится почти на 4 млрд. долларов аммиака? Может быть, в других странах проблемы с воздухом? С водой? Ответ один: экономический эффект в 4 млрд. долларов – это дары энергосистемы, недоразгромленной Чубайсом.
Поэтому необходима госпрограмма «ГСЭ» до 2020 и 2050 годов программа «Государственного Стимулирования Энергоэффективности» предприятий, административно-финансовые и социально-карьерные стимулы для энергоэффективных организаторов производства, и соответственно, административно-финансовые и социально-карьерные взыскания с тех, кто не уделяет этому должного внимания, и игнорирует имеющийся отраслевой опыт энергоэффективного, бережливого производства.
VI. Эргономика транспорта
Эргономика транспорта – система транспортных устройств и транспортных тарифов, позволяющая перевозить как можно больше грузов как можно более дешево. Яркий пример – «челябинский порог» железнодорожного тарифа в царской России, сделавший выгодным перевозку грузов на дальние расстояния.
Это необходимо дя преодоления нерентабельности чрезмерной российской растянутости производственных транспортных коммуникаций с помощью активного развития производственной логистики на базе наиболее дешевых и энергоэффективных видов перевозок. Развитие грузового водного транспорта на реках и каналах. Развитие иных перспективных направлений «дешевого транспорта».
6. Сельское хозяйство РФ
Учитывая холодный климат РФ – сформировать ряд национальных производственных агрокластеров, связанных с производством в мировом масштабе (для всей планеты) продуктов, технологически нуждающихся в холоде больше, чем в тепле. Это рынки натуральных мехов, продуктов из ржи(вместо пшеницы), рынок питьевой воды, мороженых агропродуктов и т.п. Государственное проектирование должно добиться коренного перелома в области ТРОФОНОМИКИ и лидерства в этой сфере в мировом масштабе(подробнее - http://economicsandwe.com/doc/1022/).
Необходима госпрограмма развития тепличного хозяйства на селе с масштабным конвертированием энергий ветра, геотермальных источников, речных и океанских потоков, приливов и отливов и т.п. в дополнительный свет и дополнительное тепло для теплиц и парников. Общенациональное выравнивание дневной и ночной температуры за счет аккумулирования дневного тепла на ночное время суток.
Должны получить широкое распространение ЭКОНОЕМКИЕ виды и методы ведения сельского хозяйства с помощью государства (Подробнее см. http://economicsandwe.com/doc/1162/).
|
</> |