АЛИМПИЙ ПЕЧЕРСКИЙ: А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?
nikonova_alina — 23.11.2021Часть 1.
Традиционно принято начинать рассказ об истории русского искусства с крещения Руси. Когда наши ошарашенные предки вылезли из Днепра, мокрые, но уже воцерковленные, их ждало еще одно потрясение. Вместо привычной, хотя и жутковатой головы Перуна с золотыми усами, их взорам предстали совершенно иные образцы художественного творчества: храмы с мозаиками и фресками, призванные наглядно пояснить основные постулаты новой веры, и иконы. Как утверждает автор «Повести временных лет», когда князь Владимир вернулся в Киев после того, как сам крестился в Корсуни (Херсонесе), то «…повелел опрокинуть идолы, - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его по Боричеву извозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами… Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем…»
Во всяком случае, очень часто картину смены жизненного уклада нарождающейся русской нации представляют именно так. Было язычество, потом князь киевский Владимир Красно Солнышко решил, что надо как-то определяться с религией, а то отстали от Европы невесть на сколько лет (вон, во Франции уже Капетинги сменили Меровингов, западные славяне объединяются в единое государство под властью Болеслава I, Реконкиста и Первый Крестовый поход не за горами…), и тут же в один момент все поменялось. Благодарный народ перестал приносить жертвоприношения Перуну и прочим старым богам, и перекочевал в христианские храмы.
На самом деле, конечно, все было совсем не так. Принятие христианства на Руси растянулось на несколько веков, причем это происходило и до и после киевского флешмоба. Но для нас самым главным в этом процессе можно считать то, что вслед за византийскими духовными лицами, священниками и иерархами православной церкви, в Киев потянулись и представители творческих профессий, в том числе живописцы и мастера фресковой живописи. Именно они стали создавать первые иконописные мастерские, расписывать первые построенные в Киеве храмы, оформлять миниатюрами рукописные священные книги.
И вот тут на историческую сцену примерно через сто лет после крещения Руси князем Владимиром и выходит Алимпий Печерский – первый русский живописец. С одной стороны, может показаться, что говорить о творчестве художника, от которого не сохранилось никаких бесспорных произведений, бессмысленное занятие, но все-таки это не совсем так. Кое-что о его творчестве можно узнать и из существующих источников и материалов. Но начать, вероятно, все же стоит с его биографии.
Вообще, Алимпий Печерский фигура легендарная настолько, что у многих исследователей возникало сомнение в том, что такой человек реально существовал. Информация о нем сохранилась в ранних монастырских летописях, и некоторые ее детали наводят на мысль о том, что Алимпий – фигура мифологическая.
Согласно традиционной версии Алимпий был уроженцем Киева. Кстати, имя это он получил, когда был пострижен в монахи, а как его нарекли при рождении нам неизвестно. Вроде бы с детства он проявлял интерес к рисованию, и еще мальчиком родители отдали его в обучение византийским мастерам, которые приехали в Киев расписывать Успенскую церковь Печерского монастыря. Это было в 1084 году, и Алимпий тогда предположительно был еще ребенком.
Правда, искусствовед Д.В.Айналов, который посвятил ранним произведениям древнерусского искусства несколько исследований, вышедших еще до революции, утверждал, что Алимпий принимал участие в оформлении этого собора наряду с византийскими мастерами и уже тогда был иконописцем Печерского монастыря. Если так, то вряд ли он был совсем маленьким, скорее всего к 1084 году Алимпий уже успел стать вполне достойным профессионалом. Впрочем, в те времена люди взрослели гораздо раньше, чем сейчас, а те, кому удавалось дожить хотя бы до пятидесяти могли считаться долгожителями.
Первоисточник информации об Алимпии – это Второе Послание монаха Печерского монастыря Поликарпа своему игумену Акиндину, известное под названием «О святых и блаженных черноризцах братии нашей». Этот текст относится к 20-м годам XIII века и входит в состав «Киево-Печерского патерика». То есть информация об Алимпии запоздала по крайней мере на сто лет. Впрочем, для той эпохи полного отсутствия средств массовой информации кроме устного предания, это еще довольно оперативно.
В этом тексте была кратко изложена биография иконописца, дано описание его внешности и упомянутые некоторые его работы. Это как раз по информации Поликарпа Алимпий был родом из Киева. Кто были его родители, как его звали «на гражданке» – неизвестно, зато известно, что он рано проявил талант к живописи, то есть к иконописанию, и его отдали в обучение к «греческим» то есть византийским мастерам, которые в то время работали над декором Успенской церкви Печорского монастыря.
Поликарп утверждает, что Алимпий «учася мастерам своим помогаше». Судя по всему, это очень смягченный вариант того, что было на самом деле. Приезжие мастера вовсе не жаждали учить конкурентов на свою голову, поэтому многие технические тонкости они скрывали от учеников. Начинающие местные иконописцы действительно учились, наблюдая за мастерами, но при таком методе они могли заметить, понять и освоить далеко не все.
В 1087 году тогдашний игумен монастыря Никон постриг художника в монахи. Тогда же он и получил иноческое имя Алимпий (или Алипий). Алимпий был исключительно трудолюбив, но довольно часто болел. Отсюда происходят многочисленные легенды о том, что подчас работу за него заканчивали ангелы небесные. Поликарп об этом пишет следующее: «…<�Алимпий был> иконы писати хытр бъ зело… За добродетельное житие св.Алимпия Богу угодно было написати за него иконы чудесным образом…»Это касается и самой последней его иконы. Эта история была довольно популярным сюжетом для картин художников-академистов начала XIX века. На полотне художника Раева (довольно посредственного, в целом) мы как раз и видим как ангел дописывает икону, а смертельно больной художник весьма преклонного возраста лежит рядом в постели.
Если не касаться живописных талантов ангелов, то в картине есть одна существенная ошибка. Алимпий ушел из жизни очень рано, судя по всему ему было между 40 и 50 годами (примерно в 1114 году). В том же тексте Поликарпа приводится и его описание в год смерти: «... был мало сед, борода на конец уже, власы с ушей свились…» То есть это должен был быть не древний старец с окладистой бородой патриарха, а болезненного вида мужчина средних лет, без седины, но с вьющимися волосами.
Продолжение следует...