Алые паруса вызывают у меня чувство осознанного протеста.
gilliland — 20.06.2011 Алые паруса вызывают у меня чувство осознанного протеста.Насмотревшись на фейерверки, посвящённые странному празднику "прощание со школой". Побрёл на свой книжный чердак и раскрыл 3-й том соб. соч. А.С. Грина.
Нет никакого желания комментировать "нервное, доброе личико" и "крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия". Это бланманже, дело личных вкусов автора и читателя.
Я о другом. О том, что "Алые паруса" - манифест манипуляций чужими недугами и бедами. Мир "Алых парусов" - это мир расчётливых манипуляторов и их жертв.
Папа этой самой Ассоль, Лонгрен, возвращается с моря - жена померла, оставив дочку. В доме у Лонгрена живёт уже какая-то соседская баба, поджидающая морячка. Естественно, что баба начинает рассказывать какие-то страшные вещи про кончину маменьки Ассоль. В рассказе присутствует всё - полный набор, буря, дождь, ветер, голод, холод и сексуальные домогательства лавочника Меннерса. Выслушав рассказ соседки любой сельский участковый заметил бы в нём немало нестыковок.
Остановлюсь только на том моменте, что виновность лавочника Меннерса подтверждается только показаниями соседки. Неутешный свежеиспечённый вдовец не бежит убивать лавочника немедля, как на его месте поступил бы любой моряк дальнего плавания. Он выждал пять лет. Т.е. пять лет человек нормально ходил по деревне, смотрел на человека, который с соседкиных слов, чуть было не надругался над покойной женой, общался с друзьями этого самого лавочника, дышал, короче, полной грудью одним с ними воздухом, не выдавая своего горя и пряча свои намерения.
Соседку, которая несколько месяцев чем-то кормила его малютку-дочь, правда, выгнал из дома довольно быстро - месяца черед три после своего возвращения. Особенно трогательно звучит: "Поблагодарив вдову за деятельное сочувствие..." Иными словами, соседка получила по заслугам.
Всем известна героическая сцена расправы Лонгрена над сластолюбивым лавочником. Хотя героического в ней не много, а много случайного и некрасивого.
Ассоль растёт, меж тем. Читателя не смущает "нервное, доброе личико", "полурасрытый маленький рот", который "блестел кроткой улыбкой", "неправильный мягкий овал" лица, "горячка мыслей" и пр. тревожные признаки.
Ассоль постоянно, с младенчества, ждёт, когда же её снова обманут и моменты, когда её обманывают, ей безумно нравятся.
"Также служило ей большим, всегда материально существенным удовольствием появление приказчика городской игрушечной лавки, охотно покупавшей работу Лонгрена. Чтобы задобрить отца и выторговать лишнее, приказчик захватывал с собой для девочки пару яблок, сладкий пирожок, горсть орехов. Лонгрен обыкновенно просил настоящую стоимость из нелюбви к торгу, а приказчик сбавлял...Кончалось тем, что тихая возня девочки, мурлыкавшей над своим яблоком, лишала Лонгрена стойкости...он уступал, а приказчик, набив корзину превосходными, прочными игрушками, уходил, посмеиваясь в усы".
Вобщем-то, в этом проходном эпизоде предсказана вся алопарусная феерия. И я бы тожде лишился стойкости, если бы увидел свою дочь, мурлыкающую над яблоком. Я бы даже испугался этой "тихой возни".
Без встречи с волшебником, появляющимся на фоне серых будней тружеников, повествование о психологическом насилии невозможно. И волшебник-фольклорист появляется. "С ароматической водкой в одной руке и игрушкой в другой". Чужой, замечу, игрушкой. Весь увешанный серебром волшебник не может найти для девочки в застираном ситцевом платье, которое едва "едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки", грошика. Зато уверенно вторгается в детский мозг своим кошмарным пророчеством. Козырным местом пророчества является "розовая глубокая долина". Сейчас бы за такие разговоры кудесник загремел бы в узилище, препровождаемый в застенок толпой воющих ювенальных кикимор, а тогда выпивающему сказочнику многое сходило с рук на одиноком песчаном берегу. Поэтому и "разглядывал её, улыбаясь и медленно пропуская бороду в большой жилистой горсти...", поэтому и ноги, едва прикрытые, поэтому и розовая глубокая долина.
Конный разъезд фрейдистов не заметил старичка-сказочника и он сваливает из повествования.