АЛЕН ДЕЛОН В СССР
ygashae_zvezdu — 05.01.2023Мы уже говорили о популярности в СССР Бельмондо (БЕЛЬМОНДО В СССР) и Жерара Депардье (ЖЕРАР ДЕПАРДЬЕ В СССР).
Вспомним сегодня еще одного француза, жгуче красивого Алена Делона.
Подобно Бельмондо и Депардье Ален Делон начинал в серьезном кино, у Висконти и Антониони. Именно эти фильмы попали в наш прокат прежде всего.
Летом 1962 года на советские экраны вышла почти трехчасовая фреска Лукино Висконти «Рокко и его братья» (1960), на мой взгляд, самая смотрибельная, жанровая картина режиссера. Делон играл итальянского юношу, который дабы прокормить семью идет на боксерский ринг. Эта семейная сага великолепна, там есть любовь, предательство, братская ненависть и, право, обидно, что картина не смогла преодолеть отметку в 20 миллионов зрителей, дабы войти в лидеры советского кинопроката. Озвучивал Делона неуловимо на него похожий Вячеслав Тихонов ("У НЕГО БЫЛ ОДИН НЕДОСТАТОК — ОН МЕНЯ НЕ ЛЮБИЛ...", - ПРЕТЕНЗИИ МОРДЮКОВОЙ К ТИХОНОВУ).
Летом 1964 мы увидели фильм Жюльена Дювивье «Дьявол и десять заповедей» (1962). Дювивье вспомнил свой голливудский успех с шикарными «Сказками Манхэттена» (1942). Благодаря новеллистической структуре режиссеру удалось занять в «Сказках Манхэттена» не две-три звезды, а десяток. Решив повторить принцип сборной солянки Дюввивье свел вместе Шарля Азнавура, Фернанделя, Лино Вентуру, Даниэль Дарье, Луи де Фюнеса. Одну из ролей играл Ален Делон (опять в озвучке Вячеслава Тихонова).
Осенью 1966 советские синефилы увидели «Затмение» (1962) Микеланджело Антониони с Делоном в главной роли. Это был образец авторского, фестивального кино, не предназначенного для массового проката.
Понятно почему «Затмение» с «Дьяволом и десятью заповедями» не завоевали сердца советских зрителей, но и боевик «Искатели приключений» с участием Алена Делона, Лины Вентуры и Сержа Реджани прошел без ажиотажа. Этот фильм Робера Энрико вышел в 1967 и уже в следующем году добрался до советских экранов. Как и в «Затмении» Делона озвучивал Владимир Гусев.
Да, первые фильмы с участием Алена Делона не стали хитами проката, но актера запомнили. Чем иначе объяснить феномен Юрия Ладжуна, который с начала 1960-ых годов охмурял жаждущих любви большой и чистой советских дамочек сходством с Делоном, оставляя их без копейки денег и разочарованной душой. Афериста Ладжуна искали по всей стране именно как «Алена Делона» и дело его легло в основу современного российского телесериала «Казанова».
Настоящий прорыв знойного красавца в СССР произошел в 1970 году с лентой «плаща и шпаги» «Черный тюльпан» (1964). Снял его Кристиан-Жак, чьи фильмы «Фанфан-Тюльпан» и «Бабетта идет на войну» советский зритель также любил.
Еще в детстве я слышал от взрослых, что самые клевые зарубежные фильмы имеют озвучку «Союзмультфильма». Вот и «Черный тюльпан» озвучивался там. За Алена Делона говорил Василий Лановой.
Успех «Черного тюльпана» был предсказуем. Костюмные фильмы с участием Жана Марэ, «Три мушкетера» Бернара Бордери, сага об Анжелике-маркизе ангелов становились безоговорочными лидерами проката (КАК В СССР КРИВО ПРОКАТЫВАЛИ И КРИВО ИЗДАВАЛИ "АНЖЕЛИКУ"). Да о чем говорить, если глупейшие комедии группы «Шарло» и те собрали в СССР большие деньги («Четыре мушкетера», «Четверо против кардинала»)
«Черный тюльпан» занял 20-ое место по посещаемости среди зарубежных лент в советском кинопрокате. При 771 копии он привлек 47,8 миллиона человек.
В 1984 году, когда советский кинопрокат испытывал громадные проблемы, которые пытался решить повторным выпуском на экран хитов прошлых лет, нам снова явили «Черный тюльпан». Хотя копий напечатали больше (820), результат получили меньший, но тоже впечатляющий — 28,9 миллионов зрителей.
На исходе 1974 года вышел детектив «Жил-был полицейский» Жорда Лотнера (1971). Фильм привлек 26,1 миллионов зрителей, вот только… Делон появлялся в картине всего на минуту по «дружбе» (в то время он был мужем играющей главную роль Мирей Дарк). Озвучивал реплики Делона Вадим Грачев.
На исходе 1975 вышла криминальная драма Жозе Джованни «Двое в городе» (1973), где Делон сошелся в паре с Жаном Габеном. За персонажа Делона говорил Алексей Инжеватов.
Новый успех обрушился на Делона осенью 1976 года, когда прокатчики купили свежий боевик «Зорро» (1975). Его посмотрели 55,3 миллиона человек, правда и на тираж не поскупились (1451 копий).
Озвучкой занимался «Союзмультфильм», а говорил за Зорро Всеволод Ларионов. Фильм занял 15 место по посещаемости среди зарубежных лент в советском кинопрокате.
Осенью 1979 вышел детектив «Смерть негодяя» Жоржа Лотнера (1977). Наконец-то само имя Делона начало собирать кассу. 25,4 миллиона зрителей. Озвучивал Родион Нахапетов.
Зрителей словно приручали к международному успеху Делона, ибо он уже снимался в совместном проекте «Мосфильма», Франции и Швейцарии «Тегеран-43» (1980). Режиссеры Алов и Наумов кроме Делона пригласили Курда Юнгерса и Клод Жад, но первую скрипку из зарубежных звезд играл Делон.
Владимир Наумов воскликнул: «Конечно, присутствие Делона в картине очень помогло её успеху. 100 миллионов билетов было продано у нас в России, это колоссальное количество, это был рекорд в том году».
На деле успех был скромнее, советский зритель купил 47,5 миллионов билетов, но и это успех. Озвучивал Делона Родион Нахапетов.
После констатации «У нас снимался Ален Делон» советский прокат о Делоне забыл. За все 1980-ые разве что выпустили в повторно «Железную маску».
Но легенда-то устоялась, получив воплощение в речёвке Ильи Кормильцева и Вячеслава Бутусова «Ален Делон не пьет одеколон»
Последним фильмом Делона в советском прокате стал стародавний триллер «Бассейн» (1969) Жака Дере, выпущенный осенью 1991, когда всем было не до кино. Озвучивал Делона Алексей Инжеватов.
Таковы картины красавчика, которые видел зритель СССР.