Римма Казакова
"Башня" не из слоновой кости
Попался мне в руки альманах Оренбургского регионального отделения
Союза российских писателей и Союза литераторов Оренбуржья «Башня»,
ежегодник 2002 года. Моя литературная и человеческая молодость
начиналась далеко от столицы, в славном городе Хабаровске. Видимо,
поэтому и по сей день мое чувство Отечества вполне провинциальное.
И с радостным чувством открыла я альманах, собравший большое
количество почти совсем не известных мне писателей немножко
знакомого славного края.
Всё с самого начала звучало свежо и заманчиво. Даже небольшая
подборка стихов, открывающая книгу, заинтересовала. Она – как бы
контурное очертание литературного очага, где греется немалое
количество людей одаренных, готовых к тому, чтобы вот-вот и начать
подбрасывать и свои поленья в общий костер. Сергей Котельников
пишет о радости познанья, о «жажде духовного зренья». Ильдар
Ахметсафин восхищается тем, как на российском морозце «капусткой
сочной снег хрустит», Алексей Мусиенко любуется калинами осени и
пожаром предзимних листьев и ягод, опытный и бывалый Павел Рыков
предлагает симпатичную притчу о керосине, а Константин Шальнев со
светлой грустью говорит о неосуществленном: «…ушла она. А я живу у
зимнего окна».
Потом я, естественно, заинтересовалась другими стихами
сборника. Пообщалась с нервной, переливчатой и трепетной музой
Михаила Резинкина, который меня очень заинтересовал непохожестью
своего творческого поиска, масштабом требований к себе и к миру в
определении истины и задач самопознания. Залпом прочитала легкие, и
веселые, и печальные, стихи Михаила Конева, принимала в себя его
житейски простые, но полные серьезного итогового смысла
суждения:
«А я розу посадил
И водицею полил.
Место бросовое
Теперь розовое.
Расти, роза, не грусти,
Принимайся и цвети,
Так как, кроме зацвести,
Нет иного нам пути».
Интересны стихи про человека, который шел к освещенному окну и
ушел в темень: «Это жизнь прошла». Смело и обаятельно: «Одуванчики
полезли, прорастая сквозь меня».
Честная, значительная подборка стихов у Алексея Хальзунова.
Понравилась мне и маленькая пьеса в стихах Александра Русинова
«Месть Аполлона». Очень молодого еще человека занимает непростая
тема: может ли служитель муз быть не мягкотелым песнопевцем, а
бесстрашным воителем…
Чтение прозы я начала с «Замирания сердца» Ивана Юлаева.
Увлеклась, читала с некоторым тоже замиранием сердца: задевало,
цепляло. И невольно мысленно обращалась к Гоголю, к Чехову, к
неизбывной теме маленького человека. В рассказе так много щемящей
любви к ничем уж особенным не выделяющимся людям. Но не они ли как
раз сегодня – подлинные герои времени? Их миллионы, и даже в
соответствии с конституционными постулатами страны – их приоритет,
их преимущество во всем. И это оправдывает скрупулезность,
подробность повествования.
Проза в альманахе вообще интересная и разнообразная. Своя
интонация, свое очарование в сказке Сергея Хомутова «О крыльях,
зеленой звезде и маленьком колокольчике». Горестно откровенен
рассказ Олега Маслова «Пьяница». Очень своё, своеобразное перо у
Петра Новохатского. «Шестой отряд просит сказку» Вячеслава Моисеева
пронзительно напомнил мне о моем собственном «пионервожатстве», о
том, как мучили, как любили нас несуразные и прекрасные детки в
лагере, где естественно рождались и скандалы, и немыслимые
фантазии. С завидной смелостью и откровенностью написаны очерки
Валерия Левановского «Но осталось собой насекомое…».
Я, конечно, помянула не всех. Я не критик и не ставила перед
собой задачу дать произведениям альманаха досконально точную
оценку, разобрать их, что называется, «по косточкам». И все же это
– заметки не просто читателя, но и профессионала, товарища по перу.
И совершенно честно говорю: восхитилась, что в Оренбуржье так много
хороших и разных пишущих персон.
А то, что в их трудах, как, впрочем, и в моих собственных,
немало недостатков, совершенно нормально. Литература – не канон.
Это – река, движение, постижение. И в том потоке, в который я
окунулась, так много свежести, поисков, находок, так много надежды
и творческой дерзости, что душа радуется!
Видно, что и в Оренбургском краю, как и в Москве, - несколько
союзов. Иногда представители разных организаций относятся друг к
другу почти враждебно. Это негоже, по-настоящему-то водораздел
между писателями идет не по линии разных организаций.
«Демаркационная» линия в этом случае – талант и малая
одаренность.
Не знаю, что заставило Александра Старых написать об альманахе
«Башня» статью, которую бы можно было с полным основанием
определить как заказное убийство. Только неприятие каких-то
произведений не могло определить брезгливый, злобный, распущенный
тон статьи в первом июльском 2003 года номере «Вечернего
Оренбурга», которая и называется-то так, как будто писал ее зэк на
отдыхе: «Руки движенья драчливые делают…» «Драчливые» – увы! – не
от слова «драться».
Когда рецензии пишутся в таком тоне, они – вне того, что имеет
отношение к литературе. Поэтому не будем и говорить больше о
статье. Но Александр Старых должен почувствовать, что стрелять в
своих безнравственно. Какими бы они ни были.
А я в качестве полномочного представителя Союза писателей
Москвы приглашаю поэтов альманаха «Башня» стать авторами журнала
нашего союза «Кольцо А».
Убеждена, что «Башня» – не из слоновой кости, что наше
предложение будет принято, и мы подружимся во славу родной
литературы и родного Отечества.
Римма КАЗАКОВА,
первый секретарь Союза писателей Москвы,
председатель Международного Литфонда
Справка
КАЗАКОВА Римма Фёдоровна (р. 1932), русская поэтесса.
Гражданская и любовная лирика в сборниках «В тайге не плачут»
(1965), «Помню» (1974), «Набело» (1977), «Русло» (1979), «Пробный
камень» (1982). Переводы.
«Большой энциклопедический словарь»;
Москва, научное издательство «Большая Российская
энциклопедия», 1999.
Опубликовано в газете «Оренбургская неделя», 2003 год.