Александр Старых "Поток и пена"

топ 100 блогов litorenburg — 22.12.2013 В далекие времена, десять лет тому назад, после публикации ряда острых и справедливых критических статей Александра Васильевича Старых о деятелях Союза российских писателей и альманахе "Башня" на страницах газеты "Оренбургская неделя" появилась статья известной поэтессы Риммы Фёдоровны Казаковой (к сожалению, скончавшейся в 2008 году).
В данной статье, как сейчас сказали бы - "заказной" - неумело и пристрастно защищалось право графомафии числиться полноценными писателями.

С текстом статьи можно ознакомиться здесь:



Римма Казакова

"Башня" не из слоновой кости


Попался мне в руки альманах Оренбургского регионального отделения Союза российских писателей и Союза литераторов Оренбуржья «Башня», ежегодник 2002 года. Моя литературная и человеческая молодость начиналась далеко от столицы, в славном городе Хабаровске. Видимо, поэтому и по сей день мое чувство Отечества вполне провинциальное. И с радостным чувством открыла я альманах, собравший большое количество почти совсем не известных мне писателей немножко знакомого славного края.
Всё с самого начала звучало свежо и заманчиво. Даже небольшая подборка стихов, открывающая книгу, заинтересовала. Она – как бы контурное очертание литературного очага, где греется немалое количество людей одаренных, готовых к тому, чтобы вот-вот и начать подбрасывать и свои поленья в общий костер. Сергей Котельников пишет о радости познанья, о «жажде духовного зренья». Ильдар Ахметсафин восхищается тем, как на российском морозце «капусткой сочной снег хрустит», Алексей Мусиенко любуется калинами осени и пожаром предзимних листьев и ягод, опытный и бывалый Павел Рыков предлагает симпатичную притчу о керосине, а Константин Шальнев со светлой грустью говорит о неосуществленном: «…ушла она. А я живу у зимнего окна».
Потом я, естественно, заинтересовалась другими стихами сборника. Пообщалась с нервной, переливчатой и трепетной музой Михаила Резинкина, который меня очень заинтересовал непохожестью своего творческого поиска, масштабом требований к себе и к миру в определении истины и задач самопознания. Залпом прочитала легкие, и веселые, и печальные, стихи Михаила Конева, принимала в себя его житейски простые, но полные серьезного итогового смысла суждения:
«А я розу посадил
И водицею полил.
Место бросовое
Теперь розовое.
Расти, роза, не грусти,
Принимайся и цвети,
Так как, кроме зацвести,
Нет иного нам пути».
Интересны стихи про человека, который шел к освещенному окну и ушел в темень: «Это жизнь прошла». Смело и обаятельно: «Одуванчики полезли, прорастая сквозь меня».
Честная, значительная подборка стихов у Алексея Хальзунова. Понравилась мне и маленькая пьеса в стихах Александра Русинова «Месть Аполлона». Очень молодого еще человека занимает непростая тема: может ли служитель муз быть не мягкотелым песнопевцем, а бесстрашным воителем…
Чтение прозы я начала с «Замирания сердца» Ивана Юлаева. Увлеклась, читала с некоторым тоже замиранием сердца: задевало, цепляло. И невольно мысленно обращалась к Гоголю, к Чехову, к неизбывной теме маленького человека. В рассказе так много щемящей любви к ничем уж особенным не выделяющимся людям. Но не они ли как раз сегодня – подлинные герои времени? Их миллионы, и даже в соответствии с конституционными постулатами страны – их приоритет, их преимущество во всем. И это оправдывает скрупулезность, подробность повествования.
Проза в альманахе вообще интересная и разнообразная. Своя интонация, свое очарование в сказке Сергея Хомутова «О крыльях, зеленой звезде и маленьком колокольчике». Горестно откровенен рассказ Олега Маслова «Пьяница». Очень своё, своеобразное перо у Петра Новохатского. «Шестой отряд просит сказку» Вячеслава Моисеева пронзительно напомнил мне о моем собственном «пионервожатстве», о том, как мучили, как любили нас несуразные и прекрасные детки в лагере, где естественно рождались и скандалы, и немыслимые фантазии. С завидной смелостью и откровенностью написаны очерки Валерия Левановского «Но осталось собой насекомое…».
Я, конечно, помянула не всех. Я не критик и не ставила перед собой задачу дать произведениям альманаха досконально точную оценку, разобрать их, что называется, «по косточкам». И все же это – заметки не просто читателя, но и профессионала, товарища по перу. И совершенно честно говорю: восхитилась, что в Оренбуржье так много хороших и разных пишущих персон.
А то, что в их трудах, как, впрочем, и в моих собственных, немало недостатков, совершенно нормально. Литература – не канон. Это – река, движение, постижение. И в том потоке, в который я окунулась, так много свежести, поисков, находок, так много надежды и творческой дерзости, что душа радуется!
Видно, что и в Оренбургском краю, как и в Москве, - несколько союзов. Иногда представители разных организаций относятся друг к другу почти враждебно. Это негоже, по-настоящему-то водораздел между писателями идет не по линии разных организаций. «Демаркационная» линия в этом случае – талант и малая одаренность.
Не знаю, что заставило Александра Старых написать об альманахе «Башня» статью, которую бы можно было с полным основанием определить как заказное убийство. Только неприятие каких-то произведений не могло определить брезгливый, злобный, распущенный тон статьи в первом июльском 2003 года номере «Вечернего Оренбурга», которая и называется-то так, как будто писал ее зэк на отдыхе: «Руки движенья драчливые делают…» «Драчливые» – увы! – не от слова «драться».
Когда рецензии пишутся в таком тоне, они – вне того, что имеет отношение к литературе. Поэтому не будем и говорить больше о статье. Но Александр Старых должен почувствовать, что стрелять в своих безнравственно. Какими бы они ни были.
А я в качестве полномочного представителя Союза писателей Москвы приглашаю поэтов альманаха «Башня» стать авторами журнала нашего союза «Кольцо А».
Убеждена, что «Башня» – не из слоновой кости, что наше предложение будет принято, и мы подружимся во славу родной литературы и родного Отечества.
Римма КАЗАКОВА,
первый секретарь Союза писателей Москвы,
председатель Международного Литфонда
Справка
КАЗАКОВА Римма Фёдоровна (р. 1932), русская поэтесса. Гражданская и любовная лирика в сборниках «В тайге не плачут» (1965), «Помню» (1974), «Набело» (1977), «Русло» (1979), «Пробный камень» (1982). Переводы.
«Большой энциклопедический словарь»;
Москва, научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999.
Опубликовано в газете «Оренбургская неделя», 2003 год.


Насколько бледной была попытка защитить несчастных, обиженных пейсателей, настолько блистательным (а главное - корректным) был ответа Александра Васильевича Старых, который мы с удовольствием публикуем.

В августе после критического разбора альманаха "Башня" в "Вечерке" в одной из местных газет появилась своеобразная отповедь московской поэтессы Риммы Казаковой. "Попался мне в руки альманах Оренбургских писателей и Союза литераторов Оренбуржья "Башня", ежегодник 2002 года", - сообщает она.
"Попался", надо понимать, случайно, - скажем, в столичном киоске завалялся. Повосхищавшись достижениями провинциальной литературы, Римма Федоровна накинулась на автора этих обзоров, напечатанных в газете "Вечерний Оренбург" (наверное, купила нашу газету там же, где-нибудь по дороге в метро) и обвинила его в попытке "заказного убийства" одаренных и пушистых особей из оренбургской "Башни". "Когда рецензии пишутся в таком тоне, они - вне того, что имеет отношение к литературе". Правда, доказать то, что произведения опекаемых ею писателей к литературе отношение имеют, у Казаковой не получилось.
"Я не критик", - признавалась она, но при этом настаивала на одарённости "башнеписцев", аргументируя это тем, что их произведения соответствуют... конституционным постулатам, а сама она "не просто читатель, но и профессионал" (публикация при этом сопровождалась справкой о поэтессе из энциклопедического словаря), а значит, ей надо верить. Однако по меркам СРП профессионалами являются и А. Русинов, и В. Моисеев, и С.Хомутов, носящие членские билеты. С каких же пор таланты стали назначать?

Не собираюсь возражать уважаемому московскому автору материала настолько слабого, насколько и пристрастного. Тем более что обращение за поддержкой к московскому авторитету - лишнее подтверждение инфантилизма и беспомощности "башнеписцев". Здоровая литература не боится критики.
Кстати, не все однозначно плохо в cреде местного СРП. Юрий Селиверстов, критиковавшийся нами за откровенно слабые стихи в последнем номере альманаха, талантлив (в отличие от руководства) и при более критическом отношении к творчеству вполне имеет право на внимание и любовь читателей.
На страницах именно «Вечернего Оренбурга» читатели впервые открыли для себя имя Михаила Резинкина. Публикация впоследствии была признана лучшей на областном литературном конкурсе имени С.Т. Аксакова.
Бережен и рачителен в своем поэтическом хозяйстве Сергей Котельников. Он не гонится за строчками, но в небольшом сборничке "Падал свет" есть тонкий аромат и поэтическая теплота, которые выделяют его стихи из других.
Достаточно уверенно пробует голос Ольга Смирнова. Она смотрит на мир так, что это интересно и другим. Сборник "Тишина до неба" сулит появление в литературе интересного имени.
Однако талантливое странным образом соседствует с серой заурядностью, дилетантизмом и графоманством собратьев по Союзу и соавторов по альманаху. Большое количество мусора на новом литературном пространстве сильно мешает разглядеть то немногое, не крикливое, но по-настоящему ценное и интересное, что на нем имеется. Знаменосцы путают себя с флагом и за пеной порой не разглядеть потока.
2003
За десять лет немало изменилось. Однако мы публикуем эти материалы десятилетней давности для того, чтобы наши читатели имели представление о литературном процессе Оренбуржья.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Смотреть это видео У меня аж слезы от смеха пошли,над одним моментом... Серия сообщений " Приколы ": Часть 1 - Сто слов жизни.. Часть 2 - приколы ... Часть 6 - Стихи на все случаи жизни.. Часть 7 - 4 минуты смеха.. Часть 8 - Подборка приколов Часть 9 - ...
...
...
Завтра в Москве состоится САНКЦИОНИРОВАННАЯ акция в ПОДДЕРЖКУ КОРРУПЦИИ! Действо состоится с 12:00 до 14:00 по адресу ул. Рождественка, д 1, с.1. Одни лозунги втыкают: «Взятки – достойным!», «Хватит издеваться над коррупционерами!», ...
На N-ом количестве блогов появилось ми-ми-ми насчет вот этого вот зверя. Идея классная, не поспоришь; так и расплываешься в улыбке, глядя на полосатого чудика. А уж гости, увидев это, важно восседающее на диване, должны прийти в полный восторг ...