Алапаевская узкоколейка в 2021 году
griphon — 09.09.2021Алапаевская узкоколейка. Самая длинная УЖД в России и мире, известное место паломничества уже не только транспортных любителей, но и разных краеведов и просто интересующихся родными краями туристов.
Алапаевская УЖД - была первой моей узкоколейкой. Сейчас я тут уже
был второй раз. Впервые я оказался на ней в 2008 году в апреле.
Тогда даже написал пост, который теперь не
отображается из-за закрытия сервиса с фотографиями "фламбер". Тогда
меня очень тронул этот забавный маленький поезд, создававший полное
ощущение "игрушечности". Но тут всё серьёзно: плацкартные вагоны,
общие вагоны, целую ночь в пути.
Тогда мы проехали до Санкино и обратно, не выходя из поезда.
Точнее, вышли в Санкино купить билеты. Плацкартных тогда на
обратную дорогу не оказалось, нам продали в сидячку, чего нам очень
не хотелось. Но ехавшая на соседних местах пара уступила нам одно
место, где мы и расположились вдвоём.
Собственно, если кто не в курсе: длина всей линии 150 км (с
ответвлениями - 177), основной поезд ходит от Алапаевска до Санкино
4 раза в неделю, отправляется по вечерам и туда-обратно идёт всю
ночь. В Санкино он приходит в 1 ночи и сразу же идёт назад. От
Санкино линия идёт дальше до деревни Калач, куда обычно ходит ещё
один поезд (согласованный с этим). Но сейчас там один мост пришёл в
аварийное состояние, и на том участке движения нет. Можно проехать
лишь на дрезинах, называемых "пионерками".
Алапаевская УЖД уникальна не только тем, что самая длинная в мире,
но и тем, что по ней ходят плацкартные вагоны! Сомневаюсь, что
где-либо ещё, в т.ч. за границей, есть какой-то аналог со спальными
местами. Само собой, тут все места - боковые! Раньше плацкартные
вагоны были местным самопалом - в депо сколотили подобие нар, и вот
тебе, пожалуйста, плацкарт! Но в 2014 году на Камбарском заводе
специально для АУЖД сделали 2 современных плацкартных вагона!
Внутри всё похоже на ширококолейный формат: те же элементы, те же
материалы, тот же переворачивающийся столик, такие же полки,
подставки для ног и даже сеточки для вещей! Но всё это -
узкоколейное! При определённом ракурсе даже не отличишь такой вагон
от обычного!
Собственно, эти вагоны я в первую очередь и хотел посмотреть,
отправляясь сюда второй раз. Ну и съездить до Калача, раз уж
выбираюсь, ну и в целом оценить, как тут чего изменилось.
В общем, изменения есть как к лучшему, так и к худшему. Худшее -
что в деревнях стало меньше людей жить. Если в те годы в том же
Калаче жило порядка сотни людей, то сейчас их там осталось 9.
Сейчас довелось съездить в этот Калач - зрелище довольно грустное..
Само Санкино, центральная деревня узкоколейки со своим депо, хоть и
выглядит достаточно оживлённым (есть магазины, школа, почта, д/к,
церковь), но и тут население уменьшилось раза в 1,5. Зато сюда
проложили дорогу, что с одной стороны, может, и хорошо, с другой -
это верный приговор узкоколейке. Между Санкино и Синячихой есть ещё
несколько деревень (Ельничная, Чернышевская, Муратково и другие),
куда никаких дорог нет, и поезд для них до сих пор остаётся
единственной ниточкой во внешний мир. Есть ещё одно сохранившееся
ответвление в деревню Берёзовка, где, правда, тоже движение только
на пионерках. Другое ответвление на Гаранинку, начинавшееся от
Ельничной, разобрали много лет назад после прокладки в Гаранинку
дороги.
Вообще, перспективы тут мрачные: только на этих деревнях линия и
держится. Но всё идёт к тому, что одни вымрут, к другим проложат
автомобильную дорогу, и узкоколейка станет не нужна. Лесозаготовки
сейчас тоже свелись практически к минимуму и грузовое движение по
ней - минимальное. Сама составность вагонов тоже постепенно
уменьшается: сейчас тут только 3 вагона (2 плацкартных и один
общий), и те слабо заполняются. А ещё не так давно их было 4 или
даже 5.
Хорошие же новости в том, что на Алапаевской УЖД активно
развивается туризм. Думаю, что если и спасёт её что-то от полного
краха, так это именно он. На АУЖД регулярно приезжают туристические
группы, сюда возят туристов несколько разных фирм. А по субботам от
Алапаевска до Синячихи ходит специальный туристический поезд в
рамках экскурсии по заповедным местам Урала.
Кроме того, несколько лет назад линия получила статус памятника
архитектуры и техники, что тоже способствует её сохранению и
развитию. Ну и, как можно видеть, тут даже обновляется подвижной
состав, и регулярно обновляется техническое оснащение станции и
путей. Несколько мостов были отремонтированы, некоторые деревянные
стали заменяться на железобетонные, более капитальные. На очереди
как раз мост между Санкино и Калачом из-за аварийного состояния
которой на участке нет движения.
Ещё на АУЖД в 2015 году открылся музей. Экспозиция скромная - я то
думал, что в качестве экспонатов будут паровозы и старые вагоны, но
по факту это просто несколько комнат с старыми фотографиями,
плакатами и разными приборами. Ну посетить и узнать про историю
линии все равно интересно.
В итоге мы съездили до Санкино, выгрузились в нём среди ночи,
остаток которой провели в палатках. Утром, позавтракав на берегу
реки, нашли с помощью дежурного по станции дрезинщика Виктора,
который нас свозил на своей пионерке в деревню Калач. Так я впервые
проехался на "пионерке" - незабываемые ощущения, скажу вам! Но
страшновато. Стоило такое ж.д. такси недёшево - 2000 на двоих за
туда и обратно, но оно того стоило. Вечером уже на следующем рейсе
поезда мы укатили обратно в цивилизацию.
Наблюдали, как из прибывшего из Алапаевска поезда проводницы
пытались выпинать два совершенно бухих и невменяемых тела, которые
по дороге насвинячились до полной невменяемости. Один из них ещё и
оказался с побитой окровавленной мордой, причём непонятно каким
образом. Довольно быстро этих алкашей пришли встречать их жёны,
одна причём была с дочкой. Жена окровавленного стала пытаться
выяснить, кто же их до такого состояния довёл, "уж не муратковские
ли?". Но, судя по всему, он сам обо что-то стукнулся, когда его
выгружали из вагона. Вот такие реалии в до сих пор в российской
глубинке.
|
</> |