рейтинг блогов

Алапаевская узкоколейка в 2021 году

топ 100 блогов griphon09.09.2021

Алапаевская узкоколейка. Самая длинная УЖД в России и мире, известное место паломничества уже не только транспортных любителей, но и разных краеведов и просто интересующихся родными краями туристов.

Алапаевская узкоколейка в 2021 году



Алапаевская УЖД - была первой моей узкоколейкой. Сейчас я тут уже был второй раз. Впервые я оказался на ней в 2008 году в апреле. Тогда даже написал пост, который теперь не отображается из-за закрытия сервиса с фотографиями "фламбер". Тогда меня очень тронул этот забавный маленький поезд, создававший полное ощущение "игрушечности". Но тут всё серьёзно: плацкартные вагоны, общие вагоны, целую ночь в пути.

Алапаевская узкоколейка в 2021 году



Тогда мы проехали до Санкино и обратно, не выходя из поезда. Точнее, вышли в Санкино купить билеты. Плацкартных тогда на обратную дорогу не оказалось, нам продали в сидячку, чего нам очень не хотелось. Но ехавшая на соседних местах пара уступила нам одно место, где мы и расположились вдвоём.

Собственно, если кто не в курсе: длина всей линии 150 км (с ответвлениями - 177), основной поезд ходит от Алапаевска до Санкино 4 раза в неделю, отправляется по вечерам и туда-обратно идёт всю ночь. В Санкино он приходит в 1 ночи и сразу же идёт назад. От Санкино линия идёт дальше до деревни Калач, куда обычно ходит ещё один поезд (согласованный с этим). Но сейчас там один мост пришёл в аварийное состояние, и на том участке движения нет. Можно проехать лишь на дрезинах, называемых "пионерками".

Алапаевская узкоколейка в 2021 году



Алапаевская УЖД уникальна не только тем, что самая длинная в мире, но и тем, что по ней ходят плацкартные вагоны! Сомневаюсь, что где-либо ещё, в т.ч. за границей, есть какой-то аналог со спальными местами. Само собой, тут все места - боковые! Раньше плацкартные вагоны были местным самопалом - в депо сколотили подобие нар, и вот тебе, пожалуйста, плацкарт! Но в 2014 году на Камбарском заводе специально для АУЖД сделали 2 современных плацкартных вагона! Внутри всё похоже на ширококолейный формат: те же элементы, те же материалы, тот же переворачивающийся столик, такие же полки, подставки для ног и даже сеточки для вещей! Но всё это - узкоколейное! При определённом ракурсе даже не отличишь такой вагон от обычного!

Алапаевская узкоколейка в 2021 году



Собственно, эти вагоны я в первую очередь и хотел посмотреть, отправляясь сюда второй раз. Ну и съездить до Калача, раз уж выбираюсь, ну и в целом оценить, как тут чего изменилось.

В общем, изменения есть как к лучшему, так и к худшему. Худшее - что в деревнях стало меньше людей жить. Если в те годы в том же Калаче жило порядка сотни людей, то сейчас их там осталось 9. Сейчас довелось съездить в этот Калач - зрелище довольно грустное.. Само Санкино, центральная деревня узкоколейки со своим депо, хоть и выглядит достаточно оживлённым (есть магазины, школа, почта, д/к, церковь), но и тут население уменьшилось раза в 1,5. Зато сюда проложили дорогу, что с одной стороны, может, и хорошо, с другой - это верный приговор узкоколейке. Между Санкино и Синячихой есть ещё несколько деревень (Ельничная, Чернышевская, Муратково и другие), куда никаких дорог нет, и поезд для них до сих пор остаётся единственной ниточкой во внешний мир. Есть ещё одно сохранившееся ответвление в деревню Берёзовка, где, правда, тоже движение только на пионерках. Другое ответвление на Гаранинку, начинавшееся от Ельничной, разобрали много лет назад после прокладки в Гаранинку дороги.

Алапаевская узкоколейка в 2021 году



Вообще, перспективы тут мрачные: только на этих деревнях линия и держится. Но всё идёт к тому, что одни вымрут, к другим проложат автомобильную дорогу, и узкоколейка станет не нужна. Лесозаготовки сейчас тоже свелись практически к минимуму и грузовое движение по ней - минимальное. Сама составность вагонов тоже постепенно уменьшается: сейчас тут только 3 вагона (2 плацкартных и один общий), и те слабо заполняются. А ещё не так давно их было 4 или даже 5.

Алапаевская узкоколейка в 2021 году



Хорошие же новости в том, что на Алапаевской УЖД активно развивается туризм. Думаю, что если и спасёт её что-то от полного краха, так это именно он. На АУЖД регулярно приезжают туристические группы, сюда возят туристов несколько разных фирм. А по субботам от Алапаевска до Синячихи ходит специальный туристический поезд в рамках экскурсии по заповедным местам Урала.

Алапаевская узкоколейка в 2021 году



Кроме того, несколько лет назад линия получила статус памятника архитектуры и техники, что тоже способствует её сохранению и развитию. Ну и, как можно видеть, тут даже обновляется подвижной состав, и регулярно обновляется техническое оснащение станции и путей. Несколько мостов были отремонтированы, некоторые деревянные стали заменяться на железобетонные, более капитальные. На очереди как раз мост между Санкино и Калачом из-за аварийного состояния которой на участке нет движения.

Алапаевская узкоколейка в 2021 году



Ещё на АУЖД в 2015 году открылся музей. Экспозиция скромная - я то думал, что в качестве экспонатов будут паровозы и старые вагоны, но по факту это просто несколько комнат с старыми фотографиями, плакатами и разными приборами. Ну посетить и узнать про историю линии все равно интересно.

Алапаевская узкоколейка в 2021 году


В итоге мы съездили до Санкино, выгрузились в нём среди ночи, остаток которой провели в палатках. Утром, позавтракав на берегу реки, нашли с помощью дежурного по станции дрезинщика Виктора, который нас свозил на своей пионерке в деревню Калач. Так я впервые проехался на "пионерке" - незабываемые ощущения, скажу вам! Но страшновато. Стоило такое ж.д. такси недёшево - 2000 на двоих за туда и обратно, но оно того стоило. Вечером уже на следующем рейсе поезда мы укатили обратно в цивилизацию.

Алапаевская узкоколейка в 2021 году



Наблюдали, как из прибывшего из Алапаевска поезда проводницы пытались выпинать два совершенно бухих и невменяемых тела, которые по дороге насвинячились до полной невменяемости. Один из них ещё и оказался с побитой окровавленной мордой, причём непонятно каким образом. Довольно быстро этих алкашей пришли встречать их жёны, одна причём была с дочкой. Жена окровавленного стала пытаться выяснить, кто же их до такого состояния довёл, "уж не муратковские ли?". Но, судя по всему, он сам обо что-то стукнулся, когда его выгружали из вагона. Вот такие реалии в до сих пор в российской глубинке.
Алапаевская узкоколейка в 2021 году

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Вторую неделю взвинченная публика ожидает санкций Запада в отношении российских товарищей. И вот появилась хоть какая-то конкретика http://noticia.ru/allnews/evropa/es-truditsya-nad-chernyim-spiskom-rossiyan-8496.htm Ба, знакомые всё лица (с). И вообще-то ...
Мы тут недавно с одним моим другом рассуждали о том - почему за три года так и не удалось внушить вообще никому в стране мысль о том, что "тандем" как таковой существует в принципе. Говорили вообще умозрительно - иначе бы общего языка полностью ...
Внутренний локус контроля и хорошие границы личности - универсальное средство самозащиты психики. Никакие дополнительные защитные механизмы не требуются личности, у которой хорошие границы и локус. Если вы читали что-то про психологические защиты, то вы могли обратить внимание, ...
Пишет: OldHer . Викинги, индейцы, зверобои, римляне, пираты... Если при буквах этих слов у тебя не сжимается сердце — значит ты робот моложе 30 или девочка. Отечественная промышленность в основном радовала плоскими богатырями, матросами и тачанками. А объемные ковбойцы были ...
Решив, что авто мне нужно новое, я приценилась к киа. 2 авто - пиканто и рио более менее доступны. На Рио действует госпрограмма - 10% при покупке в кредит. Походив по салонам, и послушав их выгодные предложения (только у нас, допы в "подарок") я села считать. И подсчеты показали, что ...