Актуальное прошлое: взаимодействие и баланс интересов Академии наук и
papalagi — 19.07.2023 Теги: Шувалов в XVIII — начале XX в. Очерки истории : в 2 кн. / сост. и отв. ред. д. и. н. И. В. Тункина (1960--) СПб. 2018 г.Раздел 2. Академия наук в составе Министерства народного просвещения: Баланс интересов (XIX — начало XX в.)
Государственные тяжеловесы во главе Императорской академии наук в XIX - XX вв. (Е. Ю. Басаргина)
Федор Петрович Литке
Адмирал многосторонней учености — воспитатель царского сына
...и сразу уступил его настойчивым требованиям заняться академической реформой в согласии с императорским указом «составить проект нового устава и штата с целью усилить ученую деятельность Академии, направив оную преимущественно на пользу России».
Последние слова указа академики восприняли как незаслуженную обиду, усмотрев в них указание на то, что до сих пор Академия была мало полезна России. Чтобы опровергнуть это поспешное и несправедливое суждение о значении Академии наук для российского просвещения и оградить ее от злых нападок со стороны общественного мнения, К. С. Веселовский прочел на публичном торжественном собрании Академии наук 29 декабря 1864 г. речь под названием «Историческое обозрение трудов Академии наук на пользу России в прошлом и текущем столетиях», в которой подробно рассказал о заслугах Академии наук перед родным отечеством. Речь непременного секретаря произвела хорошее впечатление на публику, но не переменила отношения правительства к Академии наук.
...При Ф. П. Литке в состав Академии вошло 18 новых действительных членов, 200 отечественных и иностранных почетных членов и членов-корреспондентов. Не всегда выборы проходили гладко, случались и досадные просчеты, которые больно ударяли по престижу Академии. Так, «жертвой зигзагов русского прогресса» стал А. Н. Пыпин. В 1871 г. Академия наук выставила его кандидатуру как историка. К. С. Веселовский пишет в своих воспоминаниях, что, прослышав о родстве Пыпина с Чернышевским, которому он приходился двоюродным братом, Веселовский просил президента Академии наук Ф. П. Литке переговорить с шефом жандармов П. А. Шуваловым по поводу этой кандидатуры, но Литке ему ответил: «Вот еще, стану я спрашивать позволения у Шувалова». Однако дело обернулось очень неприятно для Академии. Шувалов собрал ряд бумаг, доказывающих политическую неблагонадежность Пыпина. В результате ожесточенной закулисной кампании он был вынужден снять свою кандидатуру.