Актуальное (Николай Неплюев, 1851 - 3 февраля 1908)
pretre_philippe — 03.02.2022 ...Недоброжелательное критиканство, подлое "подсиживание", злорадство по поводу всякой неудачи всякого разумного и благого начинания и самодовольное ничегонеделанье или бесплодная суета глупого толчения воды в ступе! Так относятся слишком многие православные русские люди ко всякому выдающемуся собрату, осмеивая и оплёвывая всякое начинание, в то же время с озлоблением жалуясь на то, что "среда заедает" и "людей нет"! Так действуют слишком многие подвластные по отношению ко всем стоящим у власти, в том числе и маленькие чином бюрократы по отношению ко всем высшим по чину, а те в свою очередь по отношению к высшей их власти, принимая от неё великие и богатые милости, содержание, чины и ордена. Так действуют слишком многие "миряне" по отношению к духовенству и, как ни скорбно и ни стыдно в том признаться, слишком многие представители "духовенства" по отношению к своей же пастве!Всё это естественные и неизбежные последствия молчаливого, более или менее сознательного отвержения верховного закона правды Божьей. Перестали понимать жизненное значение любви; получая крещение водное, остаются с умами и сердцами не крещеными, не упорядоченными любовью. Полагают свободу свою в полном отсутствии единомыслия и единодушия с кем бы то ни было. Распылены злобой и только и умеют недоброжелательно критиковать друг друга, подсиживать друг друга, злорадствовать по поводу неуспеха самими же ими подготовленного, а если и объединяются, то не на дело мирного созидания, а на дело борьбы с общим врагом, чтобы сообща нанести ему возможно больший вред.
В результате - несомненная печать сатаны на умах, сердцах и жизни. Умны на зло и глупы на добро. Отважны на зло и робки на добро, даже и лучшие, что и привело ходящих видением призраков земного бытия от философа Ницше до Максима Горького и террористов всех стран и народов к постыдной вере в царство, силу и славу зла, считая одно зло силой, а добро - за слабость ума и робость сердечную. Это и есть та позорная печать сатаны, которая положила на столь многие умы и сердца, на столь многие явления современной жизни характер изумительной глупости, доходящей до бесноватости злобы и чудовищной подлости.
Надо, чтобы русские православные люди поняли наконец, что покаяние не сводится к желанию получить отпущение грехов, а состоит в твёрдой решимости на будущее время не мириться более с грехом, в горячем желании получить благодать, исцеляющую и дающую силу на добро. Безрезультатность таинства покаяния и зависит от того, что приступают к этому таинству недостойно, и таинство, как и всякая святыня, опаляет грехолюбивую душу, становится ей в суд и в осуждение.
...Слишком долго многие воображали себя православными, совершенно не понимая всего этого. Не признавая за собой никаких прав, совершенно естественно не признавали за собой и никаких обязанностей, всю ответственность за нестроение жизни церковной возлагали на духовенство, сами ничего не делая для честной жизни по вере.
Считать за церковь одно духовенство и чиновников Духовного ведомства есть такое преступное недомыслие, такое отрицание самого животворящего духа православия, что зло, причиняемое этой "ересью", не может быть исправлено никакими "благочестивыми упражнениями", не может быть исправлено и строгим соблюдением канонов, постов, праздников и вообще буквы церковной обрядности, если бы даже таких ревнителей не по разуму и было гораздо больше, чем есть, если бы даже такими ревнителями не по разуму явились миллионы "православного" русского народа.
В то время, как католичество отрицает права мирян, а лютеранство - права священной иерархии, православие признаёт права и тех, и других, в принципе никогда не отказывалось от начала соборности, хотя в практике жизни поместные церкви и, может быть, всего более церковь Русская, далеко не были ему верны. Соборное начало Церкви покоится не на том, как понимали слово "соборная" в Символе веры отцы Соборов, а на высшем авторитете Церкви, на авторитете вечного Главы Церкви и верховного закона Его Откровения. Братолюбию, при свете любви к Богу всем разумением, в жизни Церкви только и соответствует начало соборности. Как животворящий дух всего Откровения в верховной заповеди о любви, так и животворящий дух жизни Церкви Христовой - в честной соборности. Надо не любить, чтобы этого не понимать. С другой стороны, православно-церковная правда соборности не может быть осуществляема, пока остаются не верны верховному закону Церкви, не упорядочены умы, сердца и жизнь любовью, не дисциплинированы любовью, и главный долг верности и повиновения Церкви полагают только в точном соблюдении буквы постов, праздников и вообще внешней обрядности, а не в разумном братолюбии, при свете любви к Богу всем разумением.
Последствия этой столь распространённой ереси, которую никто за ересь не считает, поистине ужасны. Она омертвила жизнь церковную, распылила церковь, через индифферентизм привела к озлоблению против веры и церкви, подготовила ужас и позор нами переживаемого.
Пока мы не дисциплинированы любовью, никакая степень соборности невозможна. В отсутствие цемента любви невозможно мирное единение, а естественна и даже неизбежна хроническая борьба, ничего общего с принципом соборности не имеющая...
(Путь веры. Из лекций, прочитанных в Моск. Дух. Академии, 1907 г.)
|
</> |