Актер второго плана
daily_winegraph — 13.07.2011 При всем кажущемся богатстве выбора в реальности, если Вы не продвинутый любитель вина и не занимаетесь специальными розысками на винной полке чего-то необычного, то в подавляющем большинстве случаев Ваш выбор будет на редкость однообразен. Так уж сложилось, что есть сорта винограда – лидеры, а есть сорта – аутсайдеры.Человек в среднем с трудом запоминает что-то новое. Я неоднократно сталкивался с ситуациями, когда у людей были все возможности и предпосылки к тому, чтобы попробовать что-то новое, но они вместо этого выбирали что-то давно знакомое, привычное. И речь не только о вине. Историям об американских туристах в экзотических странах, которые искали Макдональдс, или о русских отдыхающих, пьющих в дальних странах русскую водку несть числа.
Человек консервативен в своем выборе. И бизнес это учитывает, конечно же. Отсюда эта бесконечная (или по крайней мере кажущаяся бесконечной) поддержка «Советского шампанского», бренда, который нужно было забыть еще 20 лет назад, шоколада «Аленка», «того самого» чая «со слоном» и т.д. Ну и конечно же вино в данном случае не исключение.
Посмотрите на любую винную витрину произвольного магазина «шаговой доступности» и вы увидите, что 80-90% его это неизбывные «Шардоне» (по статистике американского рынка – 20% всех продаж), «Каберне Совиньон» (14% продаж), «Мерло» (12% продаж) и в российском случае еще «Изабелла». Четыре сорта – половина продаж. По статистике более 90% всего продаваемого вина в мире производится не более чем из десятка сортов. Из нескольких тысяч возможных. Мы мыслим штампами – так удобнее. Франция – Каберне, Мерло, Пино Нуар и Шардоне, Италия – Санджовезе, Испания – Темпранильо, Австралия – Шираз, Аргентина – Мальбек, Новая Зеландия – Совиньон Блан, Германия – Рислинг, Чили – Карменер. Все. Что называется "попробуйте, не перелистывая теги этого дневника назвать еще десять сортов винограда". Далеко не у всех получится, я думаю.
И торговля, конечно, это берет в расчет. Недавно мы говорили о Цимлянском черном и о том, что «не берут» и «не продается». Как видим не у нас одних эта проблема.
Кстати, о Семильоне. Никогда не задумывались, почему у этого сорта такая трудная и неблагодарная судьба «актера второго плана»? Взять, хотя бы российскую полку – едва ли не единственное вино с участием этого сорта (где он явно указан) – чилийская Isla Negra Sauvignon Blanc Semillon. И все, больше вспомнить нечего (особенно если не залезать в премиум сегмент). А между тем сорт-то очень интересный и сам по себе – тонкий и неброский в аромате он дает очень приятные, тельные вина уже в молодом возрасте, а с выдержкой они приобретают, по выражению Игоря Сердюка «некоторую елейность» - лучшие белые вина Бордо делаются с его участием в купаже. На Кипре, где мне сравнительно недавно довелось побывать и попробовать массу местных вин, лучшие из них являли собой купаж местного Ксинистери именно с Семильоном, который блестяще закрывал недостаток тельности первого сорта.
Можно возразить, что тельностью и хорошей кислотностью достоинства сорта как такового и исчерпываются, потому и достаются ему только роли «на подхвате». Но это не так – топовые австралийские Семильоны демонстрируют совершенно великолепные букеты в аромате и вкусе, проявляют невероятное долголетие в хранении, сохраняя свежесть и яркость красок.
Возможно всему виной именно та самая «занятая полка» нашей памяти? Я прекрасно помню, с каким трудом пробивали себе дорогу на российский рынок вина Чили и Аргентины – им было некуда встать, все было занято Молдавией и Грузией. Как иногда хочется, чтобы один единственный год на всей планете разом не уродились Шардоне и Совиньон Блан. Сколько бы нового мы тогда узнали. Нет?
|
</> |