рейтинг блогов

Ах на чём же рисовать

топ 100 блогов conjure26.10.2011 Вчера разгорелась жаркая дискуссия по тому поводу, на чём нужно рисовать подрастающему поколению. Причиной тому стала фотография, на которой я разрешаю своему ребёнку рисовать жирненьким слоем гуаши в обычной тетрдаке в клетку. Нашлись даже люди, которые "совершенно без задней мысли" умудрились под фотографией чужого ребёнка, моего то есть, написать такие вещи, как "меня коробит" и прочие.

К моему удивлению нашлись и люди, которые мне стали рассказывать, на какой бумаге нужно рисовать правильно, как будто они пришли в журнал ни к художнику, дизайнеру и иллюстратору, а простой мамашке, которая озаботилась художественным воспитанием своего ребёнка, решает эту проблему, как умеет и срочно нуждается в ликбезе на околобумажную тему.

Я потом уже поняла, где мы запутались: я называла хорошей ту бумагу, которую я приготовила специально для ребёнка, а плохой, которая досталась ему просто так от меня (как хорошего качества, так и не очень). Речь шла о внутреннем ощущении, ведь я решила создать ребёнку своё рабочее место только с его материалами, купленными специально для его нужд. Я не могла же предположить, что ко мне кто-то на полном серьёзе придёт рассказывать, что такое акварельная бумага, а что такое холст.

За всё время споров и разговоров вырисовалась одна любопытная схема мышления. Никто, в том числе и из набежавших экспертов, не отрицал, что наброски можно делать на всём: на крафтовой бумаге, писчей, обойной и т.д. Но как только дело доходит до настоящей работы (произносим с придыханием!) и шедевров - нужно брать хорошую бумагу и приучать ребёнка с детства к хорошим материалам.

Всё как бы верно звучит, ведь так же? Логично, что если ребёнок привык с детства рисовать только на хорошем, он и дальше будет рисовать только на хорошем. А тот, кто всю жизнь рисовал на отходах, будут, якобы, только на отходах и не бояться рисовать - по мнению экспертов. Когда я возразила, что, в принципе, если не зацикливаться на том, где хорошее, а где плохое и не заострять внимание ребёнка на этом - эффект будет тот же, главное, рисовать. Но мне, как я упоминаю в начале постинга, начали рассказывать, что такое хорошее. Но вот же какая неувязочка получается.

Во-первых, если наброски можно делать на всём, чём попало, а шедевры только на хоршем - ребёнку с детства прививается идея о разделении на вершки и корешки. И если ребёнок точно знает, что набросок можно сделать на плохом, а готовый рисунок на хорошем, то он, по моим понятиям, всё равно будет бояться испортить хорошее: хорошую бумагу, хорошие краски и кисти. Потому что хороший рисунок - это как генеральное выступление, следуя логике ораторов. Он ведь был приучен к тому, что наброски - это проходное, что и на отстойной бумаге сделать можно, а вот для шедевра нужно хорошо постараться. (Я уже молчу, что шедевры без набросков - это всё равно, что суп без жидкости, но всё равно их почему-то не принято принимать всерьёз.)

Во-вторых, маленькие дети ещё не видят разницы между наброском и готовой работой. И если следовать совету рисовать только на качественной бумаге (заметьте, я намеренно избегаю определения 'хорроший'), то ребёнку нужно и любые его детские почеркушки делать, к примеру, на дорогой акварельной бумаге. Но тогда выходит, что мы ожидаем от своих детей априори шедевров! Что, на мой взгляд, ведёт во взрослой жизни к ещё большим проблемам.

Человек начинает упорно думать, что каждый его взмах кистью должен стать законченным произведением, шедевром, грандиозным событием в жизни окружающих! Ведь нужно оправдать свои и чужие надежды! Нужно создать такое, чтобы на стеночку можно было повесить: в красивую рамочку и на года. (Здесь неожиданно все свободные творческие личности превращаются в мещанинов в плохом понимании этого слова)

Что мы имеем в итоге? Полчища талантливых взрослых людей, которые закопали свой талант в угоду перфекционизму. Они просто запрещают себе рисовать, некоторые уже просто не могут, если в итоге не будет шедевра. Они боятся делать ошибки, ставят себе цели, до которых не могут дотянуться, потому что элементарно не понимают, что творчество начинается не там, где начинается лист "настоящей" бумаги, а там, где позволяешь себе просто творить и ни о чём другом не думать.

У меня ещё свежи в памяти и дискуссии, когда люди писали, что вот сядете вы рисовать на плохой бумажке, а у Вас нечаянно шедевр получится. А у этого шедевра не будет надёжной основы на тыщу лет вперёд и стыдно будет показать людям, на чём этот шедевр получился.

Я не верю в такое! Если это шедевр, то совершенно всё равно на чём он получился! На Биеннале в Венеции в 2005 году один художник рисовал водой на горячем камне. Пока он завершал портрет, первые линии рисунка уже успевали высыхать и прекрасный рисунок испарялся, как будто его никогда и не было.

К чему я это говорю? Нужно творить в первую очередь для себя! Вытеснить наконец-то из головы всех зрителей и ожидающих. И вот когда приходит это понимание, что в свободном творческом полёте (я не говорю о коммерции сейчас) только те вещи хороши, при создании которых вам было хорошо. Хорошо вам рисовать только на плотной бумаге - рисуйте! Хорошо вам рисовать на тоненьких листиках в клетку - рисуйте и ни у кого не спрашивайте разрешения!

Подведу итог всему сказанному.
Я не против того, чтобы дети рисовали на качественной бумаге. Но и против бумаги качества похуже у меня нет возражений, если ребёнку нравится! Вообще, как сказала одна из девушек в постинге с горячими спорами: всему своё время.

Есть время, когда ребёнок поймёт, как ему повезло, что у него рисующие родители: они смогут ему вовремя подсказать, без классификаций и разделений на вершки и корешки, на какой бумаге получатся лучше красивые акварельные рисунки, а на какой мягкие угольные.

А есть время, когда ребёнку нельзя отбивать охоту к творчеству: можно и нужно давать для пробы всё-всё (Разве что насчёт обоев я бы подумала, если не хочется их во всём доме полностью переклеивать :-)), не ожидать от него шедевров и гнать в шею всех дураков, которые высказывают свои критические замечания или претензии юному художнику.

А ещё есть время, когда уже взрослый человек откроет обычную тетрадку в клетку, на которую ему букали и фэкали, и сделает из неё шедевр в духе сообщества Ах на чём же рисовать [info]art_expiration.


Ах на чём же рисовать Art book victim

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда в телесно-ориентированной психологии говорят о мышечном панцире, телесных зажимах и непробиваемой броне как причинах психологических и физиологических проблем, то все почему-то представляют эдакую закабаневшую бабищу (или заматеревшего кабанообразного мужика) с непробиваемой маской ...
1 Лимонов не нуждается в прологе и предварительной информации. Он давно уже стал фигурой столь масштабной, столь всеобъемлющей, что дежурное перечисление фактов его биографии не требуется. О его жизни впору снимать фильмы. И художественные, и документальные. Да, впрочем, их уже и ...
Происходящее в Каракасе требует от Кремля извлечь несколько важных уроков Как утверждает  российская пресса, в Венесуэле случилась попытка переворота. Точнее ...
Подруга привезла на дачу домашнюю стерилизованную кошку, которая там гуляет, где и когда хочет. При этом местные коты стали приносить к дому крыс дохлых. Я в котах не понимаю ничего, но вроде как коты сами по себе и с противоположным полом должны якшаться в основном ради продолжения рода, ...
С А.Невзоровым я согласна по содержанию, но форма слишком резкая и грубая..Я думаю, что вера -зто чувства. а религия -это бизнес.Так было, есть и будет..За это распяли Христа.ОН назвал себя царем иудейским и посягнул на тамошних церковников. А народ- ...