Агрессивные дети в школе, 2 класс

топ 100 блогов psy_baby21.05.2014 Наверное, почти в каждом классе есть такой ребенок, чаще всего мальчик, который "обижает всех". Обзывает, толкает, дерется, портит вещи и т.д.
Обычно большая часть учителей и родителей занимает позицию "ну вот он такой есть, сделать ничего нельзя, мы его ругаем, и родителей вызываем, а все без толку", "ну, в каждом классе такой есть, ничего не поделать", "просто не подходите к нему, не трогайте его, не разговаривайте с ним, тогда у него не будет повода" и так далее.

Я тоже раньше, помня свою школу, как-то думала, мол "в каждом классе такой есть, ничего не поделать".
Но сейчас мне начинает казаться, что все не так просто.

Моя дочка сейчас заканчивает второй класс, и, честно говоря, я в глубоком шоке, от того, что наблюдаю. В ее классе есть два мальчика, а в параллельном - один (но он "стоит" тех двух), которые "такие". "Такие" - это позиция учителей. "Ну вот N. такой, ничего сделать нельзя, просто пусть M. не подходит к нему и не обращает на него внимания". Они были "такие" в начале первого класса и остались "такими" в конце второго. Я искренне не понимаю - неужели дети в возрасте 6-8 лет не поддаются влиянию родителей им учителей? Это же не подростки, это даже не 10-11 лет! У меня тоже не самый простой ребенок на свете, но проблем, которые я не смогла бы решить за два года усилий, - не было никогда! В норме дети в возрасте 6-8 лет вполне поддаются педагогическому влиянию родителей и учителей. Я могу понять ситуацию, когда о 13-летнем подростке говорят, мол, не поддается влиянию, не можем исправить его поведение. Но когда ребенок в возрасте 6-8 лет проявляет немотивированную агрессию в начале первого класса, и этот же ребенок точно так же проявляет агрессию в конце второго - это что? (В принципе, вместо агрессии можно подставить любой другой вариант "плохого поведения"). Я так понимаю, что, либо ребенок имеет серьезные проблемы, и надо бы его к психологу/невропатологу, либо родителям по-барабану на ситуацию (или даже нравится, мол, "мальчик должен уметь драться").

Теперь о конкретно моей проблеме.
Моя дочка - довольно таки активная. Можно даже сказать - гиперактивная. С ней бывает очень тяжело, бывают периодически какие-то проблемы с поведением (и именно поэтому я совершенно точно знаю, что в этом возрасте, если родители прикладывают усилия, изменить поведение ребенка можно, это лишь требует какого-то времени, а два учебных года - вполне себе срок). Выражение "она активная" означает, что она много двигается, часто привлекает к себе внимание, ее видно и слышно, она любит бегать, активные игры, ей тяжело сидеть тихонько в уголочке и не отсвечивать. Но на не агрессивная - я потратила много времени и усилий, прививая ей мысль, что все конфликты и просто коммуникации между людьми следует реализовывать вербально. А раз ее очень видно и слышно - то и получает она чаще других. И тут у учителей появляется шикарный козырь - "А почему это трогают постоянно М.? Может, вам следует подумать, что в ее поведении не так?".

На самом деле, не так уж и постоянно. Я бы даже сказала изредка. Но ситуация в классе в данный момент выглядит так: учительница своим авторитетом и определенными педагогическими усилиями сдерживает поведение агрессивных мальчиков (их двое). Когда учительница не видит - гуляй, душа. В принципе, второй класс, учительница рядом с ними почти все время. А вот на продленке с ними воспитатель - у которого педагогических талантов и опыта явно поменьше, и она контролировать их в той же мере не может. В параллельном классе ситуация - один-в-один, с той только разницей, что там мальчик такой один, но стоит "наших двух". На продленку детей с двух классов сводят вместе...

В общем, в какой-то момент времени я просто выбрала для себя наименее конфликтный путь выхода из ситуации и решила забирать дочь со школы как можно раньше, в идеале - сразу после уроков. Но через некоторое время поняла, что данное решение имеет два недостатка:
1. Я, все же, не могу забирать ее сразу после уроков, да еще и 100% случаев. Обычно я ее забираю где-то через час-два после окончания уроков, но иногда бывает, что я вынужденна забирать ее в 4-5-6 часов (уроки заканчиваются в час дня). В результате получается, что, с одной стороны, не так уж и часто она попадает под агрессию конкретных одноклассников, а, с другой, стоит ей оказаться на продленке - так это произойдет чуть ли не гарантированно. В конечном результате, я начинаю нервничать уже заранее, просто по факту, что она - на продленке. Когда классный руководитель болела, кстати, ситуация была вообще аховая.
2. Это сейчас все хорошо, пока учитель рядом. Через несколько лет дети будут совсем по-другому воспринимать педагогов, да и вместо одного классного руководителя будет десяток предметников. И что тогда? Дети-то не изменяться, если они не изменились сейчас, за период в два первых класса!

Для того, чтобы было понятно, о чем именно я говорю, два конкретных примера, на которые я обратила особое внимание:

1. Шли с улицы в школу (перед обедом). Мальчик с параллельного класса ее сильно ударил. Я ее забирала в тот день как раз в то время, когда они обедали. Столовая - не самое удобное место для разговоров, но, все ж подхожу.
- Почему ты ударил М.?
- А она меня обозвала!
- А что было раньше, она тебя обозвала или ты ее ударил?
Мальчик путается, несколько раз называет разные варианты, но таки признается, что сначала он ее ударил, после чего я повторяю вопрос. Он начинает говорить еще что-то, о том, что она якобы как-то его обидела, в этот момент в разговор вмешиваются сидящие рядом дети, которые начинают наперебой говорить, что это неправда, что К. - бьет всех подряд и всегда без причины, и он всегда врет, чтобы я его не слушала.
- Мы шли в школу, а она съезжала по перилам, а по ним нельзя съезжать! (Опять вмешиваются другие дети, и одна девочка говорит, что М. не съезжала с перил.)
- И поэтому ты ее ударил?
- Да!
Я принимаюсь объяснять ему, что, даже если бы М. и съезжала по перилам - это повод, максимум, пожаловать воспитательнице, но никак не бить ее!
Он поворачивается к М. и, не меня выражения лица, просит прощения.
Я говорю ему, что извинения - это хорошо, но, учитывая, что это далеко не первый раз - в следующий раз он извиняться будет в присутствии своего папы.
- А у меня нет папы! - радостно смеется.
- А кто же тебя со школы забирал?
- Это его дедушка забирает (кто-то из детей)
- Ну, это ничего, многие дети живут отдельно от папы, это нормально, значит, будешь извиняться в присутствии или мамы, или дедушки.

2. Ситуация произошла вчера, поэтому эмоции весьма свежи.
Опять дети идут в столовую, только на этот раз из класса. Парами.
Мальчик Н. (на этот раз из ее класса) рукой резко ворошит ей волосы на голове (а за день до этого он уже так делал, сбил прическу, учительница ей ее переделывала). М. называет его дураком. Тот ее толкает или несильно ударяет. Она опять называет его дураком. Дальше он делает какое-то резкое движение, или резко подбегает, или вскрикивает - я этого не поняла - в общем, М. пугается и роняет из рук мобильный телефон. Наклоняется его поднять, в этот момент Н. бьет ее ногой в лицо(!). Когда я забираю ее домой, звоню классной руководительнице, спрашиваю, Вы еще на работе или уже ушли? - уже ушла, а что случилось? - рассказываю то, что знаю (а знала я в тот момент немного), у учительницы сразу реакция - а что произошло перед этим? может, она его как-то спровоцировала?
На следующий день сутра я не успевала задержаться в школе и поговорить об этом, учительница стала разбираться сама, опросила обе стороны, убедилась, что у М. и лицо и зубы целые. Заставила М. извиниться за дурака, а Н. - за то, что он начала и за то, что ударил ее. В этот же день, когда они шли в столовую, Н. с улыбкой спросил М. "может, тебя опять по зубам ударить?"
Завтра сутра я таки подойду к классному руководителю, и я уже знаю наперед все, что услышу. Что М. спровоцировала, что Н. "ну вот такой вот он" и т.д.

Дочка расстроена очень. Прямо видно по ней, что она чувствует себя беззащитной.
Я не знаю, что делать.
(И еще я боюсь за ее зубы - год назад она уже чуть не лишилась постоянного зуба, когда один мальчик толкнул второго и тот упал затылком ей на лицо, разбил губу, стоматолог говорила, что есть риск повреждения корня зуба, но, вроде, обошлось. Сейчас этот зуб растет чуть криво, но пока чуть. В этот раз она говорила, что болят два зуба, они растут рядом, но один молочный, а второй уже постоянный, так вот молочный - ощутимо шатается, постоянный вроде нет, но я же не врач, могу и ошибаться.
Если какой-то из постоянных зубов будет выбит или поврежден - то ей предстоит длительное, неприятное и дорогое лечение. Сразу скажу, финансовая ситуация у меня очень плохая. У родителей этих детей... ну, как минимум, один из них - пятый по счету ребенок в семье. Но даже если деньги и есть - я не думаю, что это так просто - взять и стрясти с родителей другого ребенка деньги на лечение зубов своему, пусть даже тот ребенок и стал причиной. С другой стороны, даже если они радостно согласятся заплатить все и сразу - это ведь создаст некую иллюзию того, что все нормально, мне обижать нечего, а они ни в чем не виноваты, ведь они компенсировали все убытки! У что ребенку будет больно, или неудобно, или она будет ходить в брекетах, или с детства с коронкой вместо зуба - это уже останется вне зоны внимания.)

Пока мне в голову приходят две мысли - отдать ее на какие-нибудь единоборства (отучила ее драться, теперь буду приучать, неприятно мне вот так на 180 градусов менять педагогическую политику. но это уже практически решено) и забрать на домашнее обучение (но, честно говоря, в моем случае это будет хорошим вариантом не раньше 5-6 класса). Единоборства - это хорошо, но начнет она заниматься только с осени, и пройдет какое-то время, прежде чем она приобретет даже хотя бы просто уверенность в себе, а уж для приобретения практических навыков необходимо 2-3 года, кроме того, не факт, что я найду группу себе по карману, в транспортной доступности от дома, с хорошим тренером, нормальным отношением к девочкам в группе, да еще и так, чтобы не отказываться при этом от уже имеющихся кружков, которые ей очень нравятся, и которые занимают значительную часть недели). Т.е. это решение на отдаленную перспективу, и еще не факт, что это реально поможет. А что делать сейчас?
Как разговаривать с учителями, чтобы не давать им выставлять меня и М. еще и виноватыми? Ругаться и конфликтовать с учителем я не хочу.
Идти сразу к заучу?
К психологу? Он в школе есть. Как она сама сказала, у нее слишком мало часов, чтобы она могла работать с каждым ребенком, но если будут какие-то проблемы - приходите. Я, честно говоря, не думаю, что будет корректным с моей стороны прийти и сказать что-то типа "поведение моего ребенка меня полностью устраивает, но в классе есть мальчик, чье поведение вызывает у меня тревогу, не могли бы Вы с ним поработать", у мальчика же есть родители, классный руководитель, в конце-концов!

Честно говоря, я хочу, в первую очередь, оградить свою дочь от опасности. Но если есть какие способы изменить ситуацию в классе в целом, т.е. сделать так чтобы никто никого не был вообще - то о них я тоже с радостью послушаю. Честно говоря, мне этих агрессивных детей в каком-то смысле тоже жалко. Если у ребенка в 7-8 лет уже репутация "он всех бьет без причины" и дети говорят об этом открыто, прямо ему в глаза - как он себя чувствует? И ведь если в 7-8 лет еще есть шанс что-то справить (я в это искренне верю!), то потом, после 10-12 - это будет практически нерешаемой задачей. И что, 20-25 человек должны смириться с перспективой ближайшие 10 лет терпеть постоянный террор?
Я в дикой растерянности. Посоветуйте мне что-нибудь, пожалуйста :)

Кросспост в Агрессивные дети в школе, 2 класс child_psy

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
IMG_1631 Pretty spring ! Рига на пороге весны ...
Начало - здесь. Тынц. Pioneering Spirit, одно из самых больших судов в мире, не мифически, а реально "не имеющее аналогов в мире(тм)", успешно завершило первый этап морских испытаний. Первый этап, это удаление бездействующей платформы в море. Платформа весом в 13500 тонн была ...
Я тут немного раскинул мозгами, и пришел к выводу, что все сложнее, чем кажется. Я насчитал шесть различающихся по своему отношению к средствам производства и трудовому участию типов, каждый из которых можно отнести если не к отдельному классу, то уж точно к подклассу. Водители ...
Увидел забавную  информацию информацию: оказывается в Китае уличные торговцы и небольшие ресторанчики занимаются тем, что собирают в канализации скапливающиеся там запасы жира, и используют его для приготовления пищи. (Как говориться: приятного аппетита!) Впрочем, скорее всего, в ...
Буду краток, бггггг. На юге России более 300 танков и БМП готовятся к танковому биатлону. http://www.gazeta.ru/social/news/2015/03/12/n_7005037.shtml ...