Агент модернизации

топ 100 блогов vadimb20.09.2010
В первый день работы Пермского экономического форума 2010 прошла дискуссия «РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ». Модератором сессии выступил Лоуренс Харрисон, директор Института культурных изменений Школы Флетчер при Университете Тафта. Участниками сессии были предлагали разные подходы к изучению влияния религии на процессы модернизации экономики. Однако выступающие были единодушны в главном: Русской Православной Церкви необходимо серьезно пересмотреть догматы, чтобы стать активным участником процесса модернизации страны.

Так, по мнению профессора Харрисона, этическое влияние церкви на поведение людей в странах, исповедующих православие, сохранялось и при коммунизме. «Сегодня система ценностей все еще сохраняет этический кодекс православия, что влияет на модели поведения людей», - считает американский ученый. Однако, по данным исследований, которые привел Харрисон, самыми успешными с точки зрения развития экономики, являются страны, исповедующие лютеранство.

Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН Татьяна Коваль, в свою очередь, полагает, что развилка христианских конфессий произошла много веков назад, и если католики и протестанты близки во взглядах на богатство, как божье благословение, то православные христиане возвеличивают бедность. Эта идеологическая разница, пояснила Коваль, усиливается со временем и серьезно влияет на пути экономического развития стран.

«Православие может стать инструментом модернизации страны. Сегодня православные страны уступают в гуманитарных и экономических критериях другим христианским странам. И разрыв продолжает расти вот уже более 200 лет. У православия есть агенты модернизации. Это общинно-братские движения - кочетковцы, меневцы, конструктивное крыло РПЦ. Есть положительный опыт зарубежных епархий. Деятельность подвижников и вызов со стороны других конфессий заставляет русскую православную церковь шевелиться», - отметила доцент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М. Ломоносова Ирина Карацуба, оговорившись, впрочем, что в РПЦ сильны механизмы отторжения всего нового.
http://www.polit.ru/news/2010/09/17/pravoslav.html

После заявлений Медведева в Ярославле о тысячелетней тьме авторитаризма в России и новой заре демократии и модернизации началась целая череда громких всплесков активности и размежеваний. Работники умственного труда спешать занять место в отплывающем корабле модернизации и промаркировать те интеллектуальные силы и институты, которые недостойны занять место на этом корабле. Как оказалось, недостойными являются профессора истории не спешашие восхвалять подвиги антисталинской оппозиции во время Великой Отечественной войны (Завтра в воскресенье в 11 часов утра моя подруга Ира Карацуба на Эхе будут рассказывать про новый чудовищный учебник истории России 20 века...). На Пермском форуме та же Ира Карацуба и Ко говорила о Русской Православной Церкви как о главном тормозе модернизации.

Особенно шикарно выглядит формулировка о пересмотре догамтов православной Церковь для соответствия порыву модернизации. Тут же приводится в пример католическая Церковь. Но у католиков те же догматы что и у православных, за исключением трех - 1) Папа непогрешим 2) Непорочное зачатие Богородицы 3) Святой Дух исходит от Отца и Сына. Как признание непогрешимости патриарха, определение Богородицы как инопланетянки и признание квазигомосексуальных отношений в Троице (термин Лосского) поможет Православию и Модернизации участники дискуссии оставили открытым.

Любопытно утверждение об агентах модернизации внутри Православия. Это общинно-братские движения - кочетковцы, меневцы, конструктивное крыло РПЦ. Под конструктивным крылом РПЦ наверное имеются в виду лица сочуствующие кочетковцам вроде Мещеринова или Митрофанова. К примеру, Лев Регельсон называл конструктивным крылом самих кочетковцев. Является ли общинно-братское движение агентом модернизации Церкви? В этом у меня есть большие сомнения. Желание выделиться на фоне "серой массы" есть, желание показать свою исключительность - имеется, а вот желание серьезно менять всю церковную среу отсутствует. Тот же Мещеринов постоянно предсказывает государству и церкви страшный конец и говорит об 0,1 проценте избранных, которые понимают православие по-настоящему и 99,9 которым не дано понять "настоящее Православие" (тм). То есть. Малые группки, упивающиеся своей избранностью, имеются, а вот широкого модернизационного усилия не видно.

Но это не значит, что эти группы совершенно ничтожны и ими можно пренебречь. Они довели до совершенста весьма интересный ментальный продукт - Православие для интеллигентов. Противостояние intelligents и siloviks типично для любых культур. Когда их объединяет некое общее поле, в роли которого выступает, в основном, религия, то это противостояние рождает новые смыслы и сильно поднимает государство. Когда противостояние на время исчезает, и интеллигенция с силовиками работает сообща, то это навсегда запоминается потомками как золотой век. Но когда у интеллигентов и силовиков разная религия, то это беда и полный конец государства.

У современных российских силовиков есть запрос на совершенно определенный изоляционистский вариант Православия. Согласно силовикам все зло идет извне, и надо перекрыть все пути, в том числе и духовные. Понятие свободы, религия силовиков не рассматривает вообще. В России предостаточно идеологов такого Праовославия для силовиков. Так что еще неизвестно что хуже. Точнее известно что хуже - продолжающийся раскол Православия на две религии.

Однако устроители форума в Перми, правильно поставив вопрос об агентах модернизации в РПЦ, упустили из виду самую очевидую фигуру такого агента - патриарха Кирилла. Он одинаково импонирует и силовикам и интеллигентам. Он освящает атомные подводные лодки и присылает приветствие на 20-летие убийства о.Александра Меня. Именно партиарх Кирилл олицетворяет надежду на подлинное объединение в рамках одного смыслового поля разных общественных сил в Росиси. И только это объединение может служить основой для модернизации.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
. Пока Ходорковский сидел (или как бы сидел), я не написал про него ни одного плохого слова, за все 10 лет. Желающие могут найти мою статью "Левый поворот на правый путь" от 2007 года, это текст о статье Ходорковского "Левый поворот" - и там нет ни одного удара по лежачему. Но ...
#mylivejournal #lj18 #жж18 #деньрождения ...
...
Оригинал взят у dunaev_es в for Histori - самое начало месива Кровавого Воскресенья 06.05.12. Оригинал взят у barliaeva в for Histori - самое начало месива Кровавого Воскресенья 06.05.12. Мирное шествие идет по Москве. Воскресенье. Мир в городе, Мир в стране. ...
Смотрим видео, перенимаем опыт... ...