рейтинг блогов

«Адмирал Кузнецов» или немного слов о дыме

топ 100 блогов alex_anpilogov22.10.2016 «Адмирал Кузнецов» или немного слов о дыме
Момент запуска главной энергетической установки. Чёрный дым — остатки несгоревшего топлива.

Когда я работал с кораблями, судовые механики учили меня простому правилу классификации корабельного дыма:

«Сизый дым — это масло, белый дым — это вода, чёрный дым — это топливо».

То есть, если честно, наличие дыма, валящего из дымовой трубы современного корабля, работающего на дизельном топливе или на тяжёлом мазуте — это не очень приятный признак. Хорошо отрегулированный корабельный дизель или мазутный котёл для питания паровых турбин вообще не дымит, выбрасывая в атмосферу практически прозрачные продукты сгорания.

А вот если у вас что-то подтекает в цилиндры из системы охлаждения, если у вас «просажены» маслосъёмные или компрессионные кольца, которые обязаны удерживать масло вне камеры сгорания, или же переобогащена топливная смесь, что вызывает появление несгоревших остатков топливе в выхлопе — то ваш двигатель работает где-то очень далеко от оптимальных режимов, теряя мощность, изнашиваясь и потребляя «лишнее» топливо.


Конечно, часто дым из трубы валит в момент пуска двигателя или котла: в этот момент обычно энергетическая установка судна «холодная» и в ней присутствует масса переходных процессов. Иногда это может быть лишь мгновенный выброс топливной смеси или конденсата из выхлопных труб, но иногда можно и «подымить на славу»:

«Адмирал Кузнецов» или немного слов о дыме
Это, если что, не «Адмирал Кузнецов», а самый что ни на есть USS Freedom LCS–1 родом из США разводит пары в бухте Сан Диего.

Чёрный дым на запуске дизельных или турбинных двигателей часто служит причиной неслабого бугурта и в западной прессе. «Это ж как мы будем показывать наш звёздно-полосатый (или какой иной) флаг шведам?». На что адмиралы честно заявляют: «Будьте спокойны, в Стокгольм зайдём на всех парах, без дыму!». Но, как говорится, бывает всякое.

А вот при движении в открытом море и на полном ходу — чёрный (сизий, белый) дым это уже, к сожалению, признак того, что судовая двигательная установка страдает от какой-то из перечисленных болячек: жрёт и палит масло, испаряет совершенно неуместную воду или же «пьёт», как ни в себя, лишнее топливо, выбрасывая копоть в небо.

При этом часто такой вариант появления чёрного дыма как раз и связан с тем, что адмиралы выжимают из машины полный ход, давая в двигатели или в котлы по факту переобогащённую смесь и вызывая при этом появление того самого чёрного дыма из корабельной трубы.

«Адмирал Кузнецов» или немного слов о дыме

«Адмирал Кузнецов» или немного слов о дыме
Проход «Адмиралом Кузнецовым» пролива Ла-Манш. Как видите, дыма помешьше — но он есть и он, сволочь, чёрный.

«Адмирал Кузнецов» или немного слов о дыме
В левой части фото ТАРКР «Петр Великий», в правой части — наш «Кузя», на переднем плане — сопровождавший российскую эскадру английский фрегат. Все ожидаемо двигаются с одной скоростью.

Чтобы меня не обвиняли в предвзятости — вот видео прохода «Кузи» через английские проливы:





Ну а теперь — моё краткое объяснение.
«Адмирал Николай Кузнецов» — судно с несчастной судьбой с самого начала. Можно сказать, что «Кузю» с незалежной Украины спасли буквально чудом, в последний момент фактически усилиями энтузиастов перегнав недостроенное судно от причальной стенки судозавода в Николаеве в нынешнее его место базирования возле Мурманска.
К сожалению, Северный флот всегда был флотом действующим в максимально тяжёлых условиях — его береговые базы находились объективно в гораздо более суровых климатических зонах, чем места базирования судов Черноморского, Балтийского или Тихоокеанского флотов.

В силу чего и в Мурманске достройка, текущий и плановый ремонт «Адмирала Кузнецова» осуществлялись часто в недостаточном объёме и в ненадлежащем качестве.

«Адмирал Кузнецов» или немного слов о дыме

Состояние главной энергетической установки «Кузи» по состоянию на 1999 год можно прочесть вот по этой ссылке, где изложена и масса других неприятных подробностей об обслуживании и состоянии этого, без преувеличения, уникального корабля:

"А вместо сердца — пламенный мотор"

Когда говорят об БЧ-5, как правило, имеют в виду ГЭУ. О ней и поговорим.

Во первых, один из восьми котлов и один ГТЗА временно не работают — из-за взрыва газохода по причине ошибки в эксплуатации (перед розжигом котла забыли провентилировать газоход). Таким образом, теоретически мощность ГЭУ снизилась до 75%. Но это в теории, а на практике — и того меньше.

Все четыре дейвуда текут, поэтому периодически подтапливаются подшипники линий валов, что накладывает ограничение на максимальное число оборотов. Давно выработала свой ресурс автоматика ГЭУ, от этого «Кузнецов» дымит как броненосец с фотографии начала века. К тому же трубопроводы уже "еле дышат", да и матросы, обслуживающие ГЭУ, не блещут профессиональными навыками и знаниями. В результате вместо почти 29 узлов, которые дал «Кузнецов» на испытаниях, или хотя бы 24, на трех машинах он еле держит 16-18, а обычно — не более 10-12 узлов.

"Хорошо" обстоит дело и с электрической частью. То турбогенератор "сядет", а резервный дизель-генератор не сможет запуститься, то еще что-нибудь случится. И весь корабль погружается во мрак. Особенно пикантно это выглядит на ходу: локаторы не излучают, связи нет, котлы тухнут — не авианосец, а "летучий голландец" . Именно при таких обстоятельствах летом 1998 г. едва не погиб ЭМ «Бесстрашный», а еще раньше — «Киев». В обоих случаях корабли в шторм несло на берег, и лишь чудом успели ввести в строй ГЭУ. На «Киеве» это произошло в 3-4 кабельтовых от скал.


«Адмирал Кузнецов» или немного слов о дыме

Поэтому, в общем-то, для меня ситуация с единственным российским авианосцем и его эпическим дымовым шлейфом по проходу Ла-Манша и Па-де-Кале ясна: «старичка» попросили дать полных ход — «дедушка» постарался. Ну, как смог. С дымом и с выжиганием в атмосферу громадного количества лишнего топлива. Но — нужный ход выдал и за «Петром Великим» успел. Что есть, конечно, позитивной новостью.

С другой стороны — другие варианты судьбы «Кузи» могли быть много хуже нынешнего его положения. Мог догнить возле причальной стенки в Николаеве, как ракетный крейсер «Украина», но мог и стать первым (или вторым) китайским авианосцем, как «Варяг»-«Ляонин». Впрочем, у «механов», чтобы любыми средствами привели в порядок ГЭУ — если это реально сделать на борту. Во-вторых, правдами и неправдами, но починил бы ГТЗА и котлы в плановом ремонте — благо их уже у «Кузи» было как минимум 5 за прошедшие 25 лет.
Но я — спрашивайте их, почему у гордости российского военно-морского флота до сих пор валит дым из трубы и стоит аварийный пожарный расчёт на палубе:

><br /><br />В конце концов, за честь флага и за безопасность корабля отвечают именно они.<br /><br />А в целом <span class= — только рад такому достаточно дальнему и важному походу
это и это. Там меньше популяризации, зато больше скучных цифр и фактов.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Остеопатом я стал довольно рано, лет в четырнадцать. Помню, весной было дело, только вот на днях праздновал свой день рождения, и тут во дворе мне Колька что-то не дал, или обидел как-то, уж не помню точно. Я, конечно, обиделся и набросился на него. Схватил его каким-то борцовском ...
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ На этих двух фотографиях среди прочих граждан можно увидеть моего первого мужа, Серёжку Теплюка.  На первой   -  1 мая 1993 года, ...
Все мы в детстве любили ходить в кино. Не было тогда ни 900 каналов по телевизору, ни видиков, ни интернета. В кино мы ходили с родителями в выходные, с друзьями на каникулах, с одноклассниками вместо уроков. И фильмы шли тогда разные. А зарубежная картина - это почти гарантированные ...
Уважемые сообщницы, посоветуйте! Нужно корректно и деликатно отказаться от услуг мастера-парикмахера, к которой я хожу уже 18 лет! Много лет все было хорошо, но наши отношения, видимо, уже изжили себя. Я уже более года крайне недовольна тем, что она ...
на рост среднего размера кредита, прежде всего, повлияло значительное улучшение процедуры управления кредитными рисками со стороны банков. Это привело к вымыванию из кредитного процесса «высоко рискованных» заемщиков с низкими или нестабильными доходами, а также с «плохой» кредитной ...