рейтинг блогов

А вы тоже верите, что Штирлиц был, а лендлиза и сталинских репрессий не было?

топ 100 блогов barchk07.01.2025

Поэтому очень немногие русские задаются вопросом о том, могла ли их жизнь быть устроена лучше или интересуются возможностью фундаментальной смены системы. Для них эти вещи подобны рассуждениям о смене собственных родителей. Они верят в родину-мать как в твердыню и избавительницу [8]. Кажется, что до сознания очень немногих русских, за исключением диссидентов, доходит, что их страна может быть непорядочной или виновной в преступлениях против морали. Чувство их этической невинности столь же непоколебимо, как ощущение, которое испытывали американцы, пока Вьетнам не принёс некоторым из них осознание национальной вины и понимание того, что их родина способна на причинение зла.

Защита русских от осознания подобных фактов, как я подозреваю, является одной из причин того, что советское руководство считает чрезвычайно важным не только скрыть правду о сталинских чистках, но и то, что миллионы граждан принимали участие в кровавых репрессиях. Потому что Красный Террор мог быть развязан одним человеком, как преследование Гитлером евреев, но осуществлялся он тысячами и тысячами людей, устраивавших ад на земле как для своих коллег, так и конкурентов. Эта национальная вина превращает экстраординарное разоблачение Хрущёвым сталинских чисток в чрезвычайное политическое действо, чреватое появлением опасных и беспокоящих эмоций у всего народа, и, несомненно у самого Хрущёва, хотя он считал, что совершил тактически полезный манёвр. Именно она превращает Солженицына, особенно его «Архипелаг Гулаг» в невероятно опасного для русских автора.  Эта книга, как и его ранние произведения о трудовых лагерях, ставит русских читателей лицом к лицу с тем злом, которое совершили либо они сами, либо их родители, либо сограждане. Режим инстинктивно понимает, что осознание этого зла должно подавляться, не только потому, что такие книги вынуждают компартию допустить, что в преступлениях есть и её вина, что рискует её ослабить, но и потому, что побуждают весь народ увидеть, что нация способна на грех, а это понизит градус национального патриотизма, являющегося основой легитимности сегодняшнего режима.

Парадокс состоит в том, что, несмотря на присущее русским чувство национального превосходства и шквал бахвальства советской прессы по поводу того, что Советский Союз является первым, крупнейшим и наилучшим во всех мыслимых сферах и отраслях, оно представляет собой компенсацию глубоко укоренившегося в нации чувства неполноценности перед Западом в науке, технологии и торговле, а также перед его современными прагматическими достижениями. Именно Сталин стал продвигать в жизнь советский фетиш утверждениями, преувеличенно восхваляющими достижения страны, хотя он откровенно говорил и о её отсталости и необходимости его преодоления. При его правлении практика шовинистского преувеличения достижений России достигла нелепых пропорций: согласно энциклопедиям Александр Попов, а не Маркони изобрёл радио, Александр Лодыгин, а не Томас Эдисон придумал электрическую лампочку, а Иван Ползунов на 21 год опередил Джеймса Уатта в изобретении паровой машины и Александр Можайский намного раньше братьев Райт поднял в воздух первый аэроплан. В после сталинское время официальная политика провозглашения первенства русских во всём немного приутихла. Но эта практика продолжается и по сей день, судя по публикациям. Городская интеллигенция с её снобистскими предпочтениями всего западного, то и дело высмеивает этот вопиющий шовинизм с помощью саркастического замечания «Россия – родина слонов».

Но русские всех слоёв советского общества очень сильно верят в консервативный постулат nasha luchshe [9].  Эти два слова часто и порой без всякой видимой причины вставляются в разговор. Как-то раз я поднимался в лифте гостиницы «Интурист» на большой международный приём и невольно услышал разговор двух особ среднего возраста, хвалящих вечерние платья молодых женщин, приглашённых на этот раут. Несмотря на то, что их платья не были такими уж модными по сравнению с платьями некоторых гостей-иностранок, две старые сплетницы были переполнены гордостью. «Правда же наши девочки хороши? – щебетала одна. – Да, наши лучше всех» –  был штампованный ответ другой.

Эта мысль настолько автоматически слетает с уст консервативно настроенных официальных лиц и простых людей, неважно, говорят ли они о женщинах, плотинах, подвигах космонавтов, тракторах или хоккее, что молодые люди, отличающиеся большим космополитизмом, с удовольствием пересказывают шутку о высокопоставленном коммунисте, жена которого узнала, что у того в любовницах – балерина. Она настояла на том, чтобы пойти с мужем в Большой театр и видеть соперницу. Они разместились в ложе вместе с другими важными зрителями, занавес поднялся, и на сцену выпорхнула изящная танцовщица, изображающая лебедя. Супруга толкает мужа под бок и спрашивает: «Эта?». «Нет, – отвечает он, – эта – Петрова». «Я довольна, слишком уж тонконогая». Чуть позже она показывает на другую балерину в пачке и вопросительно глядит на мужа. «Нет, эта – Иванова». «Хорошо, эта – дурна на лицо». В конце концов супруг показывает на балерину в глубине сцены. Жена внимательно осматривает молодую женщину, откидывается в кресло с довольной улыбкой и произносит: «Nasha luchshe».

Это национальное, не зависящее от реального положения дел, самоуважение, усиливается викторианской гордостью за мощь и достижения Советского Союза. Молодой карьерный коммунист Володя выразил её в своём шовинистском высокомерном презрении к немцам и другим народам, зависящих от поставок советского газа и нефти. Мой друг, британский дипломат, часто посещавший Восточную Германию и время от времени беседовавший с русскими солдатами, обнаружил, что они завидуют уровню жизни немцев, но, тем не менее, ощущают своё превосходство перед ними, словно  их причастность к сильной руке Москвы компенсирует всё остальное.

А вы тоже верите, что Штирлиц был, а лендлиза и сталинских репрессий не было?


Лишь небольшая кучка диссидентов протестовала на Красной площади против возглавляемого Советами вторжения в Чехословакию. Их схватили ещё до того, как они развернули свои плакаты. Намёк на неодобрение политики партии со стороны некоторых интеллигентов, входящих в советский истеблишмент, выведен в повести Натальи Баранской «Неделя, как неделя», рассказывающей о неделе в жизни работающей по специальности женщины, где она говорит мужу, что им следовало бы поговорить на такие серьёзные темы, как «Вьетнам и Чехословакия». Зоркие советские интеллектуалы отмечали, что речь идёт о логичной параллели между советским вторжением в ЧССР и американской интервенцией во Вьетнаме.

Но на фоне существенного безразличия к вторжению в Чехословакию со стороны масс, многие, очевидно, гордились демонстрацией советской мощи точно таким же образом, как англичане в ХIХ веке гордились силой британской империи. Такая гордость является одним из атрибутов принадлежности к сверхдержаве. Один знакомый русский писатель, который отдыхал в отпуске в Сочи в августе 1968 года, года в СССР, благодаря вещанию западных радиостанций стали просачиваться подробности о вторжении, говорил мне: «Отдыхавшие на курорте были на самом деле очень рады тому, что это произошло, – вспоминал он. – Наконец-то наши войска вошли в Чехословакию, говорили они. Давным-давно пора. Теперь надо продолжить и сделать то же самое с Румынией. Люди были довольны тем, что Россия применила силу. Силу они очень уважают. И любят, когда Россия её демонстрирует».

Отступление переводчика. Студенты иняза, будучи более продвинутыми в отношении сведений о Западе, конечно, были против вторжения в Чехословакию, даже если не облекали эту оппозию в явные слова. Мой друг Серёжа даже с родителями ругался по этому поводу, как он рассказывал. Поэтому для меня, пошедшего в армию на 5 лет позже и после ВУЗа и короткого (8 месяцев) преподавания французского и английского в школе, было шоком обнаружить в записной книжке у сержанта, который нас муштровал во время “учебки”, а я ему переписывал красивым почерком, чтобы откосить от чего-то типа драяния толчка какие-то стишки, текст песни или просто стихи, с заголовком “Мятеж в Чехословакии”. Дальше у него говорилось про каких-то славных десантников, которые сыпались на головы непокорных чехов и что-то в этом духе. Тогда я ещё раз понял, как страшно был всегда далёк от “народа”.

Бухгалтер совхоза Геннадий сказал, что такая позиция была общей для большинства руководителей совхоза и простых рабочих, с которыми он общался. «Они поверили в эту несусветную чушь о том, что Советскому Союзу пришлось ввести туда войска для помощи народу страны». – сказал он. Интервенция была предметом национальной гордости. Другой мой друг, молодой учёный, разглагольствовавший о национальном рвении, однажды оказался в одной больничной палате с шофером, служившим во время чехословацких событий танкистом и въехавшим на танке в Прагу. Этот водитель, по его словам, был вполне приятным молодым человеком, но таким же слепым патриотом, как американские солдаты в Ми Лае [10]. Он рассказывал учёному о том, как со товарищи уничтожал чехов при первых намёках на то, что они принадлежат к оппозиции. Как только кто-либо из местных появлялся на крыше, и экипажу танка казалось, что он представляет угрозу, то по словам шофера, они «наводили на дом большую пушку и сносили с него крышу». Учёный, лично не одобрявший вторжение, высказал некоторое сомнение в необходимости убийств без разбора, но водитель отмахнулся от его слов, проявив тот самый kvas patriotism [11]. По его словам, он ни о чём не жалел, «потому что они все – фашисты».

Русские как народ эмоционально так же привязаны к миру, как и американцы. Но обращение официальной пропаганды к военной теме и постоянное напоминание о бдительности и необходимости быть во всеоружии, повторяется куда чаще, чем на Западе. Из-за Вьетнама война стала темой раздора в США, тогда как в Советском Союзе она является не подвергающимся сомнению объединяющим элементом, служащим оправданию многих проявлений сегодняшней политики.

Даже в период разрядки международной напряженности и в качестве противоядия ей, советские руководители явно намеренно черпали примеры из Второй мировой войны для поддержания в боевой готовности патриотических чувств советского народа. Нет ничего удивительного, к примеру, в том, что многие из первых авторов писем, разоблачающих диссидентов типа Сахарова и Солженицына или предупреждающих об опасности проникновения западной идеологии подписывались как ветераны войны. В фильмах про шпионов и в военных мемуарах довольно часто либо прямо говорится, либо подразумевается, что Западу, даже во время войны, когда он был союзником СССР, доверять нельзя. В средствах массовой информации постоянно рисуется картина осаждённой России, служащая косвенным оправданием всеобщей воинской повинности, военной подготовки в школах, огромных военных расходов и жертв, которые советские потребители должны приносить, потому что Америка, Германия и другие капиталистические страны, якобы, строят свою экономику на военной промышленности и ни за что на свете не согласятся сократить военные расходы.

Для большинства американцев Вторая мировая война представляет собой отдалённую и незначительную абстракцию, главу из истории практически древнего мира и драму, разыгрывавшуюся на чужих подмостках. Наша память не хранит щемящей и ноющей боли, в отличие от воспоминаний европейцев. Нам не понять кровной глубины чувств французов, поляков или русских по отношению к немцам, и мы не можем полностью осознать того эмоционального воздействия, которое старые военные рассказы оказывают на их современное сознание. Наши отношения с Германией определялись новой эпохой, новой торговлей, новой дипломатией. Воевавший американец может вытащить свой дембельский альбом или медали и повспоминать былое в дождливый вечер. Время от времени у нас выйдет новая книжка про Потсдам или кто-то снимет фильм о высадке в Нормандии. Но ощущение войны ушло. Корея и Вьетнам вытеснили его из памяти и ослабили восприятие Второй мировой войны в качестве национального опыта и фактора современной политики.

А вы тоже верите, что Штирлиц был, а лендлиза и сталинских репрессий не было?

Противотанковые ежи— монумент, установленный в 1966 году на 23-м километре Ленинградского шоссе в Химкинском районе Московской области на въезде в Москву.

Этот контраст с восприятием войны русскими очень ярок и выразителен. Для них война наделена мистическим смыслом.

В ресторанах и гостиницах, в поездах и самолётах, совершенно незнакомые друг с другом люди, когда узнают, что их собеседник или собеседница были сержантами, медсёстрами, офицерами или военкорами на том же фронте, или проходили через один и тот же город или железнодорожный узел в ходе одних и тех же событий, вдруг начнут обмениваться военными рассказами. Те, кто были тогда детьми, с мрачным удовлетворением будут вспоминать, как пережили, в отрыве от родителей, несколько голодных лет на скудном хлебном пайке в эвакуации в Ташкенте, Куйбышеве, на Урале или в других отдалённых местах, когда гитлеровские армии окружили Ленинград и угрожали Москве. Русские любят посещать ежегодные слёты однополчан, потому что, в отличие от политических собраний, они взывают к подлинным чувствам. Само словосочетание «на фронте» имеет для советского человека тридцать лет спустя почти религиозное звучание, и ветераны гордо носят награды на публике по любому случаю. Русские, похоже, буквально понимают лозунг «Никто не забыт и ничто не забыто». Ни один иностранец, посетивший Советский Союз, не останется без неизгладимого впечатления от постоянного и повсеместного упоминания о войне, о вечной теме массовых людских потерь в ней, от того, что она служит объяснением отставания советской экономики от западной и от чувства, что для советских людей война закончилась лишь вчера.

Когда путешественник прилетает в Москву, из аэропорта он едет по шоссе, с которого виден огромный монумент в виде противотанковых ежей – крестов, сваренных из трёх рельсин, показывающий как близко нацисты подошли к столице и увековечивающий то место, откуда русские погнали их назад. В Одессе туристов водят в грот, где скрывались партизаны, когда город был занят немецкими и румынскими оккупантами (про румын, нынешних коммунистов, гиды в своих объяснениях, благополучно забыли и не упоминают совсем). Памятник в виде измождённой матери в Литве символизирует страдания маленькой нации, попавшей в ужасные тиски между двумя огромными армиями.

А вы тоже верите, что Штирлиц был, а лендлиза и сталинских репрессий не было?

Стоило президенту Никсону нанести два визита в Советский Союз, как во время первого, его везут на Пискарёвское кладбище в Ленинграде – обширное пространство, заполненное могилами людей, погибших во время войны, мрачное напоминание об ужасно высокой цене 900-дневной блокады этого города, а когда он приехал два года спустя, то его повезли в Хатынь в Белоруссии, где возведена бронзовая статуя мужчины, бережно держащего на руках умирающего малолетнего сына, что символизирует стирание с лица земли и сожжение нацистами живьём 149 жителей, заподозренных в сотрудничестве с партизанами, действовавшими в тылу врага.

И так повсюду. Практически ни один город, ни одно село в европейской части России, в Белоруссии, на Украине и в Прибалтике не обходится без своего мемориала, братской могилы, памятного знака или вечного огня, посвященных павшим в войне. В таких местах как северный Кавказ, где нацистские войска овладели вершиной Эльбруса и стремились захватить нефтяные месторождения Баку, такие мемориалы играют на тему межнациональной солидарности, являясь свидетельством того, что данный регион защищали русские, украинцы, армяне, грузины, карачаевцы  и черкесы. Даже на горнолыжном курорте оборудована комната памяти.

Я очень хорошо помню экспозицию такого рода, устроенную в древнем городе Пскове. В местном музее мы с Энн незаметно прошли от коллекции икон, кубков и чаш царских времен в зал, где была представлена панорама Пскова в 1944 году, были выставлены образцы захваченного у немцев оружия, висели портреты местных героев в наградах и страшные фотографии казни через  повешение немецкими солдатами пяти партизан. Двое из них уже болтались на виселицах, а троих подводили к петлям. В другой гротескной сцене десятерых мужчин в простой крестьянской одежде расстреливали на городской площади перед глазами женщин и детей, специально согнанных на экзекуцию. Эти попытки бередить раны войны, делая их незаживающими, мне показались мазохизмом.


Интенсивная советская пропаганда, затрагивающая Вторую мировую войну периодически используется для продвижения политики разрядки, особенно в преддверии визита какого-либо крупного западного руководителя. Тон задал в 1972 году Евгений Евтушенко, сочинив прочувствованное стихотворение, о встрече американских и советских войск на Эльбе, в котором живописуются радостные картины военного сотрудничества союзников и совместная победа над нацизмом. Я встречал немало людей в возрасте, с теплотой вспоминавших о сотрудничестве с иностранцами – одни обслуживали аэродромы, где приземлялись американские самолёты с грузом ленд-лиза, другие служили в мурманском порту, куда тёк громадный поток транспортов с  американской помощью Советскому Союзу. Однако официальная пропаганда куда чаще обходит молчанием факты конкретного сотрудничества, заостряя внимание на конфликтных ситуациях и случаях недоверия.

А вы тоже верите, что Штирлиц был, а лендлиза и сталинских репрессий не было?

Историческая справедливость восстановлена!
11 января 2017 года в 11 часов в Мурманском областном краеведческом музее начнет работу выставка «Арктический конвой идет в Мурманск». Выставка посвящена 75-летию прибытия в Мурманск первого арктического конвоя с грузами с военной помощью от союзников СССР.

В Мурманске, например, городские власти воздали хвалу военному сотрудничеству, но в местном музее, несколько залов которого были посвящены войне, нет ни единого экспоната, который позволил бы русским посетителям хоть что-нибудь узнать о ленд-лизе. Среди панорамных фотографий, показывающих разрушения, причинённые Мурманску нацистскими бомбёжками, я нашёл номер журнала «Харперз» с передовой статьёй американского журналиста Дэйва Марлоу, добравшегося до города на американском корабле. Он описывает опасный путь каравана транспортных судов, преследуемого немецкими подлодками и самолётами и громадное облегчение команды по достижении порта. Потом пишет о разрушенном Мурманске. Но единственный переведённый абзац заключался в описании его впечатлений о Мурманске, а упоминания об опасностях, подстерегавших суда в пути не было вообще, как было не понятно, с какой стати американец оказался вдруг в Мурманске.

Из любопытства я спросил Елену Павлову, энергичную директора музея, имеет ли она информацию о количестве транспортов или размере союзнической помощи, прошедшей через Мурманск. «Ни разу за все годы, что прожила здесь, эти данные мне не попадались». – ответила она. Потом посоветовала обратиться в новую красивую техническую библиотеку города, где её директор, Вера Попова, импозантная грудастая женщина со статью руководящего работника, с гордостью водила нас часа два по просторному светлому современному зданию. После экскурсии я осведомился о транспортах. Задания тут же были даны сотрудникам. Примерно через час один из них принёс тонкую книжицу, где сообщалось, что в 1942 году 93 советских корабля были задействованы в снабжении фронтов, но ни словом не упоминалась ни американская, ни британская помощь.

А вы тоже верите, что Штирлиц был, а лендлиза и сталинских репрессий не было?

Дальнейшие поиски ни к чему не привели, к великому смущению моего официального сопровождающего Николая Беляева, редактора газеты «Полярная правда», органа Мурманского обкома партии.

Однако на следующий день он с торжествующим видом показал мне книгу, где в двух строчках были упомянуты «иностранные мореплаватели, проведшие сюда свои корабли в годы войны».

Но смысл абзаца ничего общего не имел с ленд-лизом, так и оставшимся без упоминания.

Речь шла скорее об иностранцах, которые хвалили за помощь «советских пограничников, помогавших тушить пожары» на иностранных судах. Пара кораблей упоминалась по именам, но какой стране они принадлежали и почему были в Мурманске, об этом ничего не говорилось.

Такие неуклюжие купюры наверняка были сделаны намеренно, то есть цензоры вымарали упоминания о британской и американской помощи СССР размером в 15 миллиардов долларов.

А вы тоже верите, что Штирлиц был, а лендлиза и сталинских репрессий не было?

На самом деле один советский журналист и один кинорежиссёр подтвердили позже мою догадку.

По их словам, такое замалчивание привело к тому, что единственным видом американской помощи, якобы, являлась tushenka, да и её количество приуменьшалось.

Кинорежиссёр счёл практически революционными слова, произнесённые в 1973 году комментатором «Правды» Юрием Жуковым, когда тот упомянул на телевидении о том, что американская помощь в действительности включала в себя самолёты, грузовики, джипы, запчасти и другое жизненно важное оборудование.

«В первый раз за многие годы наш народ услышал такие слова о вашем ленд-лизе», – сказал режиссёр. Передачу больше так и не повторили.

А вы тоже верите, что Штирлиц был, а лендлиза и сталинских репрессий не было?


Полная и откровенная картина вклада Запада в советские военные усилия не соответствовала бы этноцентрической точке зрения руководства, взгляду, который, как правило, не принимает во внимание глобальный аспект войны, а ставит Россию в её центр, отодвигая всех остальных на второй план. Понятно, что этим грешат все народы, но через цензуру такая позиция доведена в России до абсурда. Для национальной гордости было бы болезненным ударом допустить, что Москва обращалась к Западу за помощью в критической ситуации. В силу какого-то глубоко укоренившегося комплекса неполноценности подобную информацию всё время скрывали, шла ли речь о ленд-лизе или помощи голодающим в России через администрацию помощи Герберта Гувера в 1920-е годы [25] (трактуемую Большой советской энциклопедией в основном как организацию прикрытия подрывной и шпионской деятельности), либо о больших закупках Советами американского зерна в 1972 году.

Для русских война совсем не является безусловным символом союзнических действий. Даже сегодня они высказывают претензии к Западу в отношении ведения войны. Из чувства идеологической солидарности, они чаще прославляют скромную на самом деле роль поляков, румын и венгров в борьбе против захватчиков и почти никогда не упоминают о вкладе англичан, французов и американцев. Но и за пределами этой официальной линии меня часто осаждали вопросами, почему Запад намеренно затягивал высадку в Нормандии, что позволило нацистам сосредоточить силы против русских. Такое мнение очень широко распространено и рассматривается русскими как намеренное предательское действие. По этому поводу многие цитируют Сталина, всегда избегая упоминать о том, что именно пакт о ненападении, заключённый между Сталиным и Гитлером и действовавший с 1939 по 1941 год, позволил немцам в первые военные годы собрать силы против Великобритании, не отрываясь на второй фронт на Востоке. Многие американцы не думают об ответе на этот вопрос, если им его задают. Мой же ответ состоял в том, что мы совсем не хотели бы, чтобы Россия пала обескровленной, иначе не вбухивали бы в страну миллиарды помощи по ленд-лизу через Мурманск, на что русские обычно отвечали, что вся помощь была очень скудной и состояла лишь в тушёнке. Такой ответ можно было получить как от официального представителя МИДа, так и от известного журналиста, которым было выгодно так заявлять, зная настоящее положение дел, так и от обычных, искренне несведущих, людей. Люди информированные, готовые допустить, что военная помощь была более объёмной, обычно отвечали: «Ну это же лишь доллары, а мы заплатили кровью».

А вы тоже верите, что Штирлиц был, а лендлиза и сталинских репрессий не было?

Другой постоянно ноющей раной, осложняющей отношение Запад-Восток, является широко распространённая сегодня вера в то, что союзники пытались, через Аллена Далласа, находившегося в Швейцарии, войти за спиной Москвы в сговор с немцами.

Такова основная тема популярного шпионского сериала «Семнадцать мгновений весны», сюжет которой фальсифицирует историю, проецируя картину нечистоплотности американцев.

Советский шпион, симпатичный эмигрант по фамилии Штирлиц, просочился в ряды гестапо и раскрыл заговор главы СС Генриха Гиммлера с целью провести сепаратные переговоры о заключении мира с Западом при посредничестве фельдмаршала Альберта Кессельринга, командовавшего подразделениями СС в Италии. По фильму выходит, что этому заговору удаётся воспрепятствовать только и исключительно благодаря блестящей работе Штирлица и знаменитому недоверию хитреца Сталина, который учуял, что союзники «жульничают». Несмотря на то, что телефильм и книга, по которой он был снят, были представлены публике как целиком «основывавшиеся на фактах», в распоряжении Москвы никогда не было ни одного супершпиона, который проник бы в высшее руководство СС.

А вы тоже верите, что Штирлиц был, а лендлиза и сталинских репрессий не было?

Юлиан Семёнов (настоящая фамилия Ляндрес)

Кроме этого, автор книги и сценария Юлиан Семёнов сжал временные рамки событий с тем, чтобы предполагаемое предательство союзников выглядело ещё постыднее, представив версию, противоречащую опубликованным дипломатическим документам.

Согласно записям об официальных коммуникациях Америки и Советов во время войны, хранящихся в архивах Госдепартамента США и опубликованных у нас в открытой печати в 1968 году, такие переговоры были инициированы помощником Кессельринга и касались потенциальной капитуляции нацистских войск в Италии и только в ней.

Американский посол Аверелл Гарриман тут же уведомил о них советское правительство и пригласил его для участия в них. Ничто в этих документах не указывает на малейшее участие Гиммлера, и даже речи не идёт о каком-либо более широком мирном соглашении с немцами. Но в них говорится о почти параноидальном отказе Сталина принять это, высказанное с позиции доброй воли, приглашение русским участвовать в переговорах, что в конце концов вынудило Рузвельта в изумлении протестовать против сталинских обвинений.

Выпуск в эфир этого телесериала до завершения визита Брежнева в Америку летом 1973 году был бы довольно щепетильным для советских властей делом, поэтому его отложили. Но калибр произведения – с точки зрения значимости и технического исполнения это был совершенно точно лучший телевизионный сериал, что я видел в Советском Союзе – сделал его мгновенным хитом. Он стал настолько популярным, что его повторный показ прошёл той же осенью, а политический посыл оказал огромное влияние на зрителей всей страны.  Некоторое время после повтора я говорил о нём с оперным певцом и капитаном армии, с которыми оказался в одном купе поезда «Ленинград-Москва». Оба были искренне убеждены в том, что американцы в конце войны были готовы предать Россию, а мои отсылки к документам их совершенно не интересовали.

«Хорошо что Сталин пронюхал это дело, иначе у нас были бы проблемы». – сказал оперный певец.

«Вам неприятно это слышать, но именно так было, – с такой же решимостью, как и певец, резанул капитан. – У нас есть документы в доказательство тому. Конечно, фильм художественный, но мы знаем, что делалось за нашими спинами».

ист.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Добрый день. Товарищи, могли бы вы дать комментарий нижеописанной неприятной ситуации. Это произошло с моими близким друзьями. Мужчина 57 лет, избыточный вес, без диагностированных хронических заболеваний, давно испытывал затруднения с дыханием - одышка при малейшей нагрузке и просто "тя ...
А у меня сегодня День Рождения!)Фотографировал одним ранним утром Сергей Волков. ...
Вернулась. Красивый город, красивые люди? Нет, прекрасная страна и простые люди. Я даже новую имю придумала для Парижа, тихий Рим, или наоборот, Рим, это шумный Париж. La Tour Eiffel, Лувр, могила моего любимого Наполеона Бонапарта (Les Invalides), Мулен Руж и ...
С праздником, дорогие россияне! Представители российской оппозиции планировали в День Конституции страны провести "Марш перемен" от Пушкинской площади по бульварам до проспекта Сахарова, намереваясь закончить свою акцию митингом. Однако московские власти не согласовали проведение марша, да ...
Король Югославии Пётр II (1923-1970), король Румынии Михаил (1921-2017), король Греции Константин II (1940-2023) и царь Болгарии Симеон II (р.1937) - последние православные монархи, отстранённые от власти в XX веке. ...