9 января — день хореографа
noveltour — 08.01.2023Я от балета очень далеко, только зритель:) В советские времена смотрела чаще и много где. Тогда славились Пермская и Ленинградская школа, но конечно самые интересные спектакли шли в Большом театре. С тех пор сохранилась у меня подборка открыток 1978 года «Большой театр СССР. Балет. Хореограф Ю. Григорович» фотографа А. Макарова. Давно я хотела ее показать, но все как-то не было времени отсканировать. И если бы не пост atlanta_s, посвященный дню рождения Юрия Николаевича, я бы опять пропустила этот день и написала бы о чем-то другом:)
Первый балет на сцене Большого театра, поставленный Григоровичем, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева 1959 год. Но премьера спектакля в редакции Леонида Лавровского состоялась еще в феврале 1954 года. Григорович сначала поставил «Каменный цветок» в Ленинградском Кировском театре в 1957 году, и только через два года перенес свою редакцию в Большой.
Балет А. Меликова «Легенда о любви» тоже был создан хореографом для труппы Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова в 1961 году. И это был последний балет Григоровича, поставленный в Ленинграде. Возобновил он его в 1965 году уже в Большом Театре.
Поставленный по мотивам философской драмы Н. Хикмета, этот спектакль, воскрешающий экзотический мир восточного предания пронизан высокогуманистическим пафосом. Любовь здесь показана, как чувство, чуждое эгоизму и корысти, любовь-подвиг, любовь-самопожертвование. Именно во имя любви к народу, к Родине и отказывается от личного счастья Ферхад — один из героев «Легенды о любви» (А. Демидов Сопроводительный текст к набору открыток)
Самым знаменитым балетом Юрия Николаевича, который шел в Большом очень долго, считается «Спартак» А. Хачатуряна 1968 год. Этот спектакль я смотрела несколько раз с разными исполнителями, и пересматривала в записи неоднократно.
Моим любимым был состав — В. Васильев Спартак, Е. Максимова Фригия, М. Лиепа Красс.
За эту постановку Ю. Григорович, С. Вирсаладзе, Г. Рождественский, В. Васильев, М. Лавровский и М. Лиепа получили Ленинскую премию в 1970 году. Выше этой премии в Советском Союзе ничего не было, и давали ее в части литературы и искусства всего 5 спектаклям, фильмам, книгам и пр. один раз в два года (остальные 25 премий приходились на науку и технику:)). Думаю, что об этой постановке многие помнят.
В 1975 году балетмейстер ставит «Ивана Грозного» С. Прокофьева. Очень сложный период русской истории и не самый простой материал для балетмейстера.
Официальная критика была безоговорочно восторженна: «Какой поистине колоссальный путь должно было пройти наше балетное искусство, чтобы от аллегоричных картин и сказочных персонажей подойти к темам, требующим философского осмысления, глубокого психологизма» (А. Дашичева). Источник
В 2011 году Большой театр получил право на возобновление «Ивана Грозного» в Большом, но спектакль был встречен по-разному. В этом году балет дают 17 и 18 января и на него есть билеты. Цена такая, что я начинаю сильно любить свою Мариинку:)
Похоже последним в Большом театре, в 1976 году по мотивам пьесы А. Арбузова «Иркутская история», Н. Григорович ставит балет «Ангара» на музыку А. Эшпая.
Причем балетмейстер выступил и соавтором либретто, написанным совместно с В. Соколовым. Несмотря на то, что балет получил Государственную премию СССР, шел на сцене Большого он (для постановок Ю. Григоровича) недолго — 8 лет. Я его не видела, хотя спектакль ставили в тех городах, где я бывала: в Куйбышевском театре оперы и балета в 1977 году, в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова в 1981.
Кроме собственных спектаклей у Юрия Николаевича было несколько редакций классических балетов: «Щелкунчик» П. Чайковского в 1966 году, «Лебединое озеро» в 1969.
Я даже удивилась, увидев на снимке Александра Годунова. В 1979 году танцовщик останется в США и все фильмы и передачи, где он снимался, «лягут на полку», но вот изъяли ли тираж открыток из продажи? Не знаю. Я могла его купить или летом 1979 года, или летом 1981 года — не помню точно.
Возобновлением на сцене Большого театра обязан Ю. Григоровичу и балет «Спящая красавица». Он ставил его в 1963, 1973 и 2011 году.
В 2011 году Юрий Николаевич создал «Спящую..» с итальянским художником Эцио Фриджерио
...который привнес свой изысканный стиль и театральный историзм, придавший спектаклю притягательную парадность, свободную торжественность и заведомую настроенность на радость от искусства.
А еще были «Раймонда» и «Дон Кихот», «Жизель» и «Корсар», «Баядерка», «Ромео и Джульета», «Золотой век»...
2 января 2023 года балетмейстеру исполнилось 96 лет. #зимавместе
|
</> |