7 мая 1979 года ушел из жизни всенародно любимый артист Алексей Смирнов
slavikap — 07.05.2018«Операция «Ы»…» или «Кондуктор, нажми на тормоза»
Как снимали легендарную комедию и из-за чего стопорились съемки?
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» - первая комедия Леонида Гайдая с Александром Демьяненко в образе эксцентричного Шурика.
Серьезный подход к несерьезным историям
Сценарную заявку на будущую картину «Несерьезные истории» 2-е творческое объединение киностудии «Мосфильм» приняло в марте 1964 года, а уже в августе 1965 состоялась всесоюзная премьера.
«За наше случайное знакомство!»
Переговоры велись с Андреем Мироновым, но до кинопроб дело не дошло. А представьте, каким бы оказался наш любимый герой в исполнении Олега Видова или Александра Збруева, Виталия Соломина или Евгения Жарикова. Кроме них, на роль Владика (Шурика) пробовались Валерий Носик и Александр Леньков, Геннадий Корольков и Владимир Коренев, Алексей Эйбоженко и Иван Бортник, Сергей Никоненко и Всеволод Абдулов.
Но не только за исполнителем роли Шурика Гайдай ездил в город на Неве. Оттуда же был приглашен в картину и другой ленинградский актер – Алексей Смирнов. Верзилу на кинопробах изображали многие кандидаты, среди них был и Михаил Пуговкин. После того как Пуговкина раскритиковал Иван Пырьев (лицом, мол, не вышел), артисту дали роль прораба, а в образе Верзилы решили снимать здоровяка Смирнова.
Порекомендовали режиссеру и композитора-дебютанта Александра Зацепина, недавно переехавшего в Москву и зарабатывавшего на жизнь игрой на аккордеоне в ресторанах. «Постой, паровоз!» написал 38-летний музыкант с сибирскими корнями, для которого знакомство с Гайдаем стало пропуском в большое искусство.
Быстро только кошки родятся
В эпоху планов и трудовых обязательств кинематографистам точно так же закрывали наряды, как и станочникам на заводе. В архивах студии сохранились отчеты о съемочных днях, по которым можно судить о темпах работы и загруженности актеров. По иронии судьбы, производительность съемочной группы в эпизодах с лентяем Верзилой была не большей, чем у героя Алексея Смирнова.
Начало съемок – 27 июля. Первая сцена – построение «алкоголиков, тунеядцев, хулиганов» в милицейском дворе (возле 9-й лаборатории «Мосфильма»). Участвуют массовка, Владимир Басов (милиционер) и Алексей Смирнов (Верзила).
Обед отбывающему трудовую повинность Верзиле привезли 13 августа. Несчастливое число не сулило ничего хорошего. И только Смирнов доел свой шашлык, отдыхать вместе с ним в полуденный зной улеглась и съемочная группа. Из-за царапины на пленке нужно было чинить или менять камеру. Через три часа приехали два механика вместе с начальником операторского цеха Файманом. Общими усилиями дефект устранили, но продолжить съемку опять помешал дождь. План по метражу в тот день снова не выполнили.
Не всё было гладко и на зимних съемках. Третью новеллу – с Вициным, Моргуновым и Никулиным – снимали в Ленинграде, куда съемочная группа, как подгадала, прибыла 13 декабря. Невезуха началась с погоды. Привезенный к месту съемки десятью самосвалами снег растаял, три дня шел дождь, и актерам пришлось ждать, пока реквизиторы подготовят декорации не только базы, но и «заснеженной» улицы. В кадре под ногами у героев скрипел не снег на морозе, а пенопласт. Завезли также много ваты, а реквизит и одежду актеров щедро обсыпали нафталином.
Кстати, «летние» по сюжету съемки эпизодов сдачи экзамена героями Валерия Носика (студент-картежник) и Виктора Павлова (Дуб с перевязанным ухом) снимали 11 января, но уже не в Ленинграде, а в столице, в аудитории Московского экономического института.
Террариум единомышленников
А на следующий день отснятый материал анализировал худсовет. После просмотра двух первых новелл хорошие отзывы получили режиссерская и операторская работа, понравилась коллегам игра Демьяненко, Смирнова и Пуговкина. Но самый большой начальник – худрук 2-го творческого объединения и «жесткий» режиссер Иван Пырьев снова придрался к Пуговкину, порекомендовав сократить время его пребывания в кадре. «Излишне подробным» показался ему и образ милиционера. Пырьев не одобрял выбора на эту роль Басова – не тот, дескать, типаж. Подхватил мысль художественного руководителя объединения и главный редактор. «Басов не хорош, - присоединился к критике Борис Кремнев, - эпизод с милицией лучше переснять». При этом придирчивый Пырьев вдруг похвалил вторую новеллу, которую, мол, недооценивал. Худрук признал былой скепсис в отношении «Наваждения» ошибочным, а позже вообще назвал эту часть «наибольшей удачей комедии», «свежей интонацией», «новой гранью режиссерского таланта» и «шагом вперед в творчестве Гайдая». Закрыл он заседание худсовета предложением заменить название фильма «Несерьезные истории». С вариантом начальника никто спорить не осмелился: комедию назвали «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
Спустя месяц обсудили третью новеллу. 25 февраля от Пырьева досталось Вицину: его игра худруку показалась фальшивой. Укорив артиста в повторении образа из «Пса Барбоса», Пырьев посоветовал искать «новые краски» и поставил в пример Никулина, который «всегда разный». Но с особым нажимом «мосфильмовский» начальник набросился на Моргунова, которого назвал «не смешным, а неприятным». На вынесении окончательного вердикта картине 23 апреля Пырьев без обиняков заявил: «Нужно прекратить снимать Моргунова и Пуговкина! Надоели. Не интересны».
К первой категории в том же 1965 году были отнесены фильмы, которых не только никто не помнит сейчас, но мало кто смотрел и тогда: «Кого мы больше любим» (за 7 месяцев – 2,4 млн.), «Строится мост» (за полгода – 2,6 млн.), «Домик в дюнах» (за год – 3,4 млн).
Если вам понравился пост, ставьте лайк и размещайте его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! ;)
Читайте также по теме:
Божественный промысел и его интерпретаторы
В бой идут одни «старики»: Не могЁм, а мОгем!
Белое солнце пустыни: истерном по вестерну
«Весна на Заречной улице»: в кадре и за кадром.
Как снималась «Калина красная»: 25 марта 1974 года на экраны вышла последняя картина Василия Шукшина.
От смешного до великого: режиссер бессмертных комедий Леонид Гайдай.
Ирония судьбы Мягкова и К?
«Служебный роман»: история шедевра
«Экипаж»: трижды первый
"Ошибка резидента": шпионский детектив на экране и в жизни
Кому Афоня рубль должен?
"Осенний марафон": рассказ о себе самом
"Место встречи изменить нельзя": о буднях МУРа
"Золотой теленок": не в деньгах счастье!
"Кавказская пленница" на крымском курорте
"Любовь и голуби": очень жизненное кино
"17 мгновений весны": рождение легенды
"Невероятные приключения итальянцев в России"
Как Иван Васильевич менял профессию
"12 стульев": любимое детище Леонида Гайдая
"Пираты XX века": фильм про настоящих мужчин
"Мимино": наше славное кино
"Берегись автомобиля!": полвека с благородным человеком
"Операция "Ы"..." или "Кондуктор, нажми на тормоза!"
"Джентельмены..." и удача
"Ирония судьбы": 40 лет под звон бокалов
"Три плюс два" - фильм навсегда
"Бриллиантовая рука": бриллиант советского кино
"Человек-амфибия". Фильм, который нельзя повторить