7 интересных фактов о фильме «Терминатор»
kiri2ll — 26.10.2014Ровно 30 лет на экраны американских кинотеатров вышел фильм «Терминатор». Несмотря на мизерный рекламный бюджет и отсутствие на афише громких имен, картина благодаря хорошему сарафану стала хитом, собрав почти 100 миллионов долларов в мировом прокате. За прошедшее время основные слагаемые успеха «Терминатора», особенности его сюжета, история создания и съемок неоднократно разбирались в огромном количестве источников. Но всё же к такой знаменательной дате будет не лишним вспомнить основные вехи из истории создания одного из самых значимых фантастических фильмов всех времен.
По утверждению Джеймса Кэмерона, идея «Терминатора» впервые пришла к нему во сне. Во время съемок в Италии злополучного сиквела «Пираний», режиссер слег с лихорадкой. В одном из вызванных жаром кошмаров ему приснилось вылезающее из огня металлическое чудовище с ножом.
«Однажды мне приснился металлический скелет, выходящий из огня — человекоподобная конструкция, неуязвимая и бездушная, одержимая единственной целью — убивать, сметая всё на своем пути. Образ был настолько объемным и реальным, что я проснулся в холодном поту. Некоторое время я не мог прийти в себя от ужаса: прошло немало времени, прежде чем я осознал, что мне ничего не угрожает».
Проснувшись, Кэмерон немедленно зарисовал свое видение. Вернувшись в США, он решил, что этот сон станет основой для его нового проекта. Проблема заключалась в том, что в то время (как, впрочем, и сейчас) на нашей планете не существовало ничего подобного. Разумеется, можно было поместить действие сюжета в будущее, но Кэмерон, у которого в режиссерском послужном списке были лишь вторые «Пираньи», со съемок которых его с треском уволили, отлично понимал, что ему никогда не удастся раздобыть нужное для этого финансирование.
Когда первый сценарий «Терминатора» был закончен, Кэмерон обратился за помощью к Гейл Энн Херд — начинающему продюсеру, с которой они когда-то договорились совместно поработать. Они составили соглашение, по результатам которого Кэмерон продавал Херд все права на «Терминатора» за 1 доллар. Взамен она обязалась найти студию, которая будет согласна профинансировать фильм, и гарантировала, что Кэмерон при любых обстоятельствах станет режиссером фильма и сможет снимать его по своему усмотрению.
Известно, что в день проведения переговоров с компанией Hemdale о финансировании фильма, Кэмерон попросил Хенриксена устроить небольшое представление: после того, как Хенриксена слегка загримировали, нанеся на лицо порезы и покрыв зубы золотой фольгой, облаченный в кожаную куртку актер буквально вломился в офис компании, чем изрядно напугал всех присутствующих. Впрочем, поскольку Кэмерон добился своего и получил финансирование, то можно сделать вывод, что Хенриксен старался не зря.
На момент съемок Арнольд Шварценеггер только недавно получил американское гражданство и еще не очень хорошо говорил по-английски — впрочем, некоторые говорят, что с тех пор ситуация не слишком сильно изменилась. Конечно, у Терминатора в сценарии было не слишком много фраз, но у актера всё равно возникли определенные сложности с произношением. Особые проблемы у железного Арни были при попытке выговорить культовое «I’ll Be Back». Кстати, в съемочном сценарии эта фраза звучала как «I’ll Come Back» — история умалчивает, кто именно решил изменить ее на «I’ll Be Back».
Смотришь в окно и говоришь «I'll be back»
Бюджеты голливудских фильмов в первой половине 1980-х были намного меньше нынешних и в среднем сопоставимы с современной стоимостью 30-секундной рекламы в финале Суперкубка. Но всё же бюджет «Терминатора», который в итоге составил 6,5 миллионов долларов, был, мягко говоря, совсем небольшим для такого амбициозного проекта. Съемочная группа прилагала максимальные усилия, и экономила на всем, лишь бы уложиться в имеющиеся средства. Сразу после сцены взрыва бензовоза, в сценарии Кэмерона были прописаны следующие строчки:
Герои обнимаются на фоне пламени.
Это был бы чудесный финальный кадр фильма.
Продюсер картины Джон Дэйли был аналогичного мнения. Чтобы сэкономить денег, он предложил Кэмерону так и поступить — завершить картину сценой подрыва бензовоза. Ответ режиссера был прост и лаконичен: «Fuck you! The film isn't over yet!» Правда, позже продюсеры всё же нашли способ поквитаться с режиссером, решив ограничить рекламный бюджет картины.
Как оказалось, у съемочной группы просто не осталось денег, чтобы, получить разрешение властей на съемки, потому пришлось снимать сцену таким «партизанским» методом.
В процессе работы над фильмом его сюжет постоянно дорабатывался. Какие-то моменты были добавлены, какие-то изменены, а от каких-то полностью отказались – например, от идеи того, что для поддержания органической оболочки Терминатору надо есть; или от подсюжета с напарником Риза, погибшим во время хронопортации.
«Терминатор» очень тесно связан со следующим фильмом Кэмерона — «Чужие». Можно даже сказать, что если бы не «Терминатор», то известные нам «Чужие» вряд ли бы появились на свет.
Первоначально съемки «Терминатора» должны были стартовать осенью 1983 года в Торонто. Но из-за того, что продюсер Дино Де Лаурентис воспользовался лазейкой в контракте Арнольда Шварценеггера и смог перехватить актера для съемок «Конана-разрушителя», у Кэмерона в рабочем календаре образовалась непредвиденное девятимесячное окно. Чтобы не сидеть без дела почти год, он решил воспользоваться свободным временем, написав и продав какой-нибудь сценарий. Далее была встреча Кэмерона с Уолтером Хиллом и Дэвидом Гайлером. Стороны обсуждали совершенно другой проект, но в процессе беседы кто-то упомянул «Чужого», и вскоре Кэмерон уже договорился с продюсерами о том, чтобы попробовать написать тритмент для сиквела. Тритмент весьма понравился студии, и Кэмерон получил не только разрешение написать на его основе уже полноценный сценарий, но и неофициальное обещание поста режиссера в том случае, если «Терминатор» окажется хорошим фильмом. А «Терминатор», как известно, оказался не просто хорошей, а великолепной картиной, после просмотра которой студия решила исполнить свое обещание доверить канадцу сиквел культовой картины. Интересно, кстати, что в сценарии «Чужих» андроид Бишоп, сыгранный Лэнсом Хенриксеном (режиссер вернул актеру старый должок) сообщал, что плохой робот Эш из первого фильма был построен фирмой «Сайбердайн Системз». Интересно, если бы впоследствии Кэмерон не заменил название компании, мы бы читали сегодня новости о решении студии выпустить кроссовер «Терминатор против Чужого»?
|
</> |