44. Фильмы 1901 года: Эдвин Портер, надежда американского кино
kino_sssr — 20.01.2023 Вклад Эдвина Портера в развитие американского и мирового кино сложно переоценить, он оказал серьезное влияние на всю киноиндустрию, исследуя пространственно-временные возможности монтажа и находя им интереснейшее применение.Кадр из фильма "Что случилось на 23-й улице в Нью-Йорке" (США, 1901)
Закончив школу, поработав там-сям (фигурист, телеграфист, рисовальщик, электротехник, портной...) и не найдя себя, Эдвин поступил на военную службу, где занимался электротехникой, связью и иной техникой подобного рода. Отслужив три года, демобилизованный юноша увлекся кино и поступил в мастерские Эдисона, откуда, впрочем, ушел для того, чтобы стать вольным киномехаником со своим аппаратом.
Портер явно имел тягу к путешествиям, ведь гастролировал он не только по США, но добирался также до Канады, Южной Америки и Вест-Индии. Вернувшись в 1898, Эвин снова устроился к Эдисону - на этот раз не уже техническим специалистом: он монтировал документальные ленты, а затем начал снимать сам. Вероятно, именно в тот период, когда будущий режиссёр проходил, так сказать, реальную практику у монтажного стола, ему и пришли в голову те "штуки", которые он применит в будущем при самостоятельно работе.
Конечно, как и другие, тренировался он на "котиках", то есть, тоже не избежал прямых ремейков и заимствований, но период вторичности был недолгим - и уже к 1901 году Портер стал выделяться на фоне других.
Я отобрал шесть фильмов Портера за 1901 год, о которых расскажу в двух частях.
Дилемма художника / The Artist's Dilemma (США)
Режиссёр Эдвин Портер
Пока еще довольно простенький фильм, сделанный полностью под влиянием Мельеса, но интересен он не сам по себе, а как точка отсчета - мне хотелось показать, как быстро продвигался Портер в мастерстве: начиная с таких подражаний, как это.
Художник собирается писать натурщицу, но тут из часов вылезает клоун, который ему всё портит.
Любовь при свете Луны / Love By The Light Of The Moon (США)
Режиссёр Эдвин Портер
Снова влияние Мельеса, но уже переосмысленное. Влюблённые прогуливаются при Луне, садятся на скамейку и нежничают, а любопытная Луна (анимированные эпизоды) подсматривает за ними. Если у Мельеса в фильме "Луна всего лишь в метре" лунный диск приближался к герою благодаря телескопу, то у Портера Луна сама "проявляет инициативу".
Что случилось на 23-й улице в Нью-Йорке / What Happened on Twenty-third Street, New York City (США)
Режиссёр Эдвин Портер
Кадр из этого ролика я поместил в заставку публикации, и, конечно, вы проассоциировали его со знаменитым эпизодом из фильм "Зуд седьмого года" с Мэрилин Монро. Это не совпадение, режиссёр "Зуда..." Билли Уайлдер действительно вдохновился короткометражкой Портера.
Правда, неведомо - то ли Портер просто снимал улицу и эпизод оказался случайным, то ли специально установил камеру около вентиляционной решётки, то ли перонажи (парень и девушка, у которой задирается платье) - актёры, которые сыграли сценку, виденную режиссером случайно ранее. Но, что бы это ни было, эпизод оказался очень удачным и вошел в историю кино.
|
</> |