41. Все фильмы 1901 года, часть первая - Фернан Зекка
kino_sssr — 17.01.2023С 1901 года начинают активно появляться новые режиссёры - кто-то
из них снимал ранее, но мало и/или малоинтересно, кто-то проявился
впервые. Поэтому я решил подборки за 1901 год делать по режиссёрам,
немного рассказывая о тех, о ком раньше ничего еще не писал.
Фернан Зекка (Ferdinand Zecca)
Он родился в 1864 году в Париже, работал в компании "Патэ" со
звкозаписью - начитывал на валики речи политиков и проповеди, был
завпостом в театре, выступал в мюзик-холле. Однажды Шарль Патэ
попросил его исполнить несколько номеров на камеру. С этого и
начался кинематографический путь Зекка.
Как и многие, поначалу он просто переснимал чужие сюжеты, но далее
были и оригинальные работы. В целом, про ранние картины Фернана
нельзя сказать с точностью - оригинальны ои или являются ремейками,
так как в целом из тех старых фильмов сохранилось совсем немного.
Но то, что представлено в данной подборке, даже если и ремейки, то
с явным отпечатком собственного стиля режиссёра.
С 1905 года Зекка уже генеральный директор Патэ, осуществляющий
художественное руководство, а с 1914 полностью переходит на
административную деятельность, прекратив как снимать, так и
выступать в качестве продюсера.
Освоение воздуха / À la conquête de l'air (Франция)
Режиссёр Фернан Зекка
Зарисовка в стиле стимпанк; если честно, то выглядит вот прямо как
современная стилизация. И тут надо сказать, что "Освоение воздуха",
а вовсе не "Тайна острова Бэк-кап" является первым стимпанком в
кинематографе.
История одного преступления / Histoire d’un crime (Франция)
Режиссёр Фернан Зекка
Считается наиболее значительным фильмом Зекка; состоит из нескольких картин - грабёж и убийство банкира, арест в кафе, сны о прошлой жизни, подготовка к казни и собственно казнь. Великолепно, на мой взгляд, сделан эпизод прохода к гильотине: хотя зритель уже знает, что помилования преступнику не будет, открывающийся вид на гильотину заставляет слегка вздрогнуть.
Через замочную скважину / Par le trou de la serrure (Франция)
Режиссёр Фернан Зекка
Другой перевод - "Что видно в замочную скважину".
Навеяно работами Смита с крупными планами ("Что видно в телескоп", "Бабушкина лупа"), но является не прямым ремейком, а использованием приёма. Второй фильм, лёгший в основу работы Зекка (американский "Peeping Tom" ("Подглядывающий Том"), компания "Мутаскоп и Байограф"), не сохранился, а потому мы не можем судить - сколько тут заимствований. При любом раскладе здесь есть кое-что собственное от Фернана, и это "что-то" - мягкий юмор, который прослеживается и в других картинах.
Служащий отеля подсматривает в замочную скважину за постояльцами.
Подводная драма / Un drame au fond de la mer (Франция)
Режиссёр Фернан Зекка
А здесь отсылка к "Водолазам за работой" (Мельес, 1898 год). Кинематографически сделано проще - нет даже попытки визуальной имитации нахождения под водой, но сюжет изменен, и невольно улыбаешься, наблюдая не за серьезными водолазами, делающими свое дело, а за... ну, скажем, мародёрами :)
|
</> |