358. Белое и золотое


Этот дом ломает мне всю логику истории. 1875 год, сказано. Ну кто ж так строит в семидесятые? Для ампира слишком поздно, для послесецессионного (нео)неоклассицизма – слишком рано.

Семидесятые годы XIX века – это Западный вокзал компании Эйфеля, это несуществующий, но всем памятный театр на площади Луизы Блахи, это особняк Манфреда Вайса, это мост Маргариты – театрально, эффектно, скульптурно; щедро. На том же проспекте длинный дом Миклоша Ибла – да, семидесятые: арочные окна, руст, широкие проёмы – неоренессанс.

А тут по всем правилам вычерченные фронтоны, гермы, античные маскароны. Во дворе – дорический фриз из триглифов и метоп.

Классика!

Впрочем, рассказывал же Андрей Львович Пунин про написанное в 1920-х стихотворение Всеволода Рождественского, где Петербург, Мойка, Пушкин улыбается из окна, Дельвиг, Глинка… И «голубой и белый в медальонах дом»…

Только дом этот на Мойке, что с медальонами, построил Иван Фомин лет за десять до написания стихотворения, и Пушкин с Дельвигом видеть его не могли никак.

Ну что ж, будем считать, что Вилмош Френд (Фрунд?), построивший только на проспекте Андраши одиннадцать имперских, австро-венгерских, типично будапештских доходных домов (в том числе и тот, где один из красивейших, и опять же типичных, образцовых будапештских двориков – и в том же 1875 году!) в данном случае следовал пожеланиям заказчика.

Захотел же один из графов Баттяни палаццо Строцци – получил; на бульваре Терезы. Понравились венецианские дворцы пештскому торговцу Ференцу Пихлеру – пожалуйста, вот оно, слева от Базилики Святого Иштвана.

А то, в самом деле, настоящего-то ампира в Будапеште почитай, что и нет. Ампир – дело государственное, победное, триумфальное, и как-то не сложилось вовремя у государства с такими победами. Пришлось частному заказчику исправлять положение.

PS. Ха-ха, всё не так! Дом-то в 1896 году обновили-перестроили, оказывается ))). Как непросто всё, однако…
Арх. Freund Vilmos
Deutsch-palota
Andrássy út 24
1875
Экскурсии по Будапешту: http://gidvbudapeste.hu/
|
</> |