324. Фотография. Три пленочных "Бума" в России после 1991 года.

топ 100 блогов armagedon_tvp14.05.2022

Про фотографию в СССР в этом посте подробно говорить не буду, пройдусь по этапам, после 1991, конкретно в моем сибирском городе. 

В 1991-1993 мало кому было до фотографии, были более насущные проблемы (как заработать  например), но все-таки у кого появлялись деньги в 1992-1994 брали ...Polaroid не все но многие, кассеты по 10 карточек, проявление в течении пары минут после съемки. Все это тогда казалось просто фантастикой, о стандартной (узкой, 135 пленке), казалось «широкий» потребитель забыл. 

Но к 1994-1995 году, начали работать уже фирменные фотолабы от Kodak, Fujifilm, Konica и народ начал распробовать и качество этих фирм и сервис. К тому же пошла достаточно плотная реклама этих фирм, где постулировался принцип «Вы нажимаете кнопку- мы делаем все остальное». И народ начал помаленьку мигрировать с  636 Polaroid-ов, на мыльницы и сервис от фотолабов. 

Надо сказать, что часто в фотолабах пленки были свежие, проявка бесплатной (т.к. при продаже пленки, на коробку клеился ярлык данного фотолаба), были  разные мониторы для просмотра пленок. А также при проявке пленку тебе нарезали, упаковывали в «сливер», при этом печать «индекс-принта» -карточки со всеми снимками с пленки,  была или бесплатна, или очень дешева. Часто при проявке отмечали формат снимка (9*13/10*15/13*18) тип бумаги (глянцевая/матовая) и кол-во снимков. Обычно ставили — «все хорошие» или просто «все» благо цены были достаточно доступные. 

При этом поскольку почти у всех были «мыльницы» (точнее Point-and-shoot камеры), то культура предполагала на групповых снимках сделать снимки на все имеющиеся у компании камеры (а их было на компанию в 12-16 человек как правило не меньше 5-6 шт). 

Так что первый «пленочный бум» начался в 1994-1995 годах, и продолжался до 2004-2006 года. 

Камеры в основном «мыльницы» Kodak, Konica, Samsung, Olympus. Которые тем не менее делились на  «фикс-фокусные» — фикс объектив 28/35 мм  с небольшой светосилой (от 4,5 и ниже 4,7-5,6) на гиперфокале от 1,5 метров и до бесконечности все резко. Но в помещении без вспышки делать нечего. Благо вспышки были, и на алкалайновых батарейках вполне позволяли отснять 2-3 пленки со вспышкой на каждом кадре. Правда надо было дождаться лампочку «готовности к съемке». Опять же рамочные видоискатели, и простая автоматика этих камер (часто считывающая ДХ код пленок), практически не оставляла шансов испортить снимок. 

Какие это были снимки — ну примерно такие. Их можно посмотреть во многих группах посвященным «как мы жили в 90-е». Не избалованными качественной цветной фотографией людям этого было достаточно. 

Но были  и пользователи которым этого было мало, и они покупали более дорогие фотоаппараты например Olympys IS-200 или IS-3000 у которых уже были хорошие объективы, и автофокус.

 Кто-то покупал и продвинутые мыльницы типа Olympys-MJU Zoom 115G, XA-1, или подобные модели от Canon, Pentax (тут брали в основном те кому нужна была защищенная камера), Kodak. Тут уже были — автофокус, темные зумы (38-90  3,5-5,6 , 38-115 мм 4,5-9,7), или уже более светлые фиксы 28 или 35 мм, со светосилой 3,5 или даже 2,8.  Но это уже начало 2000х. 

Пленка:

Kodak

Color plus 100/200 — бюджетный вариант для съемки днем. Теплые оттенки. Но в помещении вспышка не всегда справлялась. 

GOLD 400 — очень распиаренная пленка. По факту давала яркие цвета, но не отличалась большим разрешением. Для бюджетным мыльниц неплохой вариант. Но чуть дороже остальных.  Брал когда надо было снимать «в помещениях» и «со вспышкой». 

Fujifilm

Fujicolor 200 аналог (Kodak Color plus) по цене — но другая цветопередача. Фуджиковская. 

Superia 100/200 —реклама говорила о 4-м слое, чувствительном к «голубому», и якобы более точной цветопередаче. Цвета немного не такие как у Кодака. Но чаще всего брал в те года именно ее 200-ку.  Выдавала стабильный результат в любых условиях. Чуть порезче кодака. Могла пролежать в фотоаппарате 1-1,5 года и снимки в начале и конце были абсолютно одинаковы по цвету.  

Superia X-Tra 400 /800/1600 800-ку (и уж тем более 1600) что-то не помню, а 400-ку брал пару раз. Не особо отличалась от Superia 200.

При этом фуджи несколько уводила оттенки в «зелень», когда как кодак в «желтизну» (ну и синий у кодака был понасыщеннее, у голда так точно). 

Konica

 VX 100/VX 200/VX 400 Super

Konica  Centuria 100/200/400

Пленка брала ...ценой, обычно в 1,5 раза дешевле Fujifilm Superia Kodak Ultramax Gold. При этом качество не хуже Kodak Color или Fujicolor

 Тем не менее до середины 2000-х вполне продавали и снимали на нее. Но я не так уж часто. Правда одну пленку в архиве все-таки нашел VX 200, не особо выделяется на фоне других. Резкость на уровне Kodak Gold 400 (т.е. чуть хуже чем у других пленок ИСО 200), цвета достаточно спокойные и естественные. 

В городе была лаборатория именно от Konica — и бумага у них была тоже своя фирменная. Но печатали там с любых пленок.  Хотя некоторые говорили что и Фуджи и Кодак выпустили более дешевые эмульсии  Fujicolor и Kodak Color под давлением соотношения цены/качества от Konica.

AGFA в нашем городе специальной лаборатории не было, как и пленку этой фирмы особенно не возили — но иногда видел ее при поездках в другие города, и часть фото со свадьбы в начале 90-х тоже была на бумаге AGFA, на что снимал фотограф свадьбу я не спрашивал. (Может и на Агфу, кто знает). 

Но к середине 2000-х и второй половине 2000-х начали появляться цифромыльницы, и а далее более- менее приличные камеры в телефонах. Также больше стало появляться сканеров (в том числе позволявших самостоятельно сканировать пленку), струйных цветных принтеров, и фотопринтеров (от Epson, HP, Canon в основном), что привело к сокращению числа фотолабов и росту цены пленки. Также появились более-менее доступные по цене,   цифровые зеркальные камеры со сменной оптикой от Canon, Nikon, Minolta, Pantax, Olympus. Sony и Panasonic выпускали премиальные компакты и суперзумы, Samsung достаточно уверенно чествовал себя на рынке компактов. Развивающиеся соц. сети и разные сайты требовали больше цифрового контента. 

При этом количество «фотолабов» сокращалось, цена пленки росла. А кол-во доступных и качественных фотопринтеров, бумаги и аксессуаров к ним росло. Развивались «копировальные центры», где помимо копий, распечатки, сканирования, была и фотопечать.  Поэтому в массовом сегменте пленка стала «ужиматься», но открылся новый сегмент. 

Случилось это примерно в 2007-2013 году. 

На этом фоне произошел «сброс» пленочных зеркальных камер, и оптики к ним в том числе в США и Японии, а международные аукционы позволили выкупать эти «сброшенные модели» по очень «вкусным» ценам. Доллар по 30-32 рубля позволял купить без преуменьшения «легендарные» камеры и стекла за разумные по тем временам деньги. 

Тогда, я тоже «впрыгнул» в эту волну. Помучившись с цветами бюджетной зеркалки в портретах, и найдя на антресолях пачку снимков с Olympus IS-200  решился на покупку. Первой камерой стала пленочная Nikon F100,   c парой объективов  байонетом F и ручным фокусом.  Первая пленка показала правильность выбранного пути, но захотелось автофокуса. Сказано-сделано. Через пару недель я стал обладателем пленочного «кита» японского  объектива 28-80/3,5-5,6 правда не от Никона. И вот на чем себя поймал. Да пленка, 36 кадров, ИСО не меняется, всего 5 точке фокусировки..... но работать с камерой намного удобнее и приятнее, чем с цифровыми — эргономика, отзывчивость, уверенный цепкий АФ, большой видоискатель. Попробовал разные пленки помимо ставшей для меня «базовой» Fuji Superia  200, (которая стоила уже довольно ощутимые 260-300р), попробовал Kodak Ektar 100, Portra 160 — тоже понравились. Порадовало то, что по вине камеры не было испорчено ни одного кадра. Постепенно обзаводился новыми камерами и оптикой. В том числе «легендами» на которые были сделаны одни из самых известных фотокадров в мире.  При этом старался выбирать варианты которые допускали использование как на цифровых, так и на аналоговых тушках (что помогало сэкономить в последствии).     

Положительный момент в этом был в том, что при ограниченном кол-ве кадров, и проявке и печати в центре города как минимум внимательнее и тщательнее подходишь к выбору сюжета, делаешь 10 подходов перед каждым кадром, оценивая композицию, фон, сюжет и т.д.. А не бездумно делаешь 30-50 кадров, где хватило был 2-3. Ну и то, что невозможно было сразу проконтролировать результат сразу помогало в дисциплине.  Даже немного поснимал на «широкую пленку», но полноценную систему на нее все-таки собирать не стал. Хотя камеры форматов 6*6, 6*7  или на листах — это иной уровень как качества, так и требований к фотографу. 

В целом это был интересный и полезный опыт. Но цена на пленку и распечатку росла. А оперативность все таки оставалось в прошлом веке, появилась уже достаточно серьезная цифровая тушка, которая все таки вызвала в руках ощущение того, что это «вещь для дела» как и пленочные тушки, а не «гаджета» как бюджетные зеркалки. Поэтому пленка переместилась в раздел «для души». Но тут меня догнала «третья волна» бума. 

Третья волна прошла где-то в 2016-2018, и если в предыдущей волне были или фотографы любители захотевшие подержать в руках «легенды», или фотографы уже поснимавшие на «цифру» и захотевшие разнообразия, или люди осознающие что на проф. цифровые камеры им не хватают, но не боящиеся осваивать новые навыки для узкой, широкой или листовой пленки.       Хотя старые категории и остались основную массу составили  модные молодые люди творческих и гуманитарных специальностей, которые хотели выделиться, если в 2010 для этого надо было купить «Айфон», то в 2016 когда Айфоны уже были у каждого второго (а если брать прекрасную половину — у подавляющего большинства), выделяться можно было снимая на уже достаточно дорогую, и капризную пленку.  Было интересно наблюдать за этими молодыми людьми когда в парку к модной БЗК они брали еще и «Зенит»  (ФЭД, или разные компактами вроде ЛОМО Компакт-Автомат, Olyumpus MJU 2 и т.п. вплоть до Любителя 166, или китайских СФ дальномерок). 

При этом пленка (135-я) уже стоила около 350 р за катушку любительских эмульсий вроде Fuji Superia 200 или Kodak Color 200. Цена за профессиональные пленки (Ektar, Portra, ProImage, 400H ) уже могла быть в пределах 600-1100 рублей. Тем не менее эту волну поспешили оседлать разные конторы еще имеющие проявочные машины, или поставлявшие пленку, химию, и предоставляющие услуги оптической печати. Часть людей начинали покупать пленку катушками, и складываться заказывая партии пленки и химии из-за рубежа, кто-то стал более строго делить сюжеты на «пленочные и цифровые», а кто-то просто более тщательно подходить к  тому что снимать. 

Сейчас же  плёночная фотография разбилась на следующие ниши:

1) Профессионалы-ценители, ниша подобная ламповым виниловым проигрывателям — или их  используют люди которые точно знают что они могут от них получить, и как этого добиться. 

2а) Любители 1. Им нравиться съемка старыми камерами и эмоции которые они испытывают от нее и/или  от итоговой картинки.  Возможно им дороги какие-то старые воспоминания, и т.п.. Многие механические пленочные камеры, очень надежны и эргономичны. Плюс качественные пленки (при условии качественной проявки и печати), избавляют от необходимости пост-обработки (фотошопа и т.п.).  Поэтому такие люди берут с собой несколько роликов как правило качественной пленки, и с любимой камерой идут снимать сюжеты важные для них — будь то пейзаж на СФ, или фото внучки. 

2б) Любители 2. Люди которые решили, что они принимают вызов который им бросает весь  процесс «пленочной фотографии». Как правило,  они уже давно вошли сообщество снимающих на пленку, в холодильнике лежат катушки по 30 м, и пачки коробок. А в ванне стоят химикаты и висит красный фонарь. Им нравиться понимать, что они могут освоить все стадии процесса, и сделать все. От съемки кадра, до отпечатка. Тут есть некий азарт в преодолении технически сложной задачи. Часто они же ремонтируют камеры, проявляют пленку другим, сами печатают/сканируют. 

3) «Художники». Как правило их привлекает какой-то аспект  (визуальное отличие пленочных снимков, уникальность каждого такого снимка, и т.п.) в пленочной фотографии. Может быть от обычного «андеграундного протеста», до солидных проектов. Снимают о на все от пинхолов, до форматных камер с листовой пленкой. 

4) «Хипстеры». Для которых пленочный фотоаппарат  чаще является аксессуаром в  дополнение к «Молескину» и  модным кроссовкам, чем основным источником контента. Тем не менее, несмотря на свой «винтажный вид», и «Зениты», и ФЭДы вполне выдают качественные фото в прямых руках и подходящих условиях , а негатив  действительно являться уникальным. При этом фото можно лично вручить друзьям, не объявляя об этом на весь мир интернет. Так что и тут все получают все, что им нужно. 

5) Все остальные. (Начинающие, пробующие, ИК-ашники, и т.д.). 


Сейчас ситуация несколько подвешенная. Цены очень высокие, если не найдете распродающих старые запасы, или «мотающих» кинопленки. При этом разные производители вроде начали опять восстанавливать производство пленки, химии, бумаги, аксессуаров (бачков и т.п.), а любители объединяются и создают общие лаборатории с проявкой и оптической печатью, так что возможно будут другие большие и маленькие волны. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...Свою точку зрения на произошедшее высказали власти Чечни в лице Президента республики Рамзана Кадырова. Он передал через свою пресс-службу, что отдыхавшие в Туапсе чеченские школьников после инцидента в детском оздоровительном лагере «Дон» ...
В дополнение ко вчерашней зарисовке вот ещё несколько красок к образу известного маковода с амбициями Александра "alexmak" Пацая . Променяв респектабельное место в компании "ABBYY" в обмен на сотрудничество с компанией "KMK Research" в качестве наёмного менеджера, Александр Пацай ...
Ведь он знал Французский как и все образованные люди в России того времени. Наверняка был в теме того что происходило во Франции до 1912 года. И фактуры скорее всего хватало. Но наверно пипл бы не схавал такой роман. Или просто побоялся преследований царской власти. Так как Франция явно ...
Это snova_anechka   ,наш флешмоб и, по ее рецепту вкусный ужин...или обед:) Друзья,это ароматно,просто,быстро и без проблемно! 4 порции Слова автора с небольшими моим вмешательством 400 г мясного фарша ( у меня говядина+свинина) 100 мл бульона 1 ...
Здесь . С какой стати Российская Федерация должна выполнять "минск" , если она не сторона переговоров, не вполне понятно, однако, судя по всему, это уже подразумевается по умолчанию, без возражений , и вопросов нет. Керри же... Ну и славно. Трам-пам-пам. А что до бизнеса ...