рейтинг блогов

31 августа родился великий русский фотограф Сергей Прокудин-Горский

топ 100 блогов foto_history01.09.2020
31 августа родился великий русский фотограф Сергей Прокудин-Горский


18 (31) августа 1863 года родился Сергей Михайлович Прокудин-Горский — русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи». Первый "невозвращенец" в советскую Россию.

Его отец, Михаил Николаевич, отслужив на Кавказе (в Тифлисском гренадерском полку), в 1862 году выйдя в отставку в чине подпоручика, женился. Сын Сергей родился в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. 20 августа (2 сентября) 1863 года он был крещён в ближайшей к имению церкви Архангела Михаила Архангельского погоста.

Три года (до 1886) учился в Александровском лицее.
С октября 1886 по ноябрь 1888 года слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета.
С сентября 1888 по май 1890 года был слушателем Императорской Военно-медицинской академии.
Изучал живопись в Императорской Академии художеств.

В мае 1890 года поступил на службу в Демидовский дом призрения трудящихся, в качестве его действительного члена. Это социальное учреждение для девочек из бедных семей было основано в 1830 году на средства известного мецената Анатолия Демидова и состояло в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны.
В 1890 году женился на Анне Александровне Лавровой (1870—1937) — дочери русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя.

В 1897 году Прокудин-Горский начал делать доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского Русского Технического общества (ИРТО) (он продолжил эти доклады до 1918 года). В 1898 году Прокудин-Горский стал членом Пятого фотографического отдела ИРТО и выступил с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время он являлся российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО. В 1898 году опубликовал первые книги из серии работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами». В 1900 году Русское техническое общество показало чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной Парижской выставке.

2 августа 1901 года в Петербурге открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где в 1906—1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», в котором Прокудин-Горский опубликовал серию технических статей о принципах воспроизведения цвета.
В 1902 году Прокудин-Горский в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (около Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите. Последний в том же 1902 году создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А.Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.
В 1903 году Прокудин-Горский опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами».

Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена. Наиболее вероятным является факт, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по княжеству Финляндскому в сентябре-октябре 1903 года.
В 1904 году снимал цветные фотографии Дагестана (апрель), Черноморского побережья (июнь) и Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (декабрь).

В апреле — сентябре 1905 года Прокудин-Горский совершил первую большую фотопоездку по Российской империи, в ходе которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины (включая 38 видов Киева). Все эти снимки он планировал издать в виде фотооткрыток по договору с Общиной Святой Евгении. Однако из-за политических потрясений в стране и вызванного ими финансового кризиса договор был расторгнут в том же 1905 году, и свет увидели лишь около 90 открытых писем.

С апреля по сентябрь 1906 года фотохудожник провёл много времени в Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. Он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце.

В декабре 1906 года Сергей Михайлович первый раз отправился в Туркестан: для фотографирования солнечного затмения 14 января 1907 года в горах Алая близ станции Черняево (ныне Хаваст) над Сулюктинскими копями. Хотя затмение не удалось запечатлеть из-за облачности, в январе 1907 года Прокудин-Горский сделал много цветных снимков Самарканда и Бухары.
21 сентября 1907 года сделал сообщение о произведённых им исследованиях пластинок «Автохром» братьев Люмьер для цветной фотографии, после доклада и обсуждения были проектированы цветные диапозитивы Ермилова Н. Е., Шульц, Натомб и др.

В мае 1908 года Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал серию снимков (более 15), в том числе несколько цветных фотографических портретов Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах». Кроме того, известны два сделанных Прокудиным фотопортрета Фёдора Шаляпина в сценических костюмах. По некоторым сведениям, Прокудин-Горский фотографировал также членов царской семьи, но эти фотоснимки обнаружить пока не удалось; возможно, они безвозвратно утрачены.

30 мая 1908 года в залах Академии художеств прошёл показ цветных проекций фотографий, сделанных Прокудиным-Горским. Его снимки древних ваз — экспонатов Эрмитажа — впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.
Прокудин-Горский выступал с лекциями о своих достижениях в области цветной фотографии, используя диапозитивы, в Императорском Русском техническом обществе, Петербургском фотографическом обществе и в других учреждениях города.

В это время Сергей Михайлович задумал проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. Прокудин-Горский в мае 1909 года получил аудиенцию у императора Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой — моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

Все съёмки Сергей Михайлович проводил на свои средства, которые постепенно истощились.

…работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий.

Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы.


В 1909—1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть Российской империи, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены.
В марте 1910 года состоялось первое представление царю фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала. В 1910—1912 годах в рамках запланированной фотографической экспедиции по Камско-Тобольскому водному пути Прокудин совершил большое путешествие по Уралу. В январе 1911 года он прочитал в Академии художеств в Петербурге лекцию «Достопримечательности по Мариинскому водному пути и Верхней Волге, и несколько слов о важности цветной фотографии». В 1911 году дважды совершил фотоэкспедиции в Туркестан, снимал памятники в Ярославской и Владимирской губерниях.

В 1911—1912 годах к празднованию столетия победы в Отечественной войне 1812 года Прокудин-Горский фотографировал места, связанные с Наполеоновской кампанией в России.

В 1912 году фотографировал Камско-Тобольский водный путь и Оку. В 1913—1914 годах участвовал в создании акционерного общества «Биохром», которое, в числе прочего, предлагало услуги по цветной фотографии и по печатанию чёрно-белых и цветных фотографий.

В Самарканде испытал изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки, но не был удовлетворен результатом. Считается, что с началом Первой мировой войны Прокудин-Горский создавал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.

Летом 1916 года Прокудин-Горский совершил свою последнюю фотоэкспедицию — сфотографировал недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова.
К несчастью, большая часть наследия утрачена. Из-за этого вообще трудно утверждать, что он не снимал тот или иной город.

Петербург, Москву, Киев Сергей Михайлович точно снимал, просто почти все эти снимки относятся к пропавшим частям коллекции. Петербургских снимков известно как минимум 15, большинство из которых – только по названиям. Снимков Киева было сделано в 1905 году аж 38, но только один из них дошел до нас, в качестве открыточной репродукции. Видовой снимок Москвы известен пока только один (Новоспасский монастырь), но их вполне могло быть больше.

Творчество Прокудина-Горского для многих людей олицетворяет мощь и красоту дореволюционной России, целого мира, который был разрушен, похоронен революцией. Поэтому для многих людей представляется совершенно естественным, что «личному царскому фотографу» просто не могло быть места при новом режиме, он оказался ненужным, отвергнутым и чудом унёс ноги из Советской России.

Однако историческая действительность гораздо сложнее и противоречивей. Прокудин-Горский вошёл в 1918 году в оргкомитет учреждаемого в Петрограде Высшего института фотографии и фототехники, в мае 1918 г. Ленин лично дал указание включить его в состав коллегии Экспедиции по заготовлению государственных бумаг. Мастерская Прокудина-Горского на Б. Подьяческой получала в 1918 году заказы от издательства «Коммунист».

Крупнейший в России специалист по цветной печати был крайне необходим новым властям! Другой вопрос, хотел ли сам Прокудин-Горский работать при новом режиме?

В августе 1918 года он отправился в очередную зарубежную командировку в Норвегию по поручению Наркомпроса и уже не вернулся из неё, затем к нему перебралась его семья.

В тридцатые годы Прокудин-Горский сумел организовать тайный вывоз из СССР своего уникального архива фотопластинок. После смерти Сергея Михайловича в Париже на исходе Второй мировой войны его дети продали архив отца библиотеке Конгресса США.

В 1920—1922 годах Прокудин-Горский написал серию статей для «British Journal of Photography» (Британский журнал по фотографии) и получил патент на «фотоаппарат для цветной кинематографии».

Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. До середины 1930-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея частично была реализована его сыном Михаилом Прокудиным-Горским.

Скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский в Париже спустя несколько недель после освобождения города от немецких войск союзниками. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Найдено здесь: https://vk.com/anti_soviet_coalition2_0?w=wall-131617902_187391

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Муж смотрит хоккей. Кошка, мирно спящая на спинке дивана, подпрыгивает чуть ли не до потолка, когда раздается возмущенный вопль хозяина или хлопок мощной ладонью по столу. Бусятка испуганно озирается, прячет мордочку в лапы и пытается вернутся к просмотру снов)) Наши вышли в финал, а ...
Земные сутки стали короче из-за землетрясения в Японии Землетрясение в Японии, произошедшее в пятницу 11 марта, привело к смещению оси Земли на 15 см, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на слова специалистов NASA. Кроме того, согласно предварительным ...
Сегодня поговорим про транспортно-пешеходные улицы. Конечно, нет ничего лучше полностью пешеходной улицы, когда все пространство отдано людям. На таких улицах все любят гулять, они становятся точками притяжения в городе. Но иногда нужно искать компромис и давать дорогу общественному ...
Сегодня утром я покушал тушёную картошку с мясом, посидел в интернете и лёг спать. Потом поехал в психдиспансер на групповые реабилитационные занятия. Нам раздали опять тесты, мы их заполняли. Я заполнил тесты за 20 минут, сдал их, показал дневник и меня отпустили домой. Кстати, нас сегодн ...
Псто написан под впечатлением от реалий нынешней жизни. Государство в лице бессменного лидера нам твердит: рожайте! Нужно увеличивать население! Но государство не говорит о том, как и на что содержать это самое новое население. Начнем с того, что даже семейным парам тяжело. Пиздец ...
  • happysigh059 : RT @UFXtzX6XOqnvs9n: В тебе всегда живет весна С её цветущими садами. Ты словно соткана из сна И вся окружена мечтами. Ты будто над землёй…

  • NU_Koryakina : RT @PisateliFilosof: Томсон и Гертруда Стайн за работой над оперой «Четверо святых». Париж. 1927 г. https://t.co/o8spbdV2R5

  • yurii79v : Пчелы и предсказание погоды https://t.co/ufyEpWFyqO #погода #новости #снег #зима #москва #прогноз #news #мороз… https://t.co/FLjrHAOxtZ

  • Xii9jN8BiO3fgUs : RT @olympic_legends: Легендарный вратарь сборной СССР Лев Яшин в туннеле стадиона Парк де Пренс перед началом финального матча чемпионата Е…

  • xcomnospam1 : RT @osakhalinIsland: Красиво же. Это не Бостон, не Лиссабон без канализации, не Венеция с плавающим гавном и гандонами,не Париж обосраный н…

  • BubyldaHuilda : RT @Im_So_So_Sad_: Я свожу вашего. Может лучше Сына в зоопарк. Сгоняем в Париж? https://…

  • KabanovRais : Париж. https://t.co/tBZrt07c0l

  • finnskatar : RT @crybabethnx: хочу в Париж

  • QUEERVAMPIR : Моя маленькая диснеевская коллекция. Париж, Шанхай и подозрения в оригинальности пина со старворс https://t.co/lpfnUD4ac6

  • Agentincity : @yana1490001231 Лишить гражданства и - на чашку кавы хоть в Вену, хоть в Германию, хоть в Париж, хоть...в Портланд… https://t.co/c2xg7VfwNz

  • whiteybastard : пиздец щас увидела пост в вк "лето прощай" но что-то в моей голове ебанулось и я прочитала "лондон париж" и уже мин… https://t.co/vrmZwlz5Vd

  • parisnashi : https://t.co/W4Izxr4nh6 Погода в Париже: Mostly Clear, 15 C, 6 North #париж #paris https://t.co/QP2xYbEPiZ