26.06.2024. Самара. Военно-исторический музей. Чёрные гусары

В прошлый раз мы начали осмотр самарского военно-исторического музея — 26.06.2024. Самара. Военно-исторический музей. Революция и Гражданская война; а сегодня продолжим осмотр экспозиции в части "Чёрных гусар":

Музей 5-го гусарского Александрийского полка в Самаре представляет замечательную историческую экспозицию о легендарных "бессмертных гусарах", одного из самых прославленных кавалерийских формирований в истории России.
За время своего существования полк участвовал практически во всех войнах, которые вела тогда Российская империя, принеся ей немало побед. В числе служивших в александрийских гусарах были такие известные люди, как поэт Николай Гумилев, писатель Михаил Булгаков, военачальник русской армии барон Карл Маннергейм.
Полк начал свою историю в 1776 году и оставался в строю до 1918-го. Примечательно, что именно город Самара стала его последним местом постоянной дислокации, где он был расквартирован с 1910 по 1914 годы, и откуда ушёл на фронт Первой мировой войны.
В память о пребывании гусар в Самаре остались постройки их военного городка, куда входили казармы, манеж для лошадей и даже музей с библиотекой. Сейчас эту территорию занимает воинская часть. На современной карте Самары здания бывших гусарских казарм располагаются по улице Николая Панова, 11 и по проспекту Масленникова, 4Б. Это трехэтажные постройки из красного кирпича в упрощенном псевдорусском стиле.
Пришедшая после революции советская власть расформировала Александрийский полк, часть гусар перешла на сторону Красной армии, другие же поддержали Белое движение (к слову, на базе оставленных александрийцами казарм был сформирован Самарский гусарский полк Добровольческой армии).
Многие потом покинули Россию, уезжая в разные страны. Поэтому экспонаты музея 5-го гусарского Александрийского полка собирались буквально по крупицам со всего мира. Выставка открылась в сентябре 2016 года, в день 240-летия со дня основания полка.
В коллекции музея пятого гусарского Александрийского полка можно увидеть оригиналы униформы, знаки отличия, оружие и амуницию гусар, документы, письма и фотографии. Арсенал музейного фонда содержит редкие экспонаты, например, точную копию мундира гусара Сербского полка («предки» Александрийских гусар), возможно, единственная копия такого обмундирования, и мундир прусского «гусара смерти» эпохи Фридриха Великого.
Ценной реликвией музея считается серебряная «мертвая голова», украшавшая головные уборы гусаров, ставшая настоящим символом полка. Стены музейной экспозиции украшают картины с изображением гусар. Кстати, в Самарском художественном музее хранится часть картин из собрания бывшего полкового музея Александрийского полка, в краеведческом музее также можно увидеть военные реликвии тех времен.
Если копнуть поглубже...
Впервые череп с костями был помещен на черные шапки-мирлитоны прусских гусар Фридриха Великого в середине 18 в. Носили символ и уланы британской армии, а также венгерские, немецкие, австрийские и итальянские кавалеристы, летчики, штурмовики и танкисты на всем протяжении 19 и 20 веков. В русском армии череп впервые закрепили на шапках петербургские кавалеристы-ополченцы конного Бессмертного полка, сражавшиеся во время Отечественной войны 12-го года.
Бело-серебряный череп со скрещенными костями украшал нагрудный знак в виде черного мальтийского креста и головные уборы черных гусар большую часть времени, что существовал полк, но неофициально. При этом символ был настолько популярен, что гусары любовались им в быту, заказывая мебель, столовые приборы и предметы обстановки с Веселым Роджером. Огромный череп из металла со светящими глазами-фонарями был даже установлен на балконе одного из зданий польского Калиша, где в начале прошлого века собирались офицеры. Только в 1913 году император Николай Второй официально закрепил использование этого символа. Гусары первого и второго эскадрона отличались тем, что первые носили черный значок с серебряным черепом в рамке из серебряного гусарского галуна, а у вторых серебряный галун отсутствовал.
С 50-х гг. 18 века понятия смерти и бессмертия были чрезвычайно популярны в западноевропейской культуре, а мода на романтизм побуждала гусар использовать «мертвую голову» для поддержания романтического образа. Но если в западных армиях череп с костями символизировал, в общем-то, смиренную готовность отдать жизнь на поле брани, то в русской – бесстрашие перед лицом смерти, готовность пожертвовать собой ради высшей цели (победы в бою и спасения отечества).
Семантика эмблемы русских гусар не имела ничего общего с устрашающим символизмом пиратского Веселого Роджера. Ее значение восходит к христианской традиции изображения Адамовой головы – останков прародителя всех людей Адама, омытых кровью распятого Христа. Это омовение, согласно Священному Писанию, стало началом чудесного избавления всего человечества от грехов: после смерти Спаситель спустился в Ад, чтобы помочь всем праведникам, в том числе и Адаму, достичь Рая. Поэтому в христианстве череп с костями стал обозначением жертвенной смерти, которая дарует Спасение и Воскресение в Жизни Вечной. Неслучайно Адамову голову можно видеть и на многочисленных иконах, и на одежде монахов-схимников, которые после пострига «заживо ложились в гроб», чтобы возродиться в Жизни Вечной.
Еще во времена Дмитрий Донского облачение чернецов украшала Адамова голова и Голгофское распятие. Именно такую схиму преподнес иноку Свято-Троицкого монастыря, Александру Пересвету, преподобный Сергий Радонежский, а затем инок ценой собственной жизни одолел ордынского богатыря Челубея, чем вдохновил дружину московского князя Дмитрия Ивановича. Интересно, что монахи не облачались в доспехи – они надевали черные схимы, украшенные Мертвой головой, брали в руки черное знамя с тем же символом, и, демонстрируя презрение к смерти, с молитвой шли в бой, веруя во спасение души в Царствии Божием.
Неудивительно, что именно христианская символика оказалась так близка бесстрашным русским воинам, отличившимся во многих военных кампаниях: Русско-Турецкой, Отечественной 1812 года, заграничных походах 1813-14 гг., Первой мировой. Скорее всего, именно при освободительных походах против Наполеона, сражаясь бок о бок с пруссаками, русские гусары и обратили внимание на оригинальный символ на прусской форме. Его христианское значение идеально вписалось в гусарское мировоззрение и усилило романтический ореол, который гусары культивировали веками.
Александра Федоровна, взявшая над полком шефство в начале 20 века, предпочитала и в официальных документах называть бесстрашных воинов «бессмертными», несмотря на то, что полк назывался Пятым Александрийским. Гусар также называли «черными»: они носили черные доломаны, украшенные серебром. Мундиры были введены еще Павлом Первым, взявшим за образец при разработке гусарского обмундирования форму Пятого полка прусских гусар. Однако, в выбранном цвете прослеживается и другая аналогия – с черными схимами монахов-воинов.
Здесь стоит вспомнить легенду, объясняющую такое прозвище александрийских гусар как «Бессмертные». Это наименование было присвоено полку после битвы при Кацбахе – за заслуги в которой Александрийский гусарский полк награждается надписью на шапки «За отличие 14 августа 1813 года».
Во время Кацбахского сражения александрийцы во главе с полковником В. Г. Мадатовым (доблестный князь временно командовал полком) вместе со своими союзниками немецкими «Гусарами Смерти» входили в одну бригаду. После ряда блестящих атак бригады, из стены проливного дождя вынырнул генерал Г. Блюхер – который, подъехав к александрийцам, забрызганным грязью, поздравил их с блестящей атакой. Пруссак полагал, что перед ним — его «Гусары Смерти». И князь В. Г. Мадатов, сообщая генералу о его ошибке, сказал, что перед ним не «Гусары Смерти», а самые что ни на есть «Бессмертные гусары». И это прозвище закрепилось за александрийцами – а ведь оно восходило к наименованию корпуса отборных воинов-телохранителей древнеперсидских царей.
По итогам 100-летниего юбилея Кацбаха и в преддверии 100-летия взятия Парижа, александрийцам на парадные шапки были Высочайше пожалованы (вместо двуглавого орла — государственного герба) серебряные черепа – как и у германских «Гусар Смерти»
Наименование «Бессмертные» прижилось — и звучало иногда и в официальных случаях, например, в поздравительных телеграммах шефа полка Императрицы Александры Феодоровны.
Итак, мы сегодня осилили вторую выставку, а следующим разом продолжим осмотр экспозиции музея...
Информацию почерпнул здесь —
https://vgorodesamara.ru/muzey-gusar
https://topwar.ru/155904-russkie-bessmertnye-ch1.html
https://cyrillitsa.ru/history/101973-chernye-gusary-imperatricy-aleksandr.html
Продолжение следует
|
</> |