26.06.2024. Самара. Струковский сад — 2
uctopuockon_pyc — 01.07.2025
Начало было вчера.
Спортивная площадка —
Беседка —
Опять спуск к реке Волге —
Солнышко греет, выползли тараканы —
И шмелики зажужжали —
Скульптурная композиция Клён, посвящённая популярной песне ВИА Синяя птица —
Эту песню без преувеличения можно назвать одним из главных медляков страны , её все знают и любят до сих пор.
В далёком 1975 году, когда была написана песня ”Там, где клён шумит...”, группа ”Синяя птица” работала в Куйбышевской филармонии. Именно поэтому скульптурную композицию установили здесь.
Выходим на набережную, имеющую название — Первая очередь набережной:
Первая достопримечательность Самары, о которой всегда говорят и коренные жители, и гости города, - это знаменитая волжская набережная. Сейчас она насчитывает четыре очереди, и в планах — строительство пятой. А началось все с открытия первой очереди 28 июня 1957 года.
Многие горожане и тем более приезжие не слишком разбираются в нумерации очередей набережной, деля ее на «старую», «новую» и «у Ладьи». Причем всю «старую» набережную вдоль улицы Максима Горького считают первой очередью. Между тем как она объединяет в себе первую и, как ни странно, третью очереди. Причем третья очередь, которая стала частью «старой» набережной, на самом деле новее «новой» набережной, то есть второй очереди, длящейся вдоль Волжского проспекта.
Действительно, на глаз и не зная истории, невозможно определить то место, где, оказывается, заканчивается первая очередь набережной и начинается третья. Путаницу вносят и исторические сведения, гласящие, что первая очередь была выстроена от Вилоновского спуска до речного вокзала, а это в нынешних реалиях и есть вся «старая» набережная.
Но дело в том, что в 1957 году речной вокзал находился в другом месте, а именно под Некрасовским спуском. Здесь и проходит, таким образом, невидимая ныне граница между первой и третьей очередью.
Сложно теперь представить, но до второй половины 50-х годов XX века берег Волги в Самаре/Куйбышеве был вовсе не местом прогулок и купаний, а, по сути, промзоной. Здесь были многочисленные причалы, склады с мешками, бревнами, валялся мусор, стекло и т. п. Что до революции, что после, по свидетельствам современников, сюда страшно было спускаться порядочному гражданину.
Известно, кстати, что именно на берег Волги свозили грузовиками грунт, вынимаемый из-под земли при строительстве бункера Сталина. В это трудно поверить, но прямо по береговой полосе — там, где теперь раскинулись знаменитые волжские песчаные пляжи, проходила… промышленная железнодорожная ветка, примерно до территории нынешнего «КинАПа».
- Благоустройство города с его волжского фасада резко отставало от насущных запросов трудящихся. Растущему и развивающемуся городу была нужна не такая набережная, какой она выглядела даже в начале 50-х годов. И вот в ноябре 1953 года, выполняя волю горожан, исполком городского Совета депутатов трудящихся приступил к ее благоустройству, - писала газета «Волжская коммуна» 29 июня 1957-го в материале, посвященном открытию первой очереди.
На самом деле благоустройство началось еще в самом конце 30-х годов. Береговую полосу зачистили от многочисленных сараев, гаражей, палаток, складов (надо полагать, их хозяева были не в восторге, но вряд ли смели возражать), убрали мусор и обустроили пляж. Но в дальнейшие планы вмешалась война.
Когда же строительство набережной было возобновлено, вышло хрущевское постановление о борьбе с излишествами в архитектуре и строительстве. И многое из замышлявшегося не было реализовано. Потому первая очередь набережной выглядит наиболее скромной из всех.
Основная ее «роскошь» заключалась в строительстве подпорной стенки из серого уральского гранита. Благодаря этой стенке удалось увеличить ширину бульвара, отделенного от берега ажурным чугунным парапетом. Как писали газеты, общая длина всех лестниц набережной составила около двух километров.
Центральным спуском к этой набережной считался Красноармейский, вдоль парка имени Горького (ныне и прежде — Струковский сад). Под Некрасовским спуском подпорная стена резко закруглялась, делая поворот вверх на 90 градусов, и здесь набережная заканчивалась, а дальше уже шла территория старого деревянного, но очень красивого и помпезного речного вокзала. Ныне об этом повороте ничто не напоминает, а о старом речном вокзале — только скверики перед ним, ставшие частью третьей очереди.
Для речников, не причаливать (видимо) —
Хотя там наоборот — пристань:
При открытии первую очередь набережной украшали многочисленные гипсовые фигуры рабочих, но ни одна из них не сохранилась — во всяком случае, на самой набережной. Теперь здесь не слишком много скульптурных форм, о которых мало кто знает даже из местных жителей. Так, на Красноармейском спуске стоит фигура Петра Алабина (на постаменте, изначально предназначавшемся для памятника князю Засекину). А ниже, в прогулочной зоне — памятник клену, который «шумит над речной волной» из знаменитой песни ВИА «Синяя птица».
Даже во времена засилья шашлычных на набережной в девяностые-нулевые годы именно эта часть променада была наименее «нашпигована» подобными заведениями.
Нынешняя первая очередь волжской набережной в Самаре — пожалуй, самый спокойный ее участок. Здесь хорошо просто неспешно прогуливаться, вечерами любоваться волжскими закатами, а в темное время суток — смотреть, как в водной глади отражаются огоньки с Прорана. (https://www.samara.kp.ru/daily/27522/4785754/)
Выходим...
Видим Никольский храм в Иверском женском монастыре —
Самарский Иверский монастырь — православный женский монастырь Самарской и Тольяттинской епархии Русской православной церкви, действующий в городе Самаре.
В 1850 году в Самаре была основана женская религиозная община, в 1855 году получившая императорское утверждение. Благодаря успешному развитию в 1860 году община была преобразована в монастырь, в котором к началу XX века проживало около 400 монахинь и послушниц. В монастыре действовали больница, школа, различные мастерские, в которых было изготовлено в том числе Самарское знамя. Богослужения совершались в трёх монастырских храмах, в которых хранились почитаемые в Самаре святыни: образ Божией Матери «Иерусалимская» и давший название монастырю образ Божией Матери «Иверская». На монастырском кладбище было похоронено около тысячи человек, в том числе многие именитые горожане. Монастырь представлял собой значительный архитектурный ансамбль, во многом определявший вид Самары, особенно со стороны Волги.
После установления советской власти монастырь некоторое время существовал под видом швейной артели, но сначала из него были изъяты все ценности, а в 1925 году монастырь был закрыт. В начале 1930-х годов была взорвана монастырская Успенская церковь — второй по величине храм Самары, на её месте были построены жилые дома. Также была разрушена колокольня, монастырская ограда, некоторые корпуса, кладбище было разорено, в уцелевших храмах разместились различные организации, корпуса были переданы под жильё рабочим местных предприятий.
Возрождение монастыря началось в 1992 году, когда созданному монастырскому приходу православной церкви были переданы сохранившиеся храмы и часть сохранившихся зданий, признанные памятником архитектуры регионального значения. Были восстановлены и отреставрированы монастырские храмы, на прежнем месте была восстановлена монастырская колокольня с сохранением облика XIX века, построен новый храм-часовня, проведены охранно-спасательные работы в монастырском некрополе. В настоящее время в монастыре действуют библиотека для прихожан, золотошвейная и иконописная мастерские. В 1999 году монастырь посетил патриарх Московский Алексий II, с 2001 года в монастыре хранятся мощи местночтимого святого Александра Чагринского.
Самарский академический театр драмы имени Максима Горького —
Самарский академический театр драмы имени М. Горького — один из старейших драматических театров России. Расположен в городе Самаре, основан в 1851 году. Историческое здание театра, построенное в 1888 году, является объектом культурного наследия народов России федерального значения и охраняется государством.
Жигулёвский пивоваренный завод —
Жигулёвский пивоваренный завод — один из старейших пивоваренных заводов России, находится в городе Самаре, на берегу реки Волги. Завод был построен в 1881 году австрийским подданным Альфредом Филипповичем фон Вакано.
Именно на этом заводе изначально производилось знаменитое Жигулёвское пиво, ныне производимое под данной торговой маркой многими пивными заводами бывшего СССР.
6 февраля 1880 года Альфред фон Вакано подал в городскую управу Самары прошение о сдаче ему в аренду земли, занимаемой строениями бывшего пивоваренного завода Буреева, для строительства нового передового пивоваренного завода.
4 марта состоялись торги, в результате которых просимое Альфредом фон Вакано место на берегу Волги было отдано ему в аренду на 99 лет за 2201 рубль годовой платы. 15 марта был подписан договор аренды земли и Альфред фон Вакано приступил к строительству.
Недостаток средств побудил Альфреда фон Вакано искать компаньонов. Он привлек к сотрудничеству австрийского подданного Морица Морицевича Фабера и богатого самарского купца Петра Семёновича Субботина. В апреле 1881 было зарегистрировано товарищество на паях «Товарищество Жигулевского пивоваренного завода в г. Самаре». Устав товарищества Высочайше утверждён 21 августа 1881 года; учредителями его являлись Альфред Филиппович фон Вокано и Мориц Морицевич Фабер.
Меньше чем через год, 23 февраля (7 марта по новому стилю) 1881 года, завод выпустил первую продукцию, которым стало пиво сорта «венский лагер»: бочковое пиво «Венское» и «Венское столовое». Уже в первый год было разлито 35 670 ведер пива (ведро — 12,3 л).
В августе 1899 года правление завода полностью перешло в руки Альфреда фон Вакано; в декабре «Товарищество Жигулевского пивоваренного завода в г. Самаре» было ликвидировано, а 14 декабря создано новое «Товарищество Жигулевского пивоваренного завода А. Вакано и Ко».
1 января 1900 года товарищество было преобразовано в Торговый дом на вере под фирмой «Товарищество Жигулевского завода А. Вакано и Ко».
В январе 1905 года старший сын Альфреда фон Вакано Владимир Альфредович Вакано вступил в долю и стал официальным директором завода. Торговый дом на вере был переименован в «Товарищество Жигулевского пивоваренного завода».
В 1909 года в местечке Зых близ г. Баку основан пивоваренный завод Товарищества, которым заведовал Э. А. Вакано.
В 1911 году германской машиностроительной фирмой «Швальбе» была произведена техническая реконструкция завода.
К 1914 году заводы товарищества производили уже 3,5 миллиона ведер пива в год; товарищество было третьим в списке крупнейших пивопроизводителей империи, после Трехгорного и Калинкинского заводов. У завода имелись два собственных парохода, 14 барж-ледников, 20 вагонов-ледников, 152 повозки и целый табун из 79 лошадей. Пивные склады завода находились в 59 городах Поволжья, Урала, Средней Азии, Сибири, продукция реализовывалось через 42 иногородних представительства, охватывающих все Поволжье, Волго-Уральский район, Среднюю Азию, Казахстан, Западную Сибирь, бассейн Каспийского моря и даже Персию.
Продукция товарищества имела 15 медалей международных выставок. Но в том году началась война и был введен «сухой закон» — завод был законсервирован, на его территории был организован склад, лазарет, наладили производство гранат, кроватей, сухарей. Альфред фон Вакано был выслан в Бузулук под гласный надзор полиции по подозрению в шпионаже.
В октябре 1916 года на свободной части заводских площадей (около 10 %) было начато производство напитка крепостью 1,5 градуса.
12 февраля 1918 года пивоваренный завод был национализирован.
На сегодня всё, следующим разом с утра пойдём в Собор Софии Премудрости Божией...
Продолжение следует
Что умеет Avatr 06: подробный обзор без воды
Саммита в Будапеште не будет. Что дальше?
Три дня праздников
Эпизоды блокады
Аффирмация дня
Контрольная точка: Полночь
30 потрясающих уличных фотографий Пьерпаоло Папини Папи
Если не стричь овец, то их и волки не сожрут...
Борис Ефимов: «Мы обнялись и расцеловались с Троцким»

