рейтинг блогов

26 августа 1906 года был убит Георгий Александрович Мин

топ 100 блогов von_hoffmann26.08.2024
26 августа 1906 года был убит Георгий Александрович Мин


26 (13 ст.ст.) августа 1906 г. от рук террористки погиб Георгий Александрович Мин — ​Свиты Его Величества генерал-майор. Убит на глазах у жены и дочери четырьмя выстрелами в спину на перроне станции Новый Петергоф.

9-го декабря 1855 года в день великомученика Георгия в семье генерал-лейтенанта Александра Егоровича Мина родился сын, получивший при крещении имя своего святого. Георгий-Победоносец является, как известно, святым покровителем Москвы, и ровно 50 лет спустя, в декабре 1905-го, наверное, немало людей в первопрестольной, называя имя Мина, вспомнили об этом.

Генерал-лейтенант А.Е.Мин служил на знаменитом Охтинском пороховом заводе. Служба была крайне тяжелой, не терпящей даже малейшей недобросовестности: взрывы при производстве пороха на заводе происходили довольно часто. Ежедневная нервная перегрузка требовала особых волевых качеств.

Мины происходили из древнего дворянского Романо-германского рода. Их предки приехали в Россию при Петре I из Фландрии и поступили на русскую военную службу. Однако среди их потомков военных было ровно столько, сколько писателей и поэтов. Это обстоятельство и определило натуру юного Георгия. С детства он увлекался литературой. Но тянуло и к военной службе. Тем более, что природа наделила его недюжинным физическим здоровьем, да и характером мальчик пошел в отца. С детства же в нем проявилась и глубокая религиозность. Выросший и воспитанный в настоящей православной семье, Георгий воспринял не только прочные начала веры, нравственности и благородства, но и святой любви к России и Престолу, которые сохранил до конца жизни.

Окончил 1-ю классическую гимназию в Петербурге.​ ​В 1874 г.​ — вольноопределяющийся 2-го разряда в лейб-гвардии Семёновском полку. В 1877—1878 гг.​ — участвовал в Русско-турецкой войне. Затем командовал ротой в Семёновском полку. В 1898​ году был произведён в полковники. В 1902—1904 годах командовал 12-м Астраханским гренадерским полком. С 1904 г.​ — командующий, с 1906 г. командир лейб-гвардии Семёновского полка.​
Его открытый и общительный нрав, большая эрудиция и полное отсутствие какого-либо угодничества очень нравятся принцу Ольденбургскому. Между ними завязываются хорошие отношения, переросшие в большую дружбу. С этих пор принц А.П.Ольденбургский становится покровителем Г.А.Мина при Императорском Дворе.

В 1899 году полковник Мин назначен председателем полкового суда, В 1904 году Георгий Александрович, к радости очень многих, получает в командование родной свой Семёновский полк.

Наиболее ярко личные качества Г.А.Мина раскрылись во время другого печального события, впоследствии названного "первой русской революцией". Общественная атмосфера в России резко накалилась. Началась невиданная со времен самозванцев русская смута. Под знаменем свободы слова, собраний, союзов, стачек и других "свобод" русская революция сразу же показала типичный для революций безобразный характер, вылившись в волну неслыханных разнузданных насилий, воровства, грабежей и убийств. Только за 1905-1906 годы сожжено и разграблено около 2000 старинных усадеб.

По всей стране вспыхивают забастовки. Усиливаются сепаратистские и антирусские настроения на окраинах Империи. Вспыхивают межнациональные конфликты, нарастает число погромов. Революционеры получают из-за границы огромную материальную и информационную поддержку. Вся Россия была залита кровью. В октябре 1905 года началась всеобщая политическая стачка. В Кронштадте, Владивостоке и Севастополе происходят военные бунты.

В октябре 1905 года в столице Российской Империи совет рабочих депутатов, вдохновляемый Львом Троцким и другими, готовит массовое выступление "трудящихся" против "диктатуры", должное, по замыслу организаторов, перерасти в вооруженное восстание. Одновременно спешно собравшиеся в Петербурге под национальные знамена патриотические силы собираются дать отпор "краснотряпичникам". Огромный город замер, ожидая массовых кровавых столкновений.

Но положение спас полковник Г.А.Мин. Узнав о готовившейся акции, не дожидаясь дополнительных указаний начальства, командир Семёновского полка тотчас принимает энергичные меры к недопущению кровопролития. Георгий Александрович так умело выстроил вдоль Загородного проспекта свой полк, что одним своим присутствием семёновцы пресекли поползновения революционеров. Начавшим было собираться толпам - и с той, и с другой стороны - ничего не оставалось делать, как разойтись по домам. Крупномасштабная политическая провокация была сорвана!

Когда к командиру Семеновского полка по телефону, "по просьбе общественных кругов", обратился премьер-министр граф С.Ю.Витте и "как русский гражданин, любящий свое Отечество", предложил "не заграждать улиц", Г.А.Мин резко ответил: "С вами говорит русский гражданин, любящий свое Отечество так же как вы, если не больше. Я не могу допустить, чтобы часть моего полка была окружена толпой и отрезана от казарм. Самое лучшее, граф, если вы сами бы явились на площадь. Вы так умеете владеть толпою, говорить с ними: успокойте её, убедите разойтись. Как это будет торжественно и полезно!" После этой отповеди в трубке воцарилось молчание. Затем Витте сказал: "Действуйте так, как найдёте нужным".

После случившихся событий имя командира Семеновского полка начинает произноситься одними с восхищением, другими с нескрываемой ненавистью.
Часто для водворения порядка достаточно было лишь одного появления командира Семёновского полка. Так, в самом Петербурге в одном из подразделений флота вспыхнул бунт. Среди матросов пошли разговоры о необходимости повторить пример моряков броненосца "Потемкин". Матросы отказались подчиняться офицерам, начались обычные в таких случаях бесчинства. Мин действовал очень быстро и точно. Ночью семеновцы окружили казармы, а сам Георгий Александрович вошел в спальные помещения и решительно скомандовал: "Одеваться. Военную службу забыли? Смотрите, я вам напомню!" И "революционные матросы", присмирев, послушно построились. Дисциплина была восстановлена. Отпала необходимость в применении карательных мер.

Особенную тревогу вызывало положение в Москве. Все, что происходило здесь, удивительно напоминает сценарий Февраля 1917 года. С лета 1905 года в Москве исподволь готовится вооруженное восстание. В сентябре забастовали московские печатники, затем пекари, табачники, металлисты и прочие. Железнодорожное сообщение Москвы со всей страной было прервано, не действовали почта и телеграф. В домах отключено электричество, огромный город погрузился во тьму. Из-за беспорядков начались перебои с продовольствием. Все отчётливее стали проявляться зловещие признаки разложения армии. Мятежники уже приняли решение об аресте московского генерал-губернатора, смещении всех городских властей и о закрытии всех газет для замены их одной, революционной.

26 августа 1906 года был убит Георгий Александрович Мин


Прибывший в конце ноября 1905 года в Москву только что назначенный новым московским генерал-губернатором адмирал Ф.В.Дубасов принимает решительные меры к восстановлению порядка в городе. 7 декабря арестовываются и надежно изолируются главные вдохновители кровавой бойни московские большевики Шанцер и другие. Того же 7 декабря генерал-губернатор объявил Москву и Московскую губернию на положении чрезвычайной охраны. Усилен штат городовых. Принимаются дополнительные меры к охране административных зданий и патрулированию на улицах. Из патриотически настроенных москвичей Дубасовым организуется добровольная милиция. Но имевшихся к тому времени в его распоряжении сил было явно недостаточно. А растерявшиеся на первых порах мятежники резко усилили боевые операции. 14 декабря 1905 года по прямому проводу адмирал Дубасов обратился лично к Государю. В категорической форме он настаивает на присылке в Москву элитных войск, подчёркивая, что может положиться лишь на треть московского гарнизона. Любой час промедления, считает Дубасов, грозит России непредсказуемыми последствиями.

В этой критической ситуации Государь решил обратиться к командиру лейб-гвардии Семеновского полка. В то время выполнение поручений Царя и назначение на ответственную административную должность означало только одно: приговор революционерами к смерти…

Полк собрался в несколько часов. 15 декабря весть о прибытии семёновцев облетела всю Москву. Главной коммуникационной линией революционеров было Московско-Казанская дорога. Верный помощник и единомышленник генерала Г.А.Мина полковник Николай Карпович Риман с отрядом семёновцев двинулся вдоль этой дороги, занимая станции и беспощадно расстреливая отказавшихся сложить оружие боевиков. По важнейшей железнодорожной артерии Москвы вновь пошли поезда. Этого Риману не забыли. 11 марта 1917 года он был арестован Временным правительством, а после расстрелян большевиками.

Уже 18 декабря всем стало ясно, что "московская революция" провалилась. Возобновилось движение на улицах. Открылись банки. Восстановлено электрическое освещение. Постепенно вернулась нормальная жизнь. Воистину, для Москвы в декабре 1905 года Мин оказался Георгием-Победоносцем.

Как бы сложились дальнейшие события, не приди Семёновский полк на выручку? Думается, что Февраль 1917-го наступил бы тогда в России на 12 лет раньше, со всеми печальными для народа и страны последствиями. Зададимся и еще одним вопросом: как повернулась бы история России, будь рядом с Государем в трудные февральские дни 1917 года такие люди как Г.А.Мин?

После 1917 года дежурным утверждением всех советских историков стали слова о "жестокости" подавления декабрьского мятежа и о "зверствах" семёновцев в Москве. Но попробуем взглянуть на это событие с другой стороны. В солдат и полицейских стреляли из-за угла, из засад и подворотен. Часто убивали в спину. Только за время боев на Пресне было убито и ранено таким предательским образом 45 полицейских.

Революционеры силой захватывали близлежащие жилые дома и располагались в чужих квартирах, ведя из них пальбу по солдатам. Расчет был прост: солдаты будут стрелять, попадая не в укрывшихся дружинников, а в мирное население; это озлобит его и побудит к восстанию.

12 декабря Москву потрясло следующее известие: 600 дружинников, вооруженных бомбами и револьверами, забаррикадировались в огромном, роскошном по архитектуре здании типографии Сытина.
Окруженные войсками, они подожгли здание, чтобы, воспользовавшись суматохой, уйти. Это им удалось. Но в огне пожара погибло много людей — семьи и дети рабочих, живших в здании, посторонние лица. Но "революционных гуманистов", разумеется, все это мало волновало. 14 декабря "герои" явились на квартиру начальника охранного отделения А.И.Войлошникова и расстреляли его, несмотря на мольбы жены и маленьких детей.

А вот примеры "жестокости" с другой стороны: войскам даны указания не трогать мирных жителей. Предложение генерала Дубасова отнестись снисходительно к рабочим, готовым сдать оружие, было встречено с полным пониманием и сочувствием. Сразу же после подавления мятежа городскими властями создается фонд безвозмездных пожертвований в пользу пострадавших. Для оказания немедленной помощи обеим категориям пострадавших городской управе разрешили кредит до 10 тысяч рублей. Для выдачи пособий малоимущему населению Москвы Николай II повелел отпустить в распоряжение московского генерал-губернатора 100 тысяч рублей!

Энергия адмирала Ф.В.Дубасова и генерала Г.А.Мина сломила без больших жертв попытку вооруженного восстания. Всеми силами пытаясь избежать самосуда, командир Семеновского полка лично запрашивал генерал-губернатора о том, куда сдавать задержанных. А главное, Георгий Александрович сумел переломить настроения московских рабочих в свою пользу. Они сами стали показывать на дружинников. К сожалению, эксцессов со стороны правительственных войск полностью избежать не удалось. Но они были вызваны общей озлобленностью солдат и казаков, доведенных до белого каления гнусными убийствами своих товарищей.

Действия семёновцев во время московских событий русское общество восприняло неоднозначно. Если монархические круги объявили генерала Мина национальным героем, то в либеральной и революционной печати против него была организована шумная клеветническая кампания. Каких только гадостей ни писали про Семеновский полк и его командира всевозможные либеральные "публицисты"! Дело дошло до того, что "освободительная печать" стала указывать на Г.А.Мина как на будущего диктатора России.
Семёновцы — это слово стало роковым для революции.

Мин всегда старался пробудить и воспитывал в солдате сознательное исполнение долга и этим обезоруживал революционную пропаганду, всегда опиравшуюся на темные, колеблющиеся элементы в солдатской среде.

В воскресенье 13 августа 1906 года в 8 часов вечера генерал Г.А.Мин с супругой, урожденной княжной Екатериной Сергеевной Волконской и дочерью Натальей сидели на скамейке Ново-Петергофского вокзала в ожидании пребывающего поезда.

В это время какая-то небольшого роста, одетая по-дачному молодая черноволосая женщина с крупными чертами лица и выдающимися скулами несколько раз прошлась мимо скамейки, где сидел генерал. Перейдя на другую сторону перрона, неизвестная дама затем незаметно подошла к сидевшим сзади, делая вид, что смотрит на железнодорожный путь. В 8 часов 7 минут показался поезд, в котором должен был ехать Мин. Раздался первый звонок. Неожиданно приблизившись к Георгию Александровичу на расстояние вытянутой руки, молодая особа, выхватив из кармана револьвер, принялась расстреливать генерала в спину. Вызванный врач констатировал, что медицинская помощь уже бесполезна. У раненого были прострелены печень, легкие, желудок и позвоночный столб. Через пять минут, не приходя в сознание, генерал-майор Георгий Александрович Мин скончался.

Задержанная тут же с бомбой убийца - Зинаида Васильевна Коноплянникова, эсерка. Как показало следствие, убийство готовилось тщательно и давно. Еще в начале июля в деревне Луизино на даче N 39, принадлежавшей Петру Мозелайну и находившейся неподалеку от дачи, где жил генерал Мин с семьей, поселился небольшого роста, живой и веселый старичок Василий Иванович Иванов (он же Страхов, он же Терешкин). Никому и в голову не приходило, что это жестокий и холодный убийца-террорист, руки которого были по локоть в крови.

30 июля в Луизино приехала Коноплянникова с документами на имя учительницы Софии Ивановны Ларионовой, сняла комнату. Столовалась она у хозяйки Василия Ивановича, а затем выходила читать на крыльцо дома, откуда отлично было видно дачу Мина. В день убийства Коноплянникова пришла к Василию Ивановичу довольно рано. Они долго беседовали, а потом Василий Иванович пошел гулять и больше на дачу не вернулся.

Незадолго до смерти Мин стал получать письма о готовящемся на него покушении, охранное отделение попыталось приставить к нему телохранителей, но Георгий Александрович решительно от этого отказался. Унизительно для гвардейского офицера прятаться за чужие спины! Вспоминали также, что, часто, наблюдая за производящимися работами по сооружению часовни над местом погребения нижних чинов полка, погибших в ходе подавления декабрьского мятежа (которых Мин переправлял из Москвы и хоронил за свои личные деньги), Георгий Александрович с грустной улыбкой любил говаривать: "А здесь похороните меня, когда они меня убьют".

На Николая II эта смерть произвела очень тяжелое впечатление. Он навестил семью покойного, а на другой день в форме лейб-гвардии Семеновского полка присутствовал при выносе тела Мина.
16 августа 1906 года в полкой церкви состоялось отпевания и погребение. Гроб утопал в венках. На многих из них было написано: "Жертве долга". Выделялась и такая надпись: "И мы за тобой". Желание генерала было исполнено: его погребли рядом с нижними чинами.

У убийцы нашлись покровители. К Царю стали обращаться представители "прогрессивной общественности", уговаривая помиловать преступницу. Основание: убийца все-таки женщина, тюрьма нанесет ей тяжелые душевные травмы. Но гвардия настояла на справедливом приговоре. 25 августа 1906 года военно-окружной суд приговорил З.В.Коноплянникову к смертной казни через повешение.

После 1917 года останки Г.А.Мина разделили судьбу церкви лейб-гвардии Семёновского полка, в которой они покоились. Церковь была уничтожена. Упоминание о З.В.Коноплянниковой есть в первом издании БСЭ, но исчезло во втором и третьем"

Имя Георгия Александровича Мина было оболгано и измазано грязью советской пропагандой.

Найдено здесь: https://vk.com/wall-216286676_175397


Кнопка
или
26 августа 1906 года был убит Георгий Александрович Мин

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
«Даже красивым, даже стройным и высоким» отсоветовали идти замуж за атеистов В РПЦ предостерегли верующих девушек от браков с неверующими мужчинами. По мнению митрополита Волоколамского Илариона, такие браки могут быть непрочными — причем по различным, и порой весьма неожиданным, ...
Не единожды слышала в нашем отеле отзывы от отдыхающих "ну съездили мы в Родос, походили час по старому городу, а дальше то что здесь смотреть?" и "остров можно объехать за один день, а больше делать нечего". Могу сказать, что и 5 дней аренды машины нам показалось недостаточно. Конечно ост ...
http://loboff.livejournal.com/498571.html Переселенец с Украины столкнулся с российской коррупционно-бюрократической машиной. И оказался примерно в том же положении, что подследственные по околополитическим делам. Когда самым страшным оказывается полная неопределенность сроков нахожден ...
В объезд Красноярска © NickFW.ru — 29.03.2009г. Снято #13летназад , на федеральной трассе Р-255 « Сибирь », на северном объезде Красноярска... Отчего-то я эту фотку не показал, ...
Интересно сравнить прогнозы ученых по прошествии определенного промежутка времени. Продолжаю читать книжки доктора философских наук Виктора Васильевича Ильина, нашего современника (не путать с мыслителем прошлого Иваном Ильиным). Как я уже говорил, что основная специализация В.В. ...