1987 год, Киев, последняя казнь женщины в истории СССР
foto_history — 06.10.201917 и 18 марта 1987 года в больницу попали три шестиклассника, четыре учителя, логопед, медсестра, библиотекарь, водитель, заведующий столовой школы №16 Подольского района Киева и техник, чинивший там холодильник. Все они жаловались на слабость и сильные боли в суставах. Первоначальной версией была эпидемия гриппа, вызванная неизвестным штаммом. Врачи обратились в милицию, когда больные начали лысеть. До начала мая двое взрослых и двое детей умрут.
Выяснилось, что накануне заболевания все жертвы остались в школе после окончания учебного дня. Взрослые ждали аванс. Шестиклассники помогали носить новые стулья. В столовой их накормили остатками обеда: гречневым супом и жареной куриной печенкой.
Стали разбираться, кто контролирует приготовление еды. Никто. Диетсестра Наталья Кухаренко умерла за две недели до событий. Диагноз — сердечно-сосудистая недостаточность.
Диетсестра Наталья Кухаренко (слева). Скриншот из программы
«Следствие вели... с Леонидом Каневским» / НТВ
След взят
Обыск в столовой ничего не дал, но все работники оказались под подозрением. Один из оперативников встретился с мужем школьной посудомойки Тамары Иванютиной. Тот как раз сидел на больничном. Олег Иванютин пожаловался милиционеру на боли в ногах и облысение. Рассказал, что недавно почти одновременно умерли его родители, оставив супругам частный дом с участком.
Во время обыска в доме Иванютиных из выдвижного ящичка швейной машинки «Зингер» эксперт изъял пузырек для смазки. Анализ показал, что в нем был раствор Клеричи на основе таллия. Жидкость используется геологами для определения плотности минералов.
Квартирный вопрос
Тамара Иванютина устроилась работать в школу в сентябре 1986 года. Поскольку имела судимость за спекуляцию, предъявила поддельную трудовую книжку. Женщина мечтала разбогатеть и купить черную «Волгу». Первого мужа отравила ради квартиры. Родителей второго — ради участка, где стала разводить свиней.
Животных Иванютина откармливала отходами из столовой и убивала всех, кто мешал. Парторга и диетсестру, потому что те контролировали списание продуктов. Учеников, чтобы вызвать недоверие к школьным обедам и забирать побольше отходов.
17 марта 1987 года Иванютина подлила таллий в тарелку заведующего столовой. Суп остыл, и мужчина вылил его назад в котел, из которого потом накормили 13 человек. Четверо этого не пережили.
Семейный бизнес
Милиция нашла лаборантку геологоразведочной экспедиции, которая почти 10 лет давала раствор таллия знакомой семейной паре Масленко, чтобы травить грызунов. У знакомых были дочери — Нина и Тамара (после второго замужества стала Иванютиной). Обе похоронили супругов и стали владелицами квартир.
Уже во время следствия над Тамарой Иванютиной ее родители угостили оладьями соседку с большой пенсией. Та оказалась подозрительной и скормила угощение кошке, а после мучительной смерти животного позвонила в милицию.
Выяснилось, что травить неугодных Тамару и Нину научили родители. Среди их жертв были сосед по коммунальной квартире, смотревший телевизор на большой громкости, и родственница, сделавшая замечание за лужу в туалете.
Мария Сидорчук и Василий Юрченко из школьной столовой попали в реанимацию и через
несколько дней умерли. Скриншот из программы «Следствие вели... с Леонидом Каневским» / НТВ
Психически здорова
Зал заседаний Киевского городского суда в течение всего процесса был забит. Приходили знакомые семьи Масленко, друзья их жертв, учителя и родители учеников школы №16, журналисты. У входа каждый день толпились люди, не попавшие внутрь.
Приговор назначил 79-летнему главе семейства 13 лет заключения, его 77-летней супруге – 10, дочери Нине – 15. В зале чуть не начался бунт, зрители требовали смертного приговора. Родители Иванютиной окончания срока не дождались — умерли в тюрьме. А вот сестра, как писали СМИ, освободилась. Однако, где она и жива ли до сих пор, неизвестно.
Тамару суд приговорил к расстрелу. Когда Иванютиной предоставили последнее слово, она отказалась признать вину и просить прощения у родственников жертв. «У меня не то воспитание», — сказала серийная убийца.
Иванютину расстреляли в Лукьяновском СИЗО Киева. Это был всего лишь третий и последний расстрел женщины по приговору суда в послевоенной истории СССР. Перед серийной убийцей были казнены нацистский палач Антонина Макарова и расхитительница государственного имущества Берта Бородкина.