рейтинг блогов

188. Красный дракон II

топ 100 блогов oldadmiral24.11.2022 188. Красный дракон II LJUSAPRC.jpg

Пока все увлечены очередной серией противостояния России и "коллективного запада" как то на второй план отошла тема соперничества США и Китая. Между тем на этом фронте разворачиваются поистине эпические события. Речь, как вы уже догадались пойдет о гонке морских вооружений.

Пару раз я уже обращался к происходящей на наших глазах грандиозной схватке за господство на море. Причем исторически победа в этой схватке практически эквивалентна мировой гегемонии. И обещал занять выгодное место в партере, наблюдая за этой борьбой. Сегодня я приглашаю вас ко мне присоединиться.

https://youtu.be/k-QBHqqxsbI


Давайте отмотаем пленку на 5,5 лет назад, когда я впервые высказался на эту тему, и посмотрим как обстояли дела по состоянию на апрель 2017-го. Я думаю тут можно ничего особо не комментировать, за исключением того обстоятельства, что у США в общие цифры включены фактически корветы типа LCS, а китайские корветы типа 056, которых на минуточку построено 72 штуки - нет.

Для более объективной картины давайте уберем и американские LCS, тем более памятуя о связанных с ними проблемах, о которых я упоминал в соответствующей передаче. Будем считать начиная с фрегатов.

Итак, посмотрим, а что же изменилось за прошедшие 5 лет. Для начала номенклатура введенных в строй с 1990 года единиц. С американской стороной всё более или менее ясно. Завершив в начале 90-х большую серию крейсеров типа "Тикондерога", они приступили к постройке "Арли Бёрков", которые и строят по сей день, с редким вкраплением двух единиц класса "Замволт" Всё это крупные боевые корабли класса крейсер - эсминец, хорошо вооруженные и с высокой автономностью.

188. Красный дракон II LJSurfUnits.jpg

Китай, с другой стороны, строит значительное количество фрегатов. Которые уступают как по вооружению, так и по дальности действия. Такие отмечены в диаграмме оттенками розового цвета. Более крупные эсминцы имеют цвета тяготеющие к оранжевому (для более ранних) и коричневому. Красным цветом обозначены корабли российской постройки.

Даная диаграмма дает представление о количестве вступавших в состав флота единиц, но поскольку они неодинаковы по размерам более объективную картину мы получим сравнив водоизмещение. Кроме того изменим интервал на пятилетия, чтобы лучше были видны тенденции.

На этой диаграмме хорошо виден спад кораблестроения в США после окончания войны, начало возвышения Китая из полного ничтожества (по крайней мере в военно-морском плане) и попытка американцев отреагировать. Которой в 2017 еще не прослеживалось. По крайней мере на тех временных отрезках, которые тогда получились.

188. Красный дракон II LJSurfDispl.jpg

Но Китай наращивает свою мощь, по крайней мере количественно, гораздо быстрее. Надо понимать, что существующая в поднебесной секретность несколько искажает картину не в пользу Китая. Например сообщается, что к настоящему моменту вступило в строй уже 6 эсминцев тип 055, тогда как в диаграмме учтено только 3, которые можно более или менее надежно атрибутировать. Это дает порядка 30 тыс. т. неучтенного в диаграмме водоизмещения.

То есть можно смело предположить, что Китай за текущее пятилетие 2020-24 годы существенно превзойдет результат предыдущего. Сказать то же самое про США, учитывая достигнутые на данный момент результаты будет весьма затруднительно.

То есть если мы в 2017 говорили о явно обозначившейся тенденции, которая рано или поздно может привести к потере американцами господства на море, то сейчас, в 2022-м она стала еще более очевидной. Кроме того, помимо количественного существует еще и качественный аспект. В своем первом обращении к этой теме я уже развивал эту мысль.

В 1990 году, с которого мы ведём отсчёт, лучшим китайским надводным комбатантом был тип 051. Китай оставал тогда настолько сильно, что по сути он представлял из себя типичный эсминец времен Второй мировой у которого торпедные аппараты заменили на громоздкие пусковые установки противокорабельных ракет, представлявших собой китайскую во всех отношениях копию советских ракет П-15 "Термит" начала 60-х годов. Дозвуковую, с дальностью стрельбы менее 100 километров, на жидком топливе с несовершенной головкой самонаведения.

У американцев в это время заканчивалось строительство серии крейсеров "Тикондерога" оснащенных системой "Иджис" и имевших более 120 УВП таких ракет, как "Стандард" и "Томагавк". А в следующем, 1991-м вошёл в строй "Арли Бёрк"! Представляете себе глубину пропасти, разделявшей тогда США и Китай? Которая казалась абсолютно непреодолимой.

В 2017-м году, когда писалась моя статься для ЖЖ у американцев строились всё те же "Бёрки". Тогда как Китай проделал ОГРОМНЫЙ путь от типа 051 до типа 052D. Который уже имел элементы технологии "стелс", вертикальные пусковые установки ракет и так далее, и так далее, и так далее.

Прошло еще 5 лет. Не считая строящихся черепашьими темпами трех "Замволтов", которые можно считать скорее демонстраторами технологий, чем реальными боевыми кораблями, у американцев в активе всё те же "Бёрки". Производство которых вроде прекратили, но за неимением лучшего снова возобновили.

А вот Китай сделал еще один шаг вперед и приступил к постройке монструозных эсминцев, а скорее крейсеров тип 055. Водоизмещением более 10 тысяч тонн, со 112 УВП для ракет и так далее. И таких на момент съемок этой передачи построено уже ШЕСТЬ! А всего запланировано 16!

Возможно США, благодаря колоссальному заделу и крайне низкой стартовой позиции Китая, все еще сохранают некоторое качественное превосходство над китайскими кораблями, но оно тает на глазах. И последние китайские эсминцы будут уже серьезными соперниками для любого американского корабля.

Однако надводные боевые корабли, которыми мы ограничивались во время предыдущих обращений к этой теме, не являются единственной силой флота. Есть же еще подводные лодки! В прошлый раз я не рассматривал этот аспект в виду очевидного отставания китайцев. Но подводные лодки это важнейших компонент морской мощи сегодня. Поэтому давайте уделим внимание и им.

И сначала так же диаграмма отражающая количество введенных в строй единиц с разбивкой по типам. Сильной стороной американцев продолжает оставаться высокая унификация. Не считая лодок с баллистическими ракетами класса "Огайо", строительство которых завершилось в конце 90-х, они строили многоцелевые атомные лодки трех типов, из которых "Сивулф" не получил большого развития, в силу своей сложности и дороговизны. Став своего рода "подводным Замволтом". Хотя и вполне боеспособным в отличии от...

188. Красный дракон II LJSubUnits.jpg

То есть фактически американцы имеют всего два основных типа многоцелевых лодок - класс "Лос Анжелес" сменил на верфях класс "Вирджиния". Китайцы, очень сильно отставая, вынуждены были догонять. Кроме того, они строят и дизельные лодки, значительно уступающие атомным в дальности и вооружении и пригодные в основном для обороны. Такие обозначены более светлыми оттенками. В отличии от надводных сил больше доля лодок российской постройки. Короче довольно пёстрая картина.

Реально в этой диаграмме нужно смотреть на оттенки тёмно-коричневого цвета. Это атомные или дизельная лодка с баллистическими ракетами (в единственном экземпляре). Как мы видим более или менее серьезное строительство таких лодок началось только в середине нулевых. И по объемом оно всё ещё отстает от США.

Не говоря уж про качество. Для примера лучшей китайской лодкой с балистическими ракетами является на сегодня тип 094. По конструкции она сильно напоминает наши лодки проекта 667,начавшие вступать в строй аж в 1967 году, но несет на четверть (12 против 16) меньше ракет, правда твердотопливных. Это по сравнению с нашими "Кальмарами". Против американских "Огайо" ракет вдвое меньше. А по количеству боеголовок отставание будет многократным. Кроме того, согласно американским источникам едва ли не каждый испытательный пуск китайских ракет сопровождается трудностями.

В общем отставание от американцев здесь очень большое. Тем не менее тип 094 это первые китайские ракетные лодки, которые представляют для американцев реальную угрозу. Патрулируя северо-втосточнее Курильских островов, их ракеты теоретически достигают 3/4 территории США. А на очереди принятие на вооружение нового ракетного комплекса, который позволит поражать всю территорию США из территориальных вод Китая.

Понимая своё отставание Китай ведет интенсивные работы над следующим поколением стратегических лодок - тип 096, как и над новой ракетой для них. Но информации по этим лодкам практически нет, ввиду строжайшей секретности.

Теперь давайте перейдем к сравнению водоизмещения вступивших в строй лодок. Надо понимать, что в данном случае это не совсем объективный показатель, поскольку для подводных лодок бОльшее водоизмещение это скорее отрицательная характеристика, в отличие от надводных кораблей. Тем не менее о количественных показателях работы судостроительной промышленности эта диаграмма получить представление позволит.

188. Красный дракон II LJSubDispl.jpg

С китайской стороны тёмно-коричневым цветом выделены атомные и стратегические лодки, красным - российской постройки. В области подводного кораблестроения, как мы видим, американцам удалось должным образом среагировать и уверенно удерживать значительное как качественное, так и количественное превосходство.

Китай, видимо понимая свое технологическое отставание, не стремится наращивать объемы, ожидая появления более конкурентоспособных образцов. Тем не менее по валу китайцы уже смотрятся достойно и готовы бросить вызов Америке в ближайшее время и в подводном флоте.

И если с перспективами китайского флота всё более или менее ясно и они довольно радужные, то с американцами, как говорится, всё не так однозначно. Давайте обратим внимание на такой аспект, как сроки строительства американских кораблей. Являющиеся весьма красноречивым индикатором состояния американского ВПК в целом. Недавно я уже обращался к теме самочувствия ВМФ США в отдельной передаче. Давайте добавим немного красок в контексте нашей сегодняшней темы.

Вот диаграмма, показывающая сроки постройки подводных лодок "Вирджиния". Единственных поступающих в настоящее время на вооружение американского флота. После трех из четырех первых единиц серии, чьи длительные сроки постройки объяснялись естественными трудностями, связанными с освоением постройки нового, сложнейшего корабля, 5-я единица - "Нью Гемпшир" была построена всего за ПОЛТОРА ГОДА! Выдающийся результат для столь сложной и совершенной системы вооружения.

188. Красный дракон II LJVirginia.jpg

Однако, несмотря на казалось бы все лучшее и лучшее освоение корабля в серии, с тех пор подобный результат так и небыл больше достигнут. Лишь трижды удалось выйти из двух лет, причем дважды совсем немного. Но и такие показатели в последний раз достигались 10 лет назад. Из последних же четырех вступивших в строй лодок две строились около четырех лет, а одна почти подошла к пяти! И строящиеся в данный момент лодки этой серии врядли смогут исправить эту тенденцию, а скорее и усугубят её.

Ещё интереснее ситуация с эсминцами. Вот диаграмма, отображающая сроки постройки "Арли Бёрков". Как мы видим естественная тенденция, направленная на снижение сроков строительства по мере освоения корабля в серии, отчетливо заметная первые годы, постепенно сошла на нет, а последние эсминцы, особенно после перерыва, строятся по американским меркам очень долго. Причем на сроки строительства мало влияет внедрение очередной модификации. За исключением последней, связанной с перерывом в потройке.

188. Красный дракон II LJAburke.jpg

Мало того, что строительство эсминцев после перезапуска не клеится, ситуация со временем не улучшается, а становится всё хуже. Единственный уложившийся в три года - "Рафаэль Перальта". 4 из построенных 8 единиц значительно превзошли три года при средней продолжительности постройки предыдущих серий (Flight I, II и IIA) 984 дня или 2 года и 8 месяцев. И наконец сроки постройки двух последних единиц - "Дилберт Д. Блэк" и "Фрэнк И. Петерсен мл." превысили 4 и 5 лет соответственно.

Кстати, если уж у американцев возникли такие трудности с возобновлением производства после всего то пятилетнего перерыва, во время которого в стране не происходило никаких видимых катаклизмов, то что тогда говорить о РФ? Которая пытается наладить строительство современных боевых единиц спустя десятилетия, в условиях нарушения кооперации, социальных потрясений и так далее.

Но это такое, вернемся к нашей теме. А вернее подведем итоги. На данный момент, благодаря огромному заделу, созданному американцами в годы холодной войны, США все еще имеет наиболее сильный флот.

188. Красный дракон II LJFinalRatio.jpg

Даже по надводным кораблям Китай пока не вышел на объемы судостроения США образца конца Холодной войны. Хотя и приблизился к этому вплотную и на отрезке 2020-24, вероятно превзойдет показатели США образца 1990-94. Беда в том, что сами американцы пока крайне далеки от того, чтобы повторить свои былые достижения. Учитывая увеличение сроков строительства им будет затруднительно даже поддерживать нынешние, весьма скромные темпы. Это что касается надводных кораблей.

С другой стороны, американцы удерживают лидерство по подводным силам. Причём как по количественным показателям, так и очень серьёзное по качественным. Хотя и здесь давление Китая очевидно и оно нарастает. При сохранении обозначившихся в последние годы тенденций, которые мы правильно оценили в 2017-м, и которые не изменились за прошедшие годы, хотя американцы очевидно и пытаются реагировать на возникшую угрозу, США все больше рискуют утратить господство на море в ближайшие десятилетия.

Китай со своей стороны, рвется вперед по всем направлениям. Не только по боевым надводным кораблям общего назначения, но и по подводным лодкам. Если эта статья вызовет должный интерес, мы вскоре вернемся к этой теме, посмотрев на ситуацию с авианосцами и амфибийными силами.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Грустно по утрам валяются сердечки из воздушных шариков. Очередная свадьба "пела и плясала". А поют и пляшут они у нас сейчас в режиме нон-стоп. Вот сейчас гуляют, а завтра все это "раздутое" великолепие на помойку... Самса в изложении Майи ...
Напомним, ровно 6 лет назад, 10 апреля 2010 года, неподалеку от военного аэродрома под Смоленском (Россия) разбился самолет Ту-154М с польским президентом Лехом Качиньским и рядом других высокопоставленных представителей польской власти. В результате катастрофы погибли все 96 человек, ...
Ребенок, 1,7, второй день отказывается от еды. Не то чтобы раньше она была едоком хоть куда, а тут совсем объявила голодовку. После дневного сна жестами показывает, что такая голодная, такая голодная, ставлю еду перед ней - идет в отказ. Пробовала предлагать взрослую вилку - неть. ...
ахрененно этим летом по работе. Улетел 29-го в Душанбе. Съёмки там и на Памире. Стартанули вчера Если кто не знает, такую тарелку готовят перед началом съёмки первого кадра/первого дубля, и ебошат о штатив кинокамеры (ну типа как бутылку об корабль, в добрый путь), осколки разбирают ...
Как утверждали некие биографы, известный масон И.В.Лопухин «являлся всегда защитником слабых и угнетенных, руководясь чувствами правды, христианской любви и сострадания к ближним». Однако не прошло года со времени вмешательства Лопухина в ...