рейтинг блогов

168. Были ли "Новики" лучшими в мире? Часть 2

топ 100 блогов oldadmiral28.12.2021 168. Были ли Новики лучшими в мире? Часть 2 LJTitleEM.jpg
За что уж точно приходится если и не краснеть, то по крайней мере выслушивать претензии, так это скорость хода. Изначально "Новик" планировался скоростным кораблем и собственно таковым и был, достигнув 21 августа 1913 года скорости 37,3 узла. Рекордный на то время показатель для такого крупного корабля. Но производство такого на тот момент чуда техники как турбины только разворачивалось в России, поэтому для "Новика" их заказали в Германии.

Понятно, что в условиях начавшейся войны обеспечить ими все эсминцы этого типа было невозможно. Поэтому для серийных кораблей пришлось собирать машины можно сказать с миру по нитке. Вопреки широко распространенному заблуждению подавляющее большинство турбин изготавливалось в России. Как правило заводами - строителями кораблей. Лишь 7 из 36 вступивших в строй кораблей имели импортные турбины и только один - головной "Новик" импортные котлы.

Но при этом мощность механизмов серийных кораблей далеко недотягивала до головного. Будучи, как правило, в диапазоне от 20 до 30 тысяч л.с. Поэтому по своим скоростным характеристикам "Новики" выглядели довольно скромно. Вполне на уровне конкурентов в начале. Но к концу войны они стали отставать от новых кораблей этого класса. И за это их часто критикуют отечественные авторы.

https://youtu.be/686_7Zh2hXU



И совершенно напрасно. Не выдающиеся скоростные характеристики "Новиков" не являлись проблемой, поскольку они были сильнее любого зарубежного эскадренного миноносца. И спокойно могли решать свои задачи, не опасаясь более скоростных кораблей.

Что касается тех единиц, которые были сильнее - легких крейсеров, например, то там ситуация была следующая. В этой таблице самые современные типы легких крейсеров, участвовавших в Первой мировой войне отсортированы по скорости хода.

168. Были ли Новики лучшими в мире? Часть 2 LJSpeedTable.jpg

Как вы видите 30 узлов смогли превысить только крейсера типа "Хаукинс", вступившие в строй уже после окончания войны. Знаменитые тем, что они настолько выделялись по своим данным, что их характеристики стали основой для ограничения параметров класса крейсеров, согласно Вашингтонского договора. И термин "вашингтонские крейсера", таким образом по максимальному водоизмещению и калибру артиллерии ориентируется именно на эти корабли.

168. Были ли Новики лучшими в мире? Часть 2 LJRaleigh.jpg
HMS Raleigh. Фактически первый "тяжелый крейсер" в мире.

На этом фоне "Новики" выглядят вполне солидно. Самый медленный представитель класса - "Занте" показал на испытаниях скорость 27,5 узлов. Но это произошло в 1923 году и такая скорость была скорее результатом ситуации в промышленности, чем отражала объективные характеристики эсминцев этого класса.

Из остальных же лишь пять единиц не превысили 30 узлов. Из этих пяти, кстати, 3 несли импортные турбины. "Счастливый" развил 28,2 узла, "Каперанг Миклуха Маклай" 28,8, "Пылкий" 28,9, "Поспешный" 29,1 и "Быстрый" - 29,5. Лишь 3 из этих 5 имели бы проблемы только с новейшими английскими крейсерами типов "C" и "D". Ни один из немецких, не говоря уж об Австро-Венгерских крейсеров их не догонял.

Весьма показательный в этом отношении эпизод случился 21 сентября 1915 года. Самый медленный из воевавших в Великую войну "Новиков" - "Счастливый" в этот день патрулировал Угольный район Зонгулдак. Около 14:00 были обнаружены дымы. Сблизившись на дистанцию 85 кабельтовых противник был опознан как линейный крейсер "Гебен". Формально, имея ход 28,5 узлов, "Гебен" несколько превосходил "Счастливого". Ситуация осложнялась тем, что огонь немцев был настолько точным, что нашим эсминцам периодически приходилось менять курс, чтобы сбить пристрелку.

168. Были ли Новики лучшими в мире? Часть 2 LJGoeben1.jpg
SMS Goeben на полном ходу.

Тем не менее "Счастливый" показав на испытаниях только 28,2 узла развил во время этого преследования больше 30 узлов. Ход русского отряда ограничивал получивший повреждения "Гневный". И этот ход был 29 узлов. После более, чем часовой погони в 15:15 "Гебен" прекратил стрельбу и ушел. То есть скорость русских эскадренных миноносцев на испытаниях, имевших в военное время целью скорее проверку механизмов, чем стремление любой ценой выжать максимальные показатели, надо рассматривать как ориентировочную.

У большинства же, тридцати единиц, она привысила 30 узлов. В том числе у 19 из них оказалась больше 31 и пяти - 32 узлов. Ну про скорость головного корабля и так понятно.

Таким образом по своим скоростным возможностям "Новики" вполне удовлетворяли классическому правилу - быть сильнее более быстрых и быстрее более сильных. Что обеспечивало их боевую устойчивость. Лишь в самом конце войны а в основном после ее завершения начали вступать в строй более сильные и быстрые единицы. Такие как английские лидеры типов "Шэкспир" и "Скотт" и немецкие S113.

Конечно в силу этого обстоятельства можно было бы посетовать, что "Новики" не имели из за недостаточных скоростных данных, перспектив и быстро бы устарели после войны. Но они активно использовались советским флотом и во время Второй мировой. И никаких особых нареканий в их адрес за недостаточную скорость хода слышать не приходится.

Скорость это наиболее раздутый параметр, которому уделяется огромное значение в целях пропаганды и в мирное время. Но он отходит на второй план в условиях реальных боевых действий. Например итальянская школа кораблестроения традиционно уделяла скорости огромное значение. Но какое тактическое преимущество получили благодаря этому итальянцы? Кто-нибудь знает?

Если это превосходство в скорости вообще у них было в реальных, боевых условиях. Потому, что скорость на испытаниях это одно. А скорость в бою корабля, загруженного реальным запасом топлива, боеприпасами и так далее это совсем другое. Например "скоростные" тяжелые крейсера итальянцев - "Тренто" и "Триест", показавшие на испытаниях очень высокую для этого класса скорость более 35,5 узлов во время Второй мировой оказались не в состоянии в реальных условиях длительное время поддерживать ход более 30-31 узлов. Что смотрелось не здорово даже на фоне обладавших на бумаге весьма скромной скоростью английских крейсеров.

Не намного оторвался и "Больцано", показавший на испытаниях рекордные 36,8 узлов. Ставка на скорость вообще мало кого доводила до добра. Прозвище, которое "Больцано" имел в итальянском флоте - "великолепно выполненная ошибка".

168. Были ли Новики лучшими в мире? Часть 2 LJBolzano.jpg
Великолепно выполненная ошибка - "Больцано".

То же касается и класса эсминцев. Какие подвиги совершили, пользуясь своей скоростью французские лидеры во время Второй мировой? Например "Фантаски", один из которых "Ле Террибль" установил рекорд скорости для боевых кораблей основных классов, превысив 45 узлов? Не знаю.

168. Были ли Новики лучшими в мире? Часть 2 LJTriomphant.jpg
Лидер "Ле Триомфан" класса "Фантаск".

Конечно скорость "Новиков" не является аргументом в пользу того, чтобы считать их лучшими в мире. Но и критическим недостатком не позволяющим это делать уж точно быть не может.

Итак мы разобрали три важнейших компонента эскадренных миноносцев - артиллерийское и торпедное вооружение, а так же скорость. Значит ли это, что можно постепенно переходить к подведению итогов? Нет, не значит. Мы оставили на сладкое еще кое-что очень важное.

Русские кораблестроители после Русско-японской войны и в частности гибели новейших броненосцев в Цусимском бою очень трепетно относились к проблеме отстойчивости. В силу этого "Новики" получились достаточно неказистыми. Их внешний вид не впечатляет. Архаичные 3 (на "Новике" аж 4) невысоких трубы, неразвитые надстройки. Нелепое по меркам Второй мировой одноярусное расположение артиллерии. Красавцами их никак не назовешь.

168. Были ли Новики лучшими в мире? Часть 2 LJVictor.jpg
Эскадренный миноносец "Победитель".

Но, как известно, недостатки часто являются продолжением достоинств. И наоборот. Неказистый внешний вид к делу не подошьешь. А вот низкий центр тяжести и хорошая отстойчивость, наряду с очень прочным корпусом, сделанным в своих критических элементах из стали высокого сопротивления, и изначально рассчитанным на эти нагрузки, позволили "Новикам" принимать исключительно большое количество мин. 50 на головном, до 80 штук на серийных кораблях, а на "ушаковской" серии до 120! Что делало их прекрасными минными заградителями.

Кто-то может сказать, подумаешь, в качестве минных заградителей преспокойно себе использовали старые транспорты, паромы и вообще все, что может держаться на плаву и перевозить хоть какой то груз. Причем такие импровизированные заградители принимали по несколько сотен мин. Все верно.

168. Были ли Новики лучшими в мире? Часть 2 LJNusret.jpg
Типа "минный заградитель" "Нусрет" ВМФ Турции. Смешной внешний вид и скорость 12 узлов не помешали ему потопить 3 союзных броненосца, а еще один линейный крейсер и броненосец тяжело повредить!

Но дело в том, что как и в любом другом виде боевых действий, в минной войне существуют как оборонительные, так и наступательные действия. И соответственно наступательные и оборонительные минные заграждения. Оборонительные как правило выставляются в водах, которые вы уверено контролируете и служат, понятное дело, оборонительным целям. Например прикрывают подходы к вашим базам. Их, естественно, могут выставлять любые минные заградители, хоть баржи.

Но существуют и наступательные или как их иногда называют - активные минные заграждения. Их скрытно выставляют уже на подходе к вражеским базам, маршрутах его движения и так далее. Ярким образцом наступательной минной войны служит потопление минным заградителем "Амур" двух японских броненосцев 1 мая 1904 года.

Такие заграждения выставляются как правило в водах, контролируемых неприятелем или в лучшем случае спорных водах. Тихоходную лайбу туда не пошлешь. Кроме того операция должна быть скрытной. Весь смысл заграждения будет потерян, если противнику станет известно о ваших действиях. Заграждение нанесут на карту и станут обходить этот район. Все это диктует необходимость высокой скорости хода заградителя. Так как ему не только необходимо будет уклониться от боя, в случае встречи с превосходящими силами неприятеля, но и быстро выдвинуться, быстро выставить мины и незаметно покинуть район возможного обнаружения. Часто на все это отводится лишь одна ночь.

Таким образом возможность использовать "Новики" в качестве быстроходных минных заградителей была важным козырем в руках русского командования. А по количеству, кстати, например лучших в мире мин образца 1912 года, наши эсминцы намного опережали всех своих современников.

В целом очень удачные и достаточно крупные австрийские "Татры" могли принимать лишь 12 мин. Германские эсминцы 24. Британские 40, но только при условии демонтажа кормового орудия и торпедного аппарата. И только последние, самые сильные британские эсминцы класса V/W, которые в большинстве вступили в строй уже после войны могли принимать 60 мин вместо торпедного аппарата, то есть лишаясь половины торепедного залпа. Лишь две единицы британского флота - лидеры типа "Лайтфут" - "Эбдиел" и "Гэбриел" были переоборудованы в 1915 и 1918 году в быстроходные минные заградители с возможностью принимать 66 и 80 мин соответственно. Ценой за это стало уменьшение главного калибра до двух, и даже до одного орудия.

Крупные американские эсминцы - "флэшдекеры", столь сильно превосходившие всех своих одноклассников по мощи торпедного залпа, вообще не несли мин. Когда война сделала очевидным этот недостаток американцы задумались о переобороудовании части этих кораблей в минные заградители. Ценой снятия двух торпедных аппаратов планировалось обеспечить прием 80 мин. Но реально переоборудование 14 единиц было проведено лишь после войны - в 1920 году. Причем торпедные аппараты удалось сохранить.

Лишь три итальянских лидера класса "Мирабелло", полным водоизмещением боле 2 тысяч тонн ценой очень сильного ослабления торпедного вооружения - до 4 торпедных труб калибра 450 миллиметров, что выглядит совершенно несоразмерным водоизмещению этих кораблей, могли соперничать с "новиками" по минному вооружению. Они могли брать на борт до 100 мин, а "Аугусто Риботи" даже 120!

В целом же на фоне современников минное вооружение русских эсминцев выглядит исключительно сильным. Кроме того, что мин они брали много, "новики" не теряли при этом своих мореходных качеств даже при полной загрузке.

И здесь русские конструкторы попали в яблочко. Минное вооружение оказалось, в отличии от торпедного, крайне востребовано войной. И именно ему русский флот в целом и "Новики" в частности обязаны большинством своих побед. Если тот же уже упоминавшийся мной бой "Новика"17 августа 1915 года что называется "на слуху", то о куда более значимых успехах, достигнутых им же с помощью минного оружия известно гораздо меньше.

А между тем "Новик" самостоятельно ходил, например, в Данцигскую бухту, где скрытно осуществлял минные постановки. Только на выставленных лишь одним этим эсминцем заграждениях подорвались эсминец S149, тральщик, пароходы "Бреслау" и "Латона", а так же на поставленном совместно с "Победителем" и "Забиякой" - крейсер "Бремен".

Русские показали себя настоящими мастерами минной войны. Наши мины были лучшими в мире и, например, закупались Англией. Именно в России первыми осознали необходимость наличия в составе флота специализированных тральщиков и приступили к их постройке. В этом же ряду и требования к оснащению "Новиков" сильным минным вооружением. И такое внимание приносило свои результаты.

В это трудно поверить, но война на Балтике, хотя и не сопровождавшаяся большими сражениями крупных артиллерийских кораблей, стоила немцам тяжелых потерь, вполне сопоставимых с таковыми в Северном море! Например в эту таблицу сведены потери самого воюющего класса надводных кораблей - эскадренных миноносцев, которые германский флот понес в 1914-16 гг., разбитые по театрам военных действий.

168. Были ли Новики лучшими в мире? Часть 2 LJGerDDLoss.jpg

Как мы видим, в противостоянии с "Ройал Нэви" немцы за этот период лишились 22 единиц. А на Балтике 16! Еще интереснее сравнить водоизмещение и возраст этих кораблей. Англичане потопили эсминцев общим водоизмещением 15,213 тонн. А их средний возраст постройки был 1909 год и 5 месяцев. А русские отправили на дно вражеских эсминцев на 15,260 тонн! Даже больше англичан! И при этом они были значительно новее - средняя дата ввода в строй 1912 год и 1 месяц.

И подавляющая доля в этом успехе приходится именно на минное оружие. Причем мы упомянули только потерянные корабли и только эсминцы. Не вошли в нее уже упоминавшийся "Бремен" и броненосный "Фридрих Карл". А сколько получали повреждения? Включая новейший и сильнейший германский линкор "Байерн".

Примерно такая же картина наблюдалась и на Черном море. Линейный крейсер "Гебен", выходя из Босфора подорвался на двух русских минах в декабре 1914 года, а турецкий крейсер "Меджидие" после подрыва на мине стал трофеем русских моряков!

Мы не будем сейчас останавливаться на боевых действиях "Новиков" более подробно, так как это заняло бы слишком много времени и передача растянулась бы до неподъемных размеров. В истории кораблестроения часто бывает так, что даже выдающиеся единицы, шедевры инженерной мысли, в силу тех или иных причин не могут проявить себя в бою. По не зависящим от степени их совершенства причинам. Линкор "Ямато", например. Но это явно не относится к "Новикам". Которые на всех театрах проявили себя блестяще. И нанесли противнику значительный урон.

Русскому флоту часто пеняют, что он не уничтожил своего главного противника на Черном море - линейный крейсер "Гебен". Но в результате блокады угольных копей в районе Зонгулдака, проводившихся в том числе силами черноморских "Новиков", подвоз угля в Стамбул практически прекратился. В результате чего со второй половины 1915 года "Гебен" стал выходить в Черное море очень редко, а в 1917-м эти выходы и вовсе прекратились. То есть задача нейтрализации немецкого линейного крейсера была решена другим способом.

Вполне достойно "Новики" смотрелись и во время Второй мировой. Вот что по этому поводу пишет Александр Чернышев, автор книги "Новики". Лучшие эсминцы Русского Императорского флота:

После того как "новики" в 1940-е гг. были вооружены современными зенитными орудиями, гидроаккустическими и радиолокационными станциями, они почти не уступали по боевым качествам новым эсминцам проектов 7 и 7У, а по мореходности даже превосходили их.

При этом добившись прекрасных результатов, вполне сопоставимых с результатами английского флота, львиная доля в достижении которых принадлежала "Новикам", они обладали прекрасной живучестью и практически не понесли потерь. За всю Первую мировую, при том, что эсминцы были во всех флотах фактически расходным материалом, из 30 единиц была потеряна лишь одна. И то уже накануне октябрьских событий, во время Моонзундского сражения.

Высокая живучесть "новиков" неоднократно проверялась в боевой обстановке. Так, "Забияка", "Летун" и "Орфей" (БФ), "Беспокойный (ЧФ), во время Первой мировой войны подрывались на минах противника и получали серьезные повреждения, но остались на плаву и были отбуксированы в свои базы. Причем "Забияка" и "Беспокойный" после ремонта вошли в строй. Восстановлению двух других помешали события октября 1917 г.

Тяжело поврежденный в Моонзундском сражении "Гром", получивший попадание 305-мм снаряда и множество 88-мм, более двух часов оставался на плаву и затонул только после того, как был покинут своим экипажем и получил несколько снарядов в подводную часть с КЛ "Храбрый".

Подорвавшийся на мине при Таллинском переходе "Калинин" (б. "Прямислав") получил критические повреждения, но более часа держался на поверхности. Конечно, во всех случаях большое значение играли выучка и мастерство экипажей.


Таким образом у нас не остается другого выхода, кроме как признать - "Новики" действительно были лучшими эсминцами в мире на протяжении практически всей Великой войны. Безо всяких натяжек и преувеличений. Это вытекает из их технических характеристик и подтверждается ходом боевых действий. Никакого сомнения тут быть не может. Ответ на вопрос передачи - безусловно да!

Единственное, с чем нельзя согласиться, так это с тем, что "Новики" стали примером для всеобщего подражания и образцом для последующих эсминцев во всем мире. Основные события морской войны разыгрывались в противостоянии в Северном море. Класс эсминцев совершенствовался исходя из уроков именно этой борьбы. А конкретно эталоном для послевоенного развития этого вида кораблей стал английский тип V/W. С высоким, продолжительным полубаком, двухъярусной надстройкой и линейно-возвышенным размещением артиллерии ГК.

168. Были ли Новики лучшими в мире? Часть 2 LJVampire.jpg
Эскадренный миноносец "Вампир" класса V/W.

"Новики", конечно, оставили в развитии своего класса заметный след, но роли, хоть сколько-нибудь сопоставимой с ролью "Дредноута" в истории кораблестроения не сыграли. Что никоим образом не может поколебать вывод о том, что они были лучшими в мире.

Кстати забавный факт. Готовясь к Босфорской десантной операции, русское командование искало возможность всячески усилить действенность огня флота по обороне турок, в том числе и в первую очередь по береговым укреплениям. Казалось бы черноморские "Новики", с их тремя 102-мм орудиями не в состоянии сыграть здесь заметную роль. С другой стороны новейшие корабли с дальнобойной артиллерией и малоуязвимые в силу небольших размеров и высокой скорости от ответного огня весьма соблазнительно было бы задействовать. Поэтому в 1917 году специально для Черноморского флота было снаряжено 4 тысячи химических снарядов. Так что "Новик" можно с полным на то основанием назвать носителем оружия массового поражения.

В наследство от Советского Союза нам досталась бережно выпестованная агитаторами точка зрения, что царская власть полностью себя изжила, была несостоятельна во всех важнейших областях, никакой популярностью в стране не пользовалась и ее падение было лишь вопросом времени. Сегодняшняя история показывает нам крайнюю несостоятельность такой точки зрения. И дело не только в том, что Россия оказалась в состоянии создать лучший в мире эскадренный миноносец и быстро воспроизвести достаточно крупной серией, невзирая в том числе и на условия военного времени.

168. Были ли Новики лучшими в мире? Часть 2 LJNikolay.jpg
Николай II осматривает "Новик". Нравится.

История "Новика" началась в ночь на 27 января 1904 года, когда первая торпеда японского миноносца поразила крейсер "Паллада". Потрясенное этим нападением, русское общество оказалось в состоянии всего за год добровольно собрать на усиление флота сумму, исчисляющуюся 13,275 тыс. руб. На наши деньги это будет 25 милиардов!

Благодаря этим средствам оказалось возможным построить 18 эскадренных миноносцев и 4 подводные лодки. Вот такая поддержка была у действующей власти. Ну и платежная способность населения тоже. При этом после всех расчётов оказалось, что на счетах осталось еще около двух миллионов рублей! На эти средства и решено было спроектировать и построить принципиально новый эсминец для Балтийского флота. Которым и стал "Новик". Не только надолго лучший корабль своего класса в мире, но и в своем роде памятник патриотизму русских людей.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Дорогие мои россиянки! ТАК вы уже не будете выглядеть никогда! МОСКВА, 1 июля. В России и странах Таможенного союза с 1 июля запрещено производить и продавать нижнее белье из синтетических тканей. В частности, под запрет попали трусы и бюстгальтеры из кружев . Ранее экспертное сообщ ...
С каждым годом в нашей стране человеческая жизнь стоит всё дешевле и дешевле. Так было после 1918 года, к этому мы подходим и сейчас. При Советской власти убийство или просто смерть в чрезвычайных ситуациях (войны не в счёт) считались особым ...
Стихов сегодня не будет. Не в стихах же описывать такую, например, ситуацию. Моя жена Ирина Лукьянова, прозаик и журналист, напечатала в «Новой газете» статью о современной доносительской практике, а Захар Прилепин на нее ответил . Возражать Захару Прилепину бессмысленно и ...
Я ранее уже упоминал то, что мобилизация террористов, объявленная Захарченко, в действительности не более чем прикрытие очередной массовой переброски контингента ВС РФ на оккупированный Донбасс. Это обусловлено не только тем, что террористы ДНР физически не смогут завербовать в свои ряды ...
В Госдуму внесли очередной своеобразный законопроект. Президент Ассоциации предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти» Рахман Янсуков представил инициативу, согласно которой детям чиновников нужно запретить учиться за рубежом . А то ведь жизнь там полна непредсказуемых ...