14 ГИАП, 1943й...


Естественно, что первым делом был найден ЖБД полка за 1943 год и началась скучная бухгалтерская работа по выверке номеров, и вот тут ждал сюрприз №1 – не смотря на наличие столбца «Тип и № машины», до записи о третьем за день групповом вылете 8 апреля 1943 года в нём проставлялся только тип машины, а бортовой номер вписывался исключительно для машины, на которой вылетал комполка Галицын и то не всегда. Сюрприз №2 – исходя из анализа записей, после появления в них с 8 апреля номеров самолетов, четкого закрепления машин за летчиками, вплоть до уровня комэсков, не существовало и только управление полка летало на одних и тех же двух-трёх машинах. Отсюда было сделано допущение, что на бортовом «8» в основном летал штурман полка Филиповский Михаил Анисимович, а в марте 1943го он летал очень интенсивно, он же стоит на крыле машины на фото в капонире, и на ней же он был сбит 19го марта, в третьем за день вылете. Этот вывод подтверждается и тем фактом, что вплоть до конца ноября месяца(дальше не смотрел, в выборе временных границ поиска ориентировался на дату гибели Тараненко) машина с бортовым «8» в ЖБД не фигурирует, хотя близкие по цифровому диапазону 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10(о нем далее) и 12 появляются регулярно.
Филиповский попал в плен, последовательно прошел Stalag Luft II в Лодзи(Лицманштадт), Stalag Luft VI в Хайдекруг в Восточной Пруссии, и в январе 1945го был отправлен в Бухенвальд, где и встретил окончание войны. Репатриировался, прошел проверку и в 1946м уволен в запас.
Лирическое отступление 1. ЖБД полка за 1943 и 1944 годы заполнялись, судя по почерку, одним и тем же человеком. О появлении в нем номеров машин в только в апреле 1943го я упомянул, теперь о 1944м. В первые две недели января 1944го полк боевой работы не вёл, а с её началом, 14 числа, в записях …. опять пропали номера машин, вылетавших на боевые вылеты!!! И таким же чудесным образом, через пару дней, начиная с второго группового вылета 17 января, порядок внесения записей о боевых вылетах восстановился.

Судя по происходящему на следующем фото - идет занятие по штурманской подготовке, логично, что проводить его должен штурман полка. И вот здесь внимательный взгляд на личный состав выявляет интересную закономерность –«учащиеся»(кроме крайнего справа) имеют в качестве головного убора довоенные синие пилотки комначсостава ВВС, многие носят довоенные синие шаровары с голубыми кантами, и все удостоены медали «За оборону Ленинграда», т.е. они ими награждены по приказу командира части за активное участие в обороне Ленинграда, плюс расположена она на левой стороне груди, т.е. снимок сделан после 21 июня 1943 года, когда по приказу НКО, изданному во исполнение Указа ПВС СССР от 19 июня , все награды на колодках переехали влево, а «звезды» - вправо. А вот у штурмана и форма попроще, и медали нет, т.е. это не может быть Мочалов Василий Кузьмич, сменивший на этой должности пропавшего в марте Филипповского – медаль у него была, но он погиб в вылете 9 июня, т.е. носил он её по старым правилам, да и награжден был «Красным Знаменем», а не «Красной Звездой». Поэтому листаем ЖБД дальше и видим, что 1 августа комполка вывозит на УТИ-4 лейтенанта Тараненко Михаила Ивановича – выходца из 721го ИАП Брянского фронта, одержавший во время службы в нем 4 победы. 4го, уже на должности штурмана, он совершает несколько учебно-тренировочных полетов и далее входит в строй. Курсантская фотография на Памяти народа и факт награждения на это время единственной «Красной Звездой» подтверждают – руководит занятиями на фото именно он.

Лирическое отступление 2. Не смотря на то, что элементы довоенной формы, снятой со снабжения в 1940м и выданные личному составу из «запасов из наличия» со складов в Ленинграде, и медали «За оборону…» характеризуют летчиков как ветеранов этого участка фронта, у многих из них отсутствует знак «Гвардия»(в т.ч. у Тараненко). Данная особенность прослеживается и в ЖБД – часть званий летного состава записана с приставкой «гвардии», а часть нет, т.е. личный состав, не смотря на службу в гвардейском полку, гвардейцами, со всеми вытекающими привилегиями, ещё не являются. Тараненко в последний свой вылет 7 ноября 1943го ушел гвардии лейтенантом, получив право на это звание в сентябре, примерно тогда же гвардейцем стал летающий замполит полка И.И. Кравченко, пришедший на эту должность в июне 1943го из 192 ИАПа через курсы усовершенствования при ВВА, а некоторые так и ушли в бессмертие «негвардейскими» гвардейцами 14 гвардейского Ленинградского ордена Красного Знамени истребительного авиационного полка им. А.А.Жданова …

После предшествующей работы с ЖБД атрибуция этого фото была самой быстрой – по журналу на этой машине летало управление, причём в основном это был комполка. Так как к интервью дочери Георгия Михайловича, данному ей О.Корытову и А.Чиркину лет пятнадцать назад и размещенному на airforce.ru, прилагалось большое количество его фото, то и подтверждение личности комполка, стоящего на крыле, не заняло много времени.
Это не посадка на лес – бортовой «10», управляемый командиром 1 АЭ гв. капитаном Александром Андреевичем Барановым, был подбит истребителями противника 30 июля 1943 года во время сопровождения пары Пе-2 в район Тосно. Пилот получил тяжелое ранение, но дотянул до переднего края и покинул машину с парашютом. Вернулся в полк осенью, с 10 ноября вступил в должность штурмана полка, войну закончил помощником командира полка по ВСС.

Лирическое отступление 3. В 1 АЭ заместителем А.А. Баранова до его ранения и его преемником после был Иван Дмитриевич Баранов(на фото авторства Трахмана он М.Д.) и летал он, в основном, на Як-1Б бортовой … «100».
|
</> |