рейтинг блогов

105 лет назад. Пломбированный вагон

топ 100 блогов foto_history17.04.2022 105 лет назад. Пломбированный вагон

В ночь с 3 на 4 апреля (с 16 на 17-е по современному стилю) 1917 года в революционный Петроград, на Финляндский вокзал прибыл Владимир Ильич Ульянов-Ленин. Прибыл, совершив путешествие через Германию в знаменитом «пломбированном вагоне». Который никаким пломбированным на самом деле не был — в том смысле, что не висело на нём никакой болтающейся пломбы или печати. В него можно было физически заходить и выходить. Например, один из путешественников этого вагона, Карл Радек, вспоминал: «Во Франкфурте... к нам ворвались германские солдаты, услыхавшие о том, что проезжают русские революционеры, стоящие за мир. Всякий из них держал в обеих руках по кувшину пива. Они набросились на нас с неслыханной жадностью, допрашивая, будет ли мир, и когда. Это настроение солдат сказало нам о положении больше, чем это было полезно для германского правительства».
Тогда откуда же взялось выражение «пломбированный»? А просто вагон считался таковым в том смысле, что его пассажиры ни с кем не должны были общаться из германских деятелей. Почему? Да потому, что это могло дискредитировать их у себя на родине, и даже повлечь их арест. Тем не менее попытки предпринимались.
В вагон зашли германские социал-демократы — сторонники победы своей страны. Они хотели поговорить с «товарищем Лениным». Такой разговор мог опорочить его окончательно, и он попросил передать им, что если они только сунутся к русским пассажирам, то получат в ответ оскорбление действием. Пришлось германским оборонцам коротать время до следующей остановки в отдельном купе в компании маленького ребёнка, четырёхлетнего Роберта, который тоже ехал в поезде и единственный не погнушался с ними пообщаться...
Неутомимый шутник Карл Радек скрашивал поездку своими анекдотами. Позднее он писал: «Ильич всю дорогу работал. Читал, записывал в тетрадки, но, кроме того, занимался и организационной работой. Это дело очень деликатное, но я его всё-таки расскажу. Шла постоянная борьба между курящими и некурящими из-за одного помещения в вагоне. В купе мы не курили из-за маленького Роберта и Ильича, который страдал от курения. Поэтому курящие пытались устроить салон для куренья в месте, служащем обыкновенно для других целей. Около этого места поэтому происходило беспрерывное скопление народа и перепалки. Тогда Ильич порезал бумагу и раздал пропуска. На три ордера одной категории, на три билета категории А, предназначенных для законно пользующихся оным помещением, следовал 1 билет для курящих. Это вызывало споры о том, какие потребности человеческие имеют большую ценность, и мы очень жалели, что не было с нами тов. Бухарина, специалиста по теории Бем-Баверка о предельной полезности».
Так, по замечанию Л. Троцкого, в Россию был переброшен «груз необычайной взрывчатой силы». Троцкий добавлял: «Если бы Ленин с группой товарищей и, главное, со своим деянием и авторитетом не прибыл в начале апреля в Петроград, то Октябрьской революции... той революции, которая произошла 25 октября старого стиля — не было бы на свете».

105 лет назад. Пломбированный вагон
Михаил Соколов (1875—1953). Приезд Ленина в Петроград в апреле 1917 года.

А как восприняли путешествие Ленина противники большевиков? Либеральный журнал «Новый Сатирикон» прокомментировал это событие со всем ядом, на какой только был способен.
Карикатура Ре-Ми в 15-м апрельском номере «Нового Сатирикона» под заголовком «Всё совершенствуется» состояла из двух рисунков. Первый изображал античных воинов, забирающихся в чрево легендарного троянского коня:

105 лет назад. Пломбированный вагон
«Раньше «троянский конь» изготовлялся в виде деревянной лошади, в которую засовывали нескольких воинов и, бросив это нехитрое сооружение у неприятельских городских стен, выжидали, пока осаждённые враги сами втянут к себе в город загадочного коня».

Второй рисунок изображал железнодорожный вагон, в который по ковровой дорожке, усыпанной цветами, шествует Ленин. Вокруг — восторженно приветствующие его немецкие бюргеры, у вагонных дверей, вытянувшись в струнку и отдавая честь, стоит военный в кайзеровском шлеме и с саблей на боку.

105 лет назад. Пломбированный вагон
«Теперь «троянский конь» делается германцами в виде поезда, начинённого Лениным. Поезд подвозится к самой русской границе, — последующее (смотри в античном мифе о Троянской войне) — всё делается, как по-писанному».

Такое же море злой иронии мы находим в фельетоне «Дар данайцев» сатирика Волка (он же Аркадий Аверченко, на тот момент редактор «Нового Сатирикона») в том же 15-м номере журнала. Текст фельетона:

«Кайзер поднял усталые глаза на запыхавшегося адъютанта и удивленно спросил:
— Что такое случилось, что вы вбегаете без доклада и дышите, как опоенная лошадь.
— Поздравляю, ваше величество! Ленин едет в Россию!
— Быть не может! Молодец Пляттер! [вероятно, имеется в виду Платтен. — А.М.]. Только нужно дать приказ нашим подводным лодкам... Чтобы они не вздумали сдуру потопить тот пароход, на котором поедет Ленин.
— Я вас обрадую еще больше! Он едет в Россию сухим путем!
— ?!!??
— Через Германию!
Вильгельм взял карандаш, прикусил его зубами и смог произнести только одно слово:
— Од... нако!
— Да-с. Хи-хи.
— Только вы уж озаботьтесь, чтобы он проехал, как король — со всеми удобствами.
— Ещё бы! Такой человек едет в Россию!!

* * *

— Пожалуйте, герр Ленин. Поезд уже подан, герр Ленин! Осторожнее, тут ступенька, герр Ленин!
— Эх, хорошо, если бы мне нашлось спальное местечко...
— Спальное местечко?! Вы нас, право, обижаете, герр Ленин! Целое купе к вашим услугам! Да что купе — целый вагон!! Поезд целый вам даём — вот что-с.
— Странно, — прошептал польщённый Ленин. — И об этих людях говорят, как об «озверевших тевтонах». Да я не встречал более милого обязательного народа!

* * *

— Эй, ты там, начальник станции! Пропусти поскорее поезд с господином Лениным!
— Господа! Сейчас не могу. Я раньше должен пустить воинский поезд с резервами.
— Наплевать! Ленин нам важнее твоих резервов. Вези! Тут что — подъём? Давай ещё один паровоз — скорее довезём. Вам не дует, герр Ленин? Может, покушать чего хотите, милый, достолюбезный герр Ленин. Пиво есть хорошее. Дорогу Ленину! Эй, вы там!!
— Послушайте, — нерешительно сказал Ленин. — А ваши немцы меня не укокошат? Всё-таки, я русский.
— Вас?! Укокошат? Да что они, враги себе, что ли? Хотите, на руках донесут до границы?!
— Но ведь... я же... русский...
— Ну, какой вы там русский. Смазчик! Осмотри внимательно оси, не вышло бы, не дай Бог, крушение!..

* * *

Интервью с Лениным в России.
— Скажите, господин Ленин, чем вы объясняете такое исключительное к вам внимание со стороны немцев?
— Хороший я — очень просто. И немцы тоже хорошие. А иначе чего бы им так за мной ухаживать?
Смеялось небо».

105 лет назад. Пломбированный вагон

Такие дела...

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Ну что, я попробовала регулярно писать по понедельникам о художниках (и не только) которые мне интересны и в этом что-то есть. Во-первых потому, что в затихшем ЖЖ последних лет довольно неуютно без комментариев и движухи, но зато регулярный формат записей задаёт ритм и предсказуемость жизн ...
Фото на телефон не передает натуральные расцветки, но общий вид как есть: ...
Я не любитель перепостов, но здесь - дело святое. Мне почему-то кажется, что у людей, ворующих чужие тексты и публикующих их как свои, ампутирована как раз та часть их анатомии, которая отличает их от животных. Впрочем, все детали - здесь . Лучше иметь дело с фактами, нежели с моими ...
Вчера на прогулке встретили индюшиного стервятника (семейство грифов). У нас они повсеместно и широко распространены и играют важную роль - поедают падаль. В желудках у них образуется особая кислота, поэтому им не страшны никакие болезни: ни чума, ни черная оспа, ни ботулизм. Вот этот ...
Я вижу, мало кто понимает, чем это плохо - проституция. Есть какое-то смутное "нехорошо", но мысли больше в этику, хотя этика тут ни при чем. Этический вред - вред, наносимый другим, а проститутки приносят вред не другим, а себе и с точки зрения личности - вред грандиозный. "С ...