рейтинг блогов

100 лет назад. Мемуарная повесть об Андрее Белом. Главы 7-12

топ 100 блогов uncle_pafnutiy09.04.2024  100 лет назад. Мемуарная повесть об Андрее Белом. Главы 7-12 49389_original.jpg
Начало здесь 100 лет назад. Мемуарная повесть об Андрее Белом. Главы 1-6



Анатолий Гречин
"Тайна последних лет жизни Андрея Белого"
7.Москва

В эти года Гражданская война закончилась. Москва еще голодная и неустроенная, после сражений, неурядиц, нехватки продуктов, неуверенности  в завтрашнем дне, вздохнула свободней. С царским режимом было покончено, с его сторонниками тоже. Никто не понимал ни сущности, ни трагических последствий происшедших событий. Всем казалось, что впереди открывались перспективы свободной счастливой жизни. Такому взгляду стали способствовать улучшения, происходившие почти ежедневно, как говорилось – «почти на глазах». Понимать их причины могли теперь многие, но однако не все.

Вот по тускнеющим рельсам Плющихи пошел первый после длительного застоя трамвай №17, весело позванивая на остановке у Долгого; а когда пошел №42, с Брянского (после 1934г. - Киевский вокзал) вокзала стали приезжать на трамваях молочницы с огромными бидонами молока, разнося молоко по квартирам; вот в доме 53 открылся продуктовый магазин завода «Электросвет», пока еще торгующий только пищевыми приправами, оставшимися от царского режима – солью, перцем, горчицей, лавровом листом – ничего больше не было, но подавало надежду, что будет, что вот-вот, появится и чечевица, и, может быть – дай-то Бог! – солонина, или как ее называли «слонина»; а в овощной магазин, что напротив, завезли бочки соленых огурцов и квашеной протухшей капусты, той самой, о которой М.Зощенко очень верно заметил, что ее вываливали иногда на тротуар, на рогожку, а жители так с рогожкой и уносили. А на Усачёвском рынке, радуя трудящихся «Каучука» и Артамоновского парка, заводика «Электросвет» и университетских клиник, калужский крестьянин доставил мороженую картошку.
А в доме 54, на углу 3-го Воздвиженского переулка, в особняке, отгороженном высоким светло-синим забором, поселился первый при коммунистической власти концессионер – мистер Хаммер, знаменуя начало внешнеторговых связей.

Понятно, качество продовольствия было исключительно низким, а ассортимент, мягко говоря, ограниченным, но и этому сдвигу в торговле москвичи были рады, а уж культурная, как ее тогда, надстройка росла в несравнимо более ускоренном темпе: в Государственном Академическом Большом театре запел Леонид Витальевич Собинов; организовывался загадочный по названию «Персимфанс» , возникал театр Мейерхольда и печатался  Хулио_Хуренито Ильи Эренбурга; в студии на Арбате Евгений Вахтангов ставил фьябу Карло Гоцци "Принцесса Турандот"; а в четырех кинотеатрах Арбата – в «Арбатском Арсе», в «Карнавале», в «Праге», в «Художественном» засияло созвездие киноактеров: Монти Бенкс, Гарри Пиль, Вильям Харт, Гарольд Ллойд, Бестер Китон, Дуглас Фербенкс и Мери Пикфорд – и все без идеологической диверсии.
 100 лет назад. Мемуарная повесть об Андрее Белом. Главы 7-12
Слева кинотетар "Художественный" . Начало 30-х. Фото из сети

8.Великий почин

В 1921-м году в коммунистическом субботнике участвовали и подростки. Вместе с другом я разгружал на Брянке вагоны с дровами. Вагоны, как видно, предназначались для иных грузов, так как внутри были обиты листовой белой жестью.

Мы-то в то время не знали ничего об исторической миссии коммунистов и о, поистине, гениальном «великом почине». И меньше всего могли думать о нем, а просто выкидывали из вагона поленья. Но дрова в Москве появились.

На углу Долгого и Плющихи, напротив дома 53, находился дровяной склад. Появились дрова и на складе, и в квартире номер один. В кухне была дровяная плита, и если топилась, подвал становился намного уютней, в особенности, когда центральное отопление не подавало тепла.

Бухгалтер Владимир Николаевич и врач Петр Николаевич пилили дрова на черной лестнице, а я, ученик-резинщик, таскал распиленные чурки вверх по лестнице во дворик, колол их там и , расколотые, сбрасывал вниз.

9. Петр Николаевич

Трудно сказать, каковы были взаимоотношения между доктором Васильевым и его женой Клавдией Николаевной. Супруги, как и свойственно было для интеллигентных семей, никого не посвящали в свои личные дела или в интимные отношения, и внешне все обстояло, как будто бы, «ком иль фо», но обычно, закончив пилку дров, Петр Николаевич, в своей серой толстовке, сохранившейся от моды довоенно-дореволюционных годов, бродил по просторной кухне и, доставая из карманчика брюк серебряные часы на золотой цепочке, без надобности их заводил, вздыхал и довольно равнодушным голосом  произносил отвлеченную фразу:

- Ах, какая тоска, в общем!

По утрам и по вечерам Петр Николаевич играл на рояле, главным образом, пьесы Брамса, Шуберта, Шумана , Листа, но иногда Моцарта, Монти и Гайдна; днем уходил на работу в университетскую терапевтическую клинику на Большой  Пироговской возле памятника Пирогову; вечером ужинал в подвале за столом под окном, походившем на угольный бункер. Хотя у столика стояло два стула, Петр Николаевич и его шурин обычно ели в разное время, в одиночестве, обслуживала их Анна Алексеевна. А Клавдия Николаевна никогда ничего не готовила, и питалась неизвестно когда и неизвестно чем. Не единым хлебом сыт человек – Клавдия Николаевна увлекалась распространившимся в начале столетия в западных странах философским учением – антропософией. На стене ее комнаты, над столиком с семейными фотографиями, висел портрет доктора Штейнера, основателя этой философской системы, человека с суровым аскетичным лицом и проницательным взором. Это был один из позднейших портретов доктора Штейнера, где суровость лица отличалась особенной резкостью.


10.Антропософия
 100 лет назад. Мемуарная повесть об Андрее Белом. Главы 7-12
Доктор Штейнер. Фото из сети.

Доктор Рудольф Штейнер, немецкий философ-мистик, основатель антропософии, родился в 1861-м году в Хорватии и к 1921-му году поселился в Дорнахе, близ Базеля, Швейцария. Его учение сложилось на основе различных источников. Во время своей молодости он был последователем, так называемой, натурфилософии  выдающегося немецкого поэта, мыслителя и естествоиспытателя Иоганна Вольфганга Гете. Взгляды Гете на единство строения растительных и животных организмов, изложенные в его научных трудах и предваряющие учение Дарвина, были восприняты доктором Штейнером, который, редактируя и комментируя труды Гете по естествознанию, разделял его взгляды. Затем доктор Штейнер воспринял и учение Дарвина, а уже воспринять философию Фридриха Ницше было уделом всей нации. В 1912-м голу он перешел к теософии, давно уже стремившейся придать религии достойное современности обновление. Доктор Штейнер возглавил немецкую секцию Теософского общества.

Теософское общество было основано в 1875-м году в Нью-Йорке писательницей и путешественницей Еленой Петровной Блаватскойв содружестве с полковником Олкоттом.  Блаватская публиковала в «Русском вестнике» и «Московских ведомостях» рассказы о своих  приключениях – «В дебрях Индостана» под псевдонимом Радда-Бай и своей литературной деятельностью заслужила от российской, современной ей прессы красочный эпитет авантюристки-теософки, фантазерство которой граничит с шарлатанством. Это резкое мнение можно оставить на совести прессы.

В 1879-м году Блаватская избрала своим местопребыванием Индию, и ее выбор определился не только тем, что страна была ей хорошо знакома, но и тем, что ее учения основывалось на господствующих в Индии религиях. Тогда, так же, как и теперь были распространены: индуизм, поклонение Браме и Будде, а Блаватская присоединяла к этим религиям еще и элементы оккультизма или, как его называли в 19-м веке – «тайной науки».

После кончины Блаватской в 1891–м году и Олкотта в 1907-м году Теософской общество возглавила их сподвижница английская писательница и общественный деятель Анни Безант, которая превозгласила тамильского юношу Кришнамурти, воспитанного ею с четырнадцатилетнего возраста, ни больше – ни  меньше, как новым Мессией, а это, естественно, привело к разногласиям и распаду Теософского общества, после чего доктор Штейнер основал свое собственное "Всеобщее антропософское общество" (Allgemeine Anthroposophische Gesellschaft) с центром в Дорнахе.

Доктор Штейнер стремился превратить теософию в науку, раскрывавшую некие тайные силы человека с помощью системы особых упражнений, занятиями эвритмией, музыкой, постановке мистерий, медитацией; стремился соединить научные идеи естествознания, развитые Чарльзом Дарвиным еще в 50-е годы предыдущего века, с классической идеалистической философией, основоположником которой являлся знаменитый гражданин Кенигсберга Иммануил Кант, а также и с религиозными учениями древности и средневековья Европы и Азии и, в частности, разумеется, Индии.

Работы его касались вопросов воспитания, образования, медицины, искусства, истории, космологии. Основы своей философии доктор Штейнер изложил в сочинении «Тайная наука», опубликованном в 1910-м году, а позже – в 1924-м году в сочинении «Антропософия»

Клавдия Николаевна к 20-м годам в своих философских воззрениях определилась как приверженка взглядов доктора Штейнера, как антропософка.
 100 лет назад. Мемуарная повесть об Андрее Белом. Главы 7-12
Клавдия Николаевна. Фото из сети.

11.Уйские

Вторая нить этого повествования, подобно классическим романам Диккенса, совершенно непредвиденная никем, роковая для главных ее персонажей и оставшаяся до конца жизни им неизвестной, потянулась от совершенно неконгруэнтных  с антропософией полудиких башкирских степей, где в глухом, хотя и богатом, селе, на реке Уй, как и во многих таких же селах на Руси и в Сибири, стоял Божий храм, а служил в том храме Господнем священнослужитель, взявший себе в семинарии духовную фамилию -  Уйский.

Женат он был на жадной и зловредной, по мнению односельчан, бабе Февронии, чье имя звучало в крестьянском обиходе – Хавронья, и имея от нее троих детей, а так как тянул он со своей паствы немалые подношения, то смог отправить старшего сына еще в 903-м году учиться в губернский город Самару, где тот закончил гимназию, получил коммерческое образование и женился на какой-то самарской распутнице, к распутству которой и до, и после брака, впрочем, относился с полнейшим безразличием.

В начале 20-х годов на заводе «Каучук» в Москве он как раз оказался в числе партийно-профсоюзно-хозяйственного руководства. Каким-то профруком,  хозруком, или упруком (то ли уполномоченным, то ли управляющим руководителем), последнее очень нравилось коллегам, которые к сочетанию «Упрук Уйский» старались спереди добавить по букве «Х».

Как снег на голову сыну-руководителю, явилась в Москву Хавронья с двумя поросятами, 10-ти и 12-ти лет, и тяжелой поклажей, так как ей пришлось спешно покинуть родное село. Гражданская война закончилась, и уйские мужики, наводя свой местный порядок, свели кое-какие старые счеты со священнослужителем, даже не оформив приказом, как было принято в таких злодеяниях, а поповские дома при церкви сожгли, а Хавронью донимали угрозами.

Упрук Уйский, обеспокоенный новостью, которая, если бы стала известной, могла подорвать бы  карьеру, - а он уже ждал повышения, - строго-настрого приказал матери держаться только единственной версии, что отца погубили колчаковцы. Приказание сына мать в дальнейшем не нарушала, тем более, что сама пользовалась плодотворным мотивом при вступлении в партию. Да и нелегко было б проверить довольно правдоподобную версию – в это смутное время могло случиться и так, и этак. Но обычно служители культа не держали сторону новой власти, а лисья шуба, да кое-какое золотишко, да брильянтовые кольца и серьги, приобретенные еще в бытность в Самаре при гостевании у сына и привезенные попадьей с собой; ее внешний вид – рыжеватая, коротконогая, разжиревшая – вид разъевшегося клопа; жадность, передавшаяся даже в характер детей; и бегство из села Уя, где пришлось бросить и сундуки с добром, уцелевшие после пожара, и серебряные самовары – все это что-то не очень вязалось с изложенной версией  о пострадавшем поборнике новых идей.

Но к новой власти надо было подстраиваться, надо было теперь тянуть с общества, с масс, с государства, а не с отдельных субъектов, паразитировать на государственном теле, и паразиты поняли это инстинктом мгновенно.

Жилплощадь Хавронье предоставили в доме 53 по распоряжению руководства завода, но, конечно, это был не подвальный этаж.

12. Дядя Костя, левый эсер

Дядя Костя, или, полностью, Константин Степанович Лаврецкий, надо сказать, не был настоящим эсером, хотя , возможно, таков и был стиль настоящих. Прежде всего, он был настоящий хвастун. Ни к каким партиям он никогда не принадлежал, а просто любил рисоваться перед довоенными курсистками и гимназистками и , самозвано объявив себя эсером, носил с собой сперва манлихер, искусно вырезанный каким-то умельцем из доски и покрашенный сажей с олифой, что придавало манлихеру металлический блеск, а затем стал носить и где-то добытый настоящий наган, якобы для свершения террористических актов над сатрапами самодержавия и - куда ни шло  - над  царем.

Хвастаясь, он живописно рассказывал, как в июле довоенного года его задержали жандармы на вокзале в Царицыне, и будто  он был какой-то видной фигурой из боевой эсеровской организации по кличке Степняк. А наган у него отобрали, причем в различные годы, с 14-го по 19-й, и в различных местах -  в Сызрани, в Варшаве, в Тифлисе – в зависимости от сюжета рассказа. Теперь же при подготовке процесса над эсерами коммунистической партией, он не знал, как поскорее отмежеваться от них и пытался подправить свою репутацию, объявляя всем, кто был с ним знаком, что он всего только «левый эсер».


Дядя Костя перебивался на какой-то мелкой репортерской работе, подражая Гиляровскому  –  «дяде Гиляю», а на заводе «Каучук» по совместительству был кем-то вроде завклубом. Клуб завода в то время еще не располагал отдельным строением (было небольшое строение, на воротах надпись "Красный каучук", сейчас там только сквер), как после 1929-го года, в доме 64 по Плющихе, а размещался в заводском корпусе, на самом верхнем, не имеющем окон этаже, над производственным цехом.
 100 лет назад. Мемуарная повесть об Андрее Белом. Главы 7-12
Клуб "Каучук", фото 30-х годов, из сети.


В один из дней дядя Костя побывал с утра в клубе, на сцене которого шла репетиция пьесы А.В.Луначарского «Королевский брадобрей» и получил от режиссера постановки талон на обед в столовой завода; затем побывал в кабинете  товарища Уйского и получил там второй талон на обед в той же столовой; затем побывал у кондукторши, которая, хотя и избавилась от опасной соперницы, однако, по его поведению, вытолкала его кулаками; затем он оказался в дом 53 у Хавроньи, где, несмотря на скупость и жадность хозяйки, ему удалось съесть и третий обед, так как он завлек ее заманчивой перспективой знакомства с учительницей Анной Андреевной, та, по его уверениям, могла быть полезной для обоих детей попадьи; а к вечеру достиг квартиры №1 в том же доме.

Анна Андреевна не приглашала его и не сообщала, куда переехала. Но он объяснил, что узнал ее адрес случайно, зайдя в кабинет своего друга товарища Уйского, когда как раз разбирался вопрос о предоставлении комнаты Анне Андреевне, и голос его, дяди Кости, якобы, оказался решающим. Увлекаясь своим красноречием, дядя Костя не останавливался перед враньем. Восполняя отсутствие радиовещания в 20-е годы, он обычно транслировал все злободневные новости: в клубе пойдет новый спектакль, автор его Луначарский, вот два билета на субботу, на вечер; товарищ Уйский переводится на руководящую работу в Центросоюз; кондукторша поступает на курсы вагоновожатых при Артамоновском парке; к Уйскому приехала мать-попадья, поселена в этом же доме, просит его, дядю Костю, познакомить их семьи.  Вот, дескать, ради чего он и явился в Анне Андреевне.

- Да, кстати! Сегодня «Ореол» заработал, идет новый фильм «Во власти спрута». На выставленных в витрине фотоснимках осьминог невероятных размеров. Пойдемте на сеанс в 9.30?

Мать в «Ореол» с ним не пошла, и тогда он, расстроенный от вторичной за один день неудачи, сделал ей предложение. Заодно он сообщил, что желает уезжать из Москвы – а куда? – да куда глаза глядят, хоть в Беловежскую пущу, хоть в пустыню Бетпак-Дала, невозможно оставаться в Москве в связи с возникшими в жизни «процессами».

Мать, овдовевшая в марте 17-го, быть может и пожелала бы вторично выйти замуж, но Лаврецкий ее не прельщал, и Тургеневского романа не получилось. А Лаврецкий, стремясь сойти с « политического горизонта», объявил себя «левым инсайдом». В те годы в футболе применялись английские термины: бек, хавбек, кипер, форвард, хенс, аут.

- Понимаете,- теперь говорил дядя Костя знакомым, - я, ради шутки, называл себя «левым эсером». Я на самом деле – левый инсайд. Приходите посмотреть мою игру на стадионе «Красная Роза». Это здесь же, дом 57 по Плющихе.
разные периоды стадион назывался:  «Красная Роза», как фабрика по соседству, «Красное знамя», «Спартак». С 1972 года стадион находится в ведении Первого Меда и носит название «Буревестник»)

Учительница Анна Андреевна и попадья Хавронья Сосипатровна были женщины совершенно несходного склада, но знакомство их, при содействии левого инсайда, не раз попадавшего на обед к попадье, состоялось. Попадья кое-когда наведывалась к Анне Андреевне, но и этого «кое-когда» оказалось достаточным, для возникновения злостного замысла.


Вот в такой обстановке и появился в то время  в квартире №1 Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев).

(продолжение следует)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я в ЮАР больших гостиниц не люблю, мне маленькие гесты очень нравятся. Стоят они обычно меньше, сервис там всегда лучше, тебе все расскажут, помогут выбрать ресторан для ужина и даже закажут его, тебя всегда спросят, когда завтрак и какие яйца ты будешь на завтрак(в том, что это будут ...
Всем поменяли вступительные ЕГЭ. Это так мило. Мы должны были до 1 марта сдать список экзаменов, которые нужны для поступления в ВУЗ, а 1 марта, когда электронная база с заявками была закрыта, наше дорогое Начальство выпустило новый "улучшенный" ...
Оригинал взят у nikolino в Советы по выживанию... Оригинал взят у jurialhaz в Советы выживальщика ... Прочитайте данные воспоминания и, возможно, вам станет понятнее победа большевиков в 1917-1920 гг. Воспоминания выживальщика: Боснийский ...
Обратил внимание, что до сих пор еще есть люди, которые считают это чем-то хорошим. Т.е. подразумевают, государство-корпорацию чуть ли не лучшим вариантом общественного устройства. А некоторые даже считают, что таким государством-корпорацией был СССР. Ошибка здесь в том, что ...
В продолжение вот к этому посту: http://potsreotizm-new.livejournal.com/1224387.html Вернемся к Веллеру. Старый негодяй убил кружкой милую женщину, на могилке написал «тупая скотина» и ушел сквозь оградку, плюнув на беспомощно моргающий холмик. Это одна точка зрения. Другая (моя): ...