" Не ходи в школу, если хочешь быть богатым и счастливым"(с). Диалоги - online, март

топ 100 блогов conspiransa01.03.2010 Мой сегодняшний собеседник,papacarlo2009 - преподаватель математики и физики.
Мы поговорим об альтернативной школе без уроков и оценок.



Алина: После 30 лет работы учителем Вы решили, что этот год будет последним. А в какой школе Вы бы хотели остаться?
Владимир: собственно в школе около 25 лет. Остался бы там, где разумно поставлен процесс.
Т.е. нет обязаловки. Разумные программы, разумная нагрузка для детей...
Алина:
Самое невыносимое для "меня - ученицы", был не страх перед двойкой..а необходимость отсиживания шести скучных уроков подряд.
Владимир: Правильно. Это вопрос к программе и к учителю. Больше к программе, т.к. учитель поставлен в жесткие рамки.
Алина: До вчерашнего дня все проблемы казались мне совершенно нерешаемыми- слишком устарела вся система образования, но
Владимир: они и есть нерешаемые...
Алина: узнала, что так называемые свободные школы были!
=========================================================================
Школа-парк Милослава Балабана

«…Школа-парк — это набор открытых разновозрастных студий. Студия - свободное объединение учеников вокруг учителя для совместного обучения.
Учащиеся парк-школы не делятся на классы, и при этом каждый из них самоопределяется либо он постоянно в команде, либо клиент, либо посетитель (гость).
Таким образом, каждый ежедневно ходит в школу, но какие студии выбирает ученик — он решает сам

Учитель не может написать заранее «план урока», но обязан зафиксировать итоги (личные учебные достижения каждого ) после занятия.
Открытая студия потому так и называется, что ученики не обязаны приходить туда и в любой момент могут ее оставить, но имеют право прийти в любой день и продолжить там заниматься, иногда обращаясь за помощью к учителю, а чаще помогая друг другу, не ожидая и не опасаясь никаких двоек и троек. Действует правило для учителей: не принуждать детей посещать студии. Учитель имеет право только работать над собой, изобретая способы сделать студию как можно заманчивее.

Этот неслыханный и труднодостижимый уровень свободы позволяет ребятам не только в упоении носиться по коридорам, но и продвигаться в образовании со своей скоростью, на своем уровне, по своей собственной спирали.

И через некоторое время они начинают двигаться так, как не снилось учителям..» (с).


=============================================================================
Владимир : Очень интересно.
Но представить, что вдруг исчезнут все школы и появятся школы-парки не могу. И не только из-за проблем с кадрами. Я так понял, что это предлагается, как разновидность экстерната. Все упрется в получение аттестата. Сдавать стандартные экзамены по стандартным программам. Это, безусловно, гораздо лучше того, что есть. А идея очень хорошая. Просто, аттестат государственного образца должен выдаваться по совершенно другим принципам. И, кстати, ЕГЭ по математике уже гораздо ближе к идее, чем бывший обычный школьный экзамен. Еще бы программу по математике приблизить к ЕГЭ. Т.е., существенно облегчить.
И по всем остальным предметам...
Алина: Мы с вами уже говорили, что так называемый " школьный " запас знаний куда-то бесследно испаряется
Владимир: А его и не было. Нечему испаряться.
Алина: Зато то, что изучал самостоятельно, помнишь всю жизнь, если - с интересом
Владимир: Абсолютно правильно.
Алина: Я понимаю, что в обычной школе учитель, хоть он трижды революционер, ничего не сможет. Вот как Вам удавалось не ставить двоек?
Владимир: И не в обычной не сможет.
Мне и сейчас удается. Просто не ставлю. Я вообще не ставлю оценок.

Я могу ребенка с удовольствием похвалить. Советую больше работать, если хочет добиться результата... Могу подсказать, как работать.
Алина: Администрация школы не пыталась Вас как-то загнать в рамки?
Владимир: Администрация пыталась, но потом просто перестала обращать на меня внимание. И слава богу.
Алина: Я тоже считаю, что оценки не нужны.
Владимир: Учиться ради оценок - абсурд.
Алина: Как и экзамены, доводящие до нервных срывов

Владимир: Экзамены имеют смысл, когда есть что экзаменовать. Если знания на нуле - экзамены бессмысленны. И вредны для здоровья.
Алина: Как можно полюбить математику и физику?
Верите ли Вы в математическую одаренность, как в музыкальный слух?
Или можно развить способности в любом способном к обучению ребенке?
Владимир: Не все могут полюбить математику и физику. Это нормально. Все люди разные. Но не внушить отвращения - вполне реально.
Развить до какой-то степени можно. Но если изначально нет склонности к точным наукам, до уровня поступления на физфак дотянуть не удастся. И не нужно!
Одаренность или есть, или нет. Это, наверное, генетическое...
Алина: Известный математик Шаталов ( опорные конспекты) за короткий срок прошел с подростками курс геометрии в колонии..то есть там ребята явно без блестящих способностей
Потом экзаменаторы говорили, что и в мат.классах не слышали таких ответов..
Хотя мне не нравится, когда одну методику вдруг внедряют повсеместно. Пусть даже она новаторская.
Владимир: Честно говоря, этого я представить себе не могу. В колонии вполне могут оказаться люди с математическими способностями. Но научить 20 случайных человек одному и тому же на хорошем уровне практически невозможно. А метод должен быть выстрадан, идти изнутри, копировать не получится.
Алина: Не могу утверждать, меня же не было в числе экзаменаторов. Но когда пишут сторонники шаталовских методов, всегда упоминается - класс был отсталым, и вдруг ВСЕ стали успешными.
Владимир: Опять же, кто экзаменовал... И ответы в матклассах, как правило, тоже далеки от идеала...
У меня был интересный случай на тему "все успешные"...
Ко мне на урок однажды пришла представительница РОНО. Проверять уровень знаний моих учеников. Принесла контрольную на 2 урока: 10 задач. 5 обычного школьного уровня, 3 - уровня вступительного на физфак МГУ и 2 - вступительного в МФТИ (Московский физико-технический ). На 5 надо было решить 8 задач. Все 2 урока она стояла у доски и не сводила глаз с класса. Чтоб не списали. Самый подготовленный мальчик в этот день заболел. Особенно не спишешь... После контрольной она собрала работы и унесла в РОНО для проверки. Результат был фантастический - все оценки - 5. Т.е. вообще ВСЕ. В чем секрет,дети не раскрыли...
Алина: Все-таки списали?
Владимир: Как минимум некоторые...
Алина: Умный мальчик мог сбросить смс с решениями:)
Владимир: Тогда не было мобильных телефонов. Это было лет 15 назад.
Алина: Кстати! в традиционной школе нельзя списывать и подсказывать. Обычная ситуация: один перед всем классом, от страха забыл стиш или правило. Естественно, желание друзей - подсказать, выручить..Глядишь, обоим по двойке

Владимир: Не приветствую списывание. Потому что лучше все-таки учиться думать самому. Но при моей постановке процесса списывать бессмысленно.
Никого не вызываю к доске насильно.
Алина: А классы по 25 и 30 человек ?
Вы считаете, сколько реально можно обучать ?
Владимир: Абсолютно невозможно научить одному и тому же на уровне нынешней школьной программы 25 - 30 случайно собранных вместе людей.
5-7 максимум. И то, если у них общие интересы. Похожее восприятие... А это бывает редко.
Урок в идеале проходит в режиме диалога.
Алина: В комментариях у В.Погодина я говорила, что после шестого класса лоботрясов учить насильно не надо, пусть посильно работают.
Владимир: Очень трудно отличить лоботряса от не-лоботряса. Но это правильно.
Алина: и неожиданно узнала что есть такой опыт
называется ПРОДУКТИВНОЕ образование. Правда, в Нью – Йорке.
идея была простой: дать возможность учиться у мастеров реальному делу. Основное время учебы ребята стали проводить не в стенах школы, а на конкретных рабочих местах, в школе только один-два дня в неделю.

Владимир: Я бы сделал чуть по-другому. Может, он перестанет трясти лбом, если ему предложить 10 уроков труда 10 - физкультуры, 1 чтение и 1 арифметику.
Алина: Вот -вот !Вы в самую точку!
только там не уроки труда, а реальные рабочие места
Владимир: По поводу традиционного американского школьного образования я прочитал у Кийосаки. И не нашел существенных отличий от нашего.
Алина: это один из альтернативных вариантов
Владимир: Реальные рабочие места - еще лучше. Но куда можно допустить в 13 лет по трудовому законодательству?
Алина: на пару тройку часов? в сферу обслуживания, например
Владимир: пользы, конечно, будет существенно больше. Точнее, она будет.Если у них (американцев) это получается, замечательно.
Алина: Давно хотела прочитать полностью "Дневник директора школы" Александра Попова
И вот, ура – нашла в Сети. Цитирую:

"Почему дети актеров идут в актеры? А наши нет? Если честно, в пединститут поступают слабые. Лучшие из них остаются в вузе, средние идут в малый бизнес. А слабые из слабых возвращаются в школы. Пронырливые из этой двойной слабости со временем уходят в администрацию, в депутаты, красивые выходят замуж.
И что в остатке? А в остатке или осадке — лицо современного учителя."


Это директор математического лицея в Челябинске. Уникальный человек
В 27 стал директором и первое предложение на совещании в РОНО было таким : " РОНО закрыть, а деньги раздать школам"
Владимир РОНО закрыть - разумно. Я бы и школы закрыл. По крайней мере, многие. Попов –молодец, но это не каждому дано.
Вы не слышали об Алексее Битнере из Новосибирска?
Алина:Ничего о Битнере не слышала.
Хотя узнАю от Вас с удовольствием
Владимир: Был директором частной школы. Тоже уникальный человек - ispoetov
Алина: Я не работаю в системе образования. Но через год в школу пойдет моя любимая племяшка..
Так что меркантильный интерес:))
Скорее всего, пойдет в обычную школу, пусть с каким - нибудь уклоном..
Владимир: Как раз с Битнером многие советуются по поводу образования маленьких детей.
Алина: Xочется, чтоб не убили у ребенка интерес
Владимир: У него богатый опыт домашнего образования.
Алина: я уже интересовалась домашним образованием или семейным. Тоже вариант, кстати.
Владимир: В школе это практически невозможно. (чтоб не убили интерес)

Алина: В свободной -возможно..( вздохнула) учиться с интересом
Владимир: Свободная школа не может существовать долго. Внутри общей системы.

Алина: Поговорим о репетиторстве.
Как правило, родители приглашают репетиторов в трех случаях: исправить школьный балл на "повыше", подготовиться к сдаче ЕГЭ, поступить в определенный вуз.
А случалось ли в Вашей практике, когда папы - мамы были обеспокоены не оценкой, а отсутствием именно знаний у собственного чада по предмету?
И что для Вас эти занятия - просто возможность заработать или радость от понимания и результатов? ( лично я при нынешнем положении дел в образовательных учреждениях очень даже "за" репетиторство.)
И еще вопрос - могут ли "репетировать" школьные учителя своих же учеников?
Владимир:
Случалось, и довольно часто. Более того, по моему опыту папы-мамы достаточно редко обеспокоены именно оценкой. Хотя сигналом для них о том, что пора начинать заниматься, иногда все же служит понятие "съехал(а)".
А чаще всего приходят именно за знаниями. То, что школьная оценка (особенно хорошая) мало что обозначает, понимают практически все.
Я никогда не занимаюсь только ради возможности заработать. Если я вижу, что ребенок сам ничего не хочет, его привели насильно, объясняю родителям, что толку не будет никакого. Правда, это очень редкая ситуация. Радость приходит, когда удается добиться стройной системы знаний по предмету. Еще больше радость, если я вообще не вижу этого предела, т.е он значительно выше моего. Тогда даю все, что могу сам.
Если ко мне обращаются родители моих же школьных учеников с просьбой о репетиторстве, могу отказать, потому что нет сил или времени. Но только не потому, что это мои ученики. Если вынужден отказать, помогаю найти хорошего репетитора из числа своих знакомых. Почему многие предпочитают не брать своих? Начинаются разговоры, что вот, мол, специально снижает оценку, а потом за деньги ставит приличную. (Иногда, кстати, бывает и такое.) Поскольку я принципиально работаю без оценок, ко мне мои же ученики обращаются не за оценкой. Просто эффективность индивидуальных занятий существенно выше.


Алина: Словесник Ильин обходится без методической литературы, а Вы? Какие у Вас собственные приемы и находки в преподавании предмета? Разумеется, не прошу выдавать профессиональные тайны:)

Владимир Смотря, что такое методическая литература. Я реально пользуюсь только двумя-тремя задачниками. А литературой типа "на первом уроке делай то, на втором - это..." не пользуюсь никогда.
Никаких профессиональных тайн нет.
Все должно изучаться плавно, постепенно, обязательно с самого начала и, желательно, на пределе творческих возможностей конкретного ребенка или чуть-чуть выше этих возможностей (для развития).

Алина: Какие предметы Вам хотелось бы убрать из школьных программ?

Владимир: В первую очередь - физику.
Идея опять же, по-видимому, соответствует школе-парку.
Все, что идет сейчас после условно 6 класса должно быть другим. Я уже немного писал об этом у Погодина. Физика, химия, биология, география должны быть на уровне занимательного природоведения. Кто хочет изучать эти науки глубоко и серьезно, должен иметь возможность делать это в специализированных "классах".
Наверняка что-то надо убирать и до 6 класса. Но я в этом плохо ориентируюсь.

Алина: Среди "учителей года" и всяких лучших по профессии много мужчин. А вот в школах их совсем немного, скорее это женские коллективы. Кроме небольшой зарплаты, какие еще причины мешают сильному полу прийти в школы?

Владимир: Думаю, как раз нежелание работать в чисто женском коллективе

Алина Каких учеников Вы помните всю жизнь ?

Владимир: Тех, с кем сложились нормальные человеческие отношения. Кому я смог хоть чем-то помочь.

Алина Ну и традиционный вопрос: о чем еще важном Вам хотелось бы сказать по теме?

Владимир: Мне кажется, школа неизбежно должна в относительно обозримом будущем во что-то переродиться. Может быть, школа уйдет в интернет. Или в экстернат. Хотелось бы узнать, многие ли с этим согласны.
И еще. Уважаемые родители, интересующиеся образованием своих детей. Проверьте, умеет ли ваш ребенок в 10 - 11 классах складывать дроби и считать столбиком. Результат может вас удивить...

Алина: Полагаю, у френдов – читателей тоже появятся вопросы. Вы готовы ответить на них?
Владимир: Разумеется, я готов к продолжению разговора.
=====================================
Интересные ссылки по теме:

http://www.levi.ru/houses/playground/school/kosmina/kosmina_school.php
Школа с человеческим лицом ( Марина Космина)

http://park-school.ru/ Школа -парк.

http://www.aloepole.ru/articles/1135675494
Дневник директора школы ( Челябинск) , Александр Попов

http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/69 Продуктивное образование

ispoetov жж Алексея Битнера о семейном образовании

http://logpoint.livejournal.com/242228.html
Здесь в комментариях начинался сегодняшний диалог

==================================

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всем привет!Интересно стало ваше мнение и познания вот в каком вопросе:Когда ...
Если переезжать с windows 7 обратно на windows 8, то нужно, как выяснилось, перенастраивать сетевую карту, иначе интернета не будет. Теперь меня интересует, надо ли будет снова настраивать сетевую карту, если при windows 7 я буду переустанавливать систему? По логике получается, что, в ...
Киев отключил Луганск от электроснабжения. Киев объяснил это долгами республики перед "Луганским энергетическим объединением". Поскольку такое положение угрожало гуманитарной катастрофой, в города и села Луганской народной республики после отключения от украинских сетей ...
Вчера мама ездила на экскурсию. За ней сидел русский пенсионер-турист. Всю дорогу туда и обратно он рассказывал своей соседке - женщине, 20 лет назад приехавшей из Белоруссии и ни разу после этого там не побывавшей, о жизни в России. Что все ужасно, ...
в центре к Фонтанке опять не пущают. вотпрямщас. и везде нарядные гибдд, пожарные, скорые. И по Садовой к Троицкому нихт. Че случилось то? В городе введено Чрезвычайное Положение? Менты отмалчиваться, загадочно улыбаются и говорят, что в "в новостях все узнаете". Кого-то из сильных мира ...