Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

топ 100 блогов soullaway05.12.2017 1
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).



Так сложилось, что лица звукорежиссеров, благодаря которым мы имеем возможность слушать записи ставшие историей, почти всегда остаются за кадром. Кто исполняет песни мы, как правило, видим на сцене. Сохранились видеозаписи и фотографии. То есть представление о том, как выглядели Цой или Бутусов имеется. Но без людей, фиксировавших на плёнку звук, не было бы и уникальных документов эпохи в виде альбомов.

Так же за кадром зачастую остаются люди, приложившие немало усилий для популяризации отечественной рок музыки. Продюсеры, журналисты, организаторы концертов волею профессии остаются обычно в тени. В нескольких частях я попробую вспомнить тех, чьи имена известны не так широко как имена звезд, с кем они работали. Но без этих людей мы бы не имели сегодня возможности увидеть следы ушедшей эпохи. Да и сама эпоха не состоялась бы без их участия.  

Хронологию и подробную историю отечественного звука четко сформулировал в своё время Александр Кушнир. По-моему его замечательную книгу читали все. Но если нет, то отсылаю к ней. Это очень толковый путеводитель по нашей рок музыке. Да и сам Александр конечно заслуживает внимания, но начну я эту часть с Андрея Тропило. Именно он как звукорежиссер первым приходит мне на ум. Вот уж действительно человек легенда и, по сути, он-то и был первым продюсером в СССР.

На заглавном фото естественно он. Снимок 1987 года. А ниже это Андрей в первой половине 80-х в студии Дома пионеров записывает очередной альбом.


2
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

В интернете я нарыл информацию, что одними из первых записей, что делал Тропило были выступления Высоцкого и Окуджавы. Не знаю, правда ли это или нет. Но точно к концу 70-х он занимался записью такой группы как «Машина Времени». Он же организовывал несколько концертов группы в Ленинграде. Но тут правда стоит учитывать, что Александр Кутиков сам себе звукорежиссер. И за звук на большинстве альбомов группы отвечал именно он. Тропило же, писал концерты.

Макаревич в ту пору по его воспоминаниям заявил, что Гребенщиков слишком заумен для широкой публики и перспективы у него весьма туманные. Тропило лишь усмехнулся и в итоге помог тому записать такие альбомы как «Треугольник», «Синий Альбом», «Табу» и прочие. Кстати на «Треугольнике» он играл еще и на флейте. Записи производились в «Доме Пионеров» где Андрей Владимирович вёл кружок звукозаписи.

Он же записал первый альбом группы «Кино» «45» и первый альбом «Пикника» «Дым».

«Зоопарк», «Мифы», «Странные Игры», «Мануфактура», «Тамбурин», «Облачный Край», «Алиса»… Это далеко не полный перечень тех групп, что успел записать Тропило. Многие из тех записей, конечно же, заслуживают отдельного рассказа.
На фото сидят Владимир Рекшан из группы «Санкт-Петербург», Андрей Тропило и Майк Науменко.

3
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Андрей Тропило слева, а справа это Дюша Романов из «Аквариума».

4
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Интересно, что такие группы как «АукцЫон» и «ДДТ» Андрей не записывал. У них были свои звуковые эксперименты. Но зато он писал первый альбом группы «Ноль», и сводил часть материала для Панова. Он же записал «Шествие Рыб» «Телевизора» и «Ублюжью Долю» «Облачного Края». По сути большая часть знаменитых альбомов 80-х появилась благодаря Тропило.

5
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

К сожалению фотографий Андрея Владимировича того периода я нашёл не так уж и много. Вот еще попался он с Курёхиным.

6
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

В 90-х легализовав свой лейлбл «АнТроп» Тропило, выпускал пластинки и западных исполнителей. Кстати занимался он фактически пиратством, к выпуску альбомов подходил творчески. Менял обложки, компиляции песен и вообще делал, что хотел. При этом были у него разногласия и с теми людьми, которых он записывал сам. Но к нашему времени всё это улеглось. Так в 2011 году, когда его продюсерский центр хотели закрыть, его поддержали и Макаревич, и Гребенщиков. Напоследок дам еще вот такую прекрасную ссылку. На этом сайте сам Андрей вспоминает разные истории из жизни. Есть там и про «Машину Времени» рассказы, и про Цоя, и про Чистякова.

7
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Алексей Вишня это второй после Тропило человек в советском Ленинграде который отвечал за звук. Собственно у первого он и учился в кружке звукозаписи.

8
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Первая большая его работа известна сегодня как альбом группы «Кино» «46». Тропило в ту пору, усиленно занимался записью «Аквариума» и физически не успевал записывать Цоя. При этом первый состав «Кино» к тому времени развалился и Цой писался вдвоём с Каспаряном.

Принято считать, что именно Егор Летов записывал альбомы исключительно у себя дома, но это не так. Вишня тоже писал музыкантов у себя в обычной квартире. Вот как раз фотографии времен записи альбома «Кино» «Это не любовь».

9
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

10
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Еще у «Кино» Вишня сводил альбом «Группы Крови», а записан он был дома у Георгия Гурьянова. С этим альбомом вышло недоразумение. Вишня свёл альбом, сделал несколько копий и пустил их в народ. Цой же планировал альбом издавать вообще за рубежом. Распространение в СССР он обозвал пиратством. Впрочем за Вишню тут заступился Тропило. Мол, права на запись всегда остаются за звукорежиссером, если запись осуществлялась за счёт студии. Момент спорный, да и, наверное, сегодня уже не столь важный. Главное, что этот альбом стал одним из ключевых в творчестве Цоя.  

Так же Алексей Фёдорович сделал запись Панова известную под вывеской «Надристать!». Панова в ту пору никто не хотел писать, а Вишня не побоялся рискнуть и увековечить голос «Свина» еще в 1984 году. На фото же он с молодым Фёдором Чистяковым. Его альбомы, правда, Вишня не записывал.

11
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Зато он записал в 1988 году вместе с Сергеем Жариковым альбом группы «ДК» «Непреступная забывчивость». Вот они как раз вместе на снимке.

12
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Еще одно знаменитое фото. Вишня сидит в левом углу, далее расположились Александр Башлачев и Жанна Агузарова.

13
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Здесь же Вишня строго по центру, а по левую сторону стоит Леонид Федоров из «АукцЫона». Как я понимаю это один из составов «Поп-Механики» Сергея Курёхина.

14
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

В гримёрке. По центру легко узнается Цой, Вишня сидит с сигаретой. Между ними, по-моему, один из братьев Сологуб. Хотя тут могу и ошибаться.

15
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Выступал Алексей Вишня и сольно. Он записал несколько собственных альбомов, катался в туры вместе с группой «Ласковый Май», но к теме поста это не имеет отношения. Сегодня по-прежнему проживает в Питере, но вот что странно. Ни он, ни Тропило сейчас не занимаются какими-то известными молодыми группами. Значимые альбомы 90-х и нулевых записывали совсем другие звукорежиссеры. Хотя казалось бы у Вишни и Тропило опыта куда больше.

16
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Юрий Морозов известен в первую очередь как музыкант. При этом вот что интересно. Он вроде как легенда, но я с ходу и не вспомню ни одной его песни. Во многих материалах он упоминается как один из лучших звукорежиссеров СССР. Наверное, это так.

17
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

18
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Юрий в студии. Как я понимаю, он имел возможность писаться на «Мелодии». Выходили у него на пластинках и собственные альбомы. Дискография Морозова вообще отдельная тема. Очень трудолюбивый был человек. Кстати известная многим фирма «Мороз рекордс» к нему не имеет никакого отношения. Фамилии просто совпали.

19
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Морозов за пультом. Женщина же это Марина Капуро. Альбомы группы «Яблоко» как раз и записывал Юрий Морозов.

20
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Творит.

21
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).
На этом общем снимке Морозов, на переднем плане в модных сапогах, а за ним можно опознать Юрий Шевчука. Именно Морозов был звукорежиссером альбома «Я получил эту роль». Одного из главных альбомов в биографии Шевчука. Ну и отдельно стоит отметить, что Морозов записывал альбомы такой группы как «Чиж и компания». К сожалению, в 2006 году Юрий скончался.

22
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

На этом фото запечатлены Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий в период записи альбома «Невидимка». В Свердловске 80-х царила своя атмосфера, и естественно были свои звукорежиссеры. За звук на этом альбоме отвечал Леонид Порохня. Кстати альбом тоже писали в самой обычной квартире. Практика домашних записей процветала не только в Ленинграде и Сибири, но и на Урале.

23
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

А вот и фото самого Леонида. Это во время записи второго альбома «Чайфа» «Субботним вечером в Свердловске». Он же записывал такую группу как «Урфин-Джюс» и он же отвечал за звук на альбоме Насти Полевой «Тацу». Интересно, что в 90-х он завязал со звуком и переквалифицировался в сценаристы.     

24
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Пожалуй, главным человеком, отвечавшим за звук в Свердловске 80-х, был Александр Гноевых. На снимке он второй слева. Это состав группы «Кабинет», с которыми он сотрудничал.

25
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Он же записывал альбомы групп «Сонанс», «Трек» и «Наутилус Помпилуис». У последних он записал такие полотна как «Человек без имени», «Наугад», «Чужая Земля» и «Крылья». В записи «Титаника» он работал над звуком вместе с Вадимом Самойловым. А вот знаменитую «Разлуку» писал Андрей Макаров. Не знаю, правда, где он еще принимал участие.

С середины 90-х Александр стал директором на одной из радиостанций в Екатеринбурге. На снимке же Гноевых по прозвищу «Полковник» слева.

26
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Еще одной из ключевых фигур для уральского рока является Владимир Елизаров. Изначально начинал как гитарист в разных ВИА.

27
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

В 1984 году начал сотрудничать с Александром Новиковым и занимается этим, по сей день. У того кстати есть своя студия звукозаписи, где к примеру «Агата Кристи» записала легендарный «Опиум». Очень интересное переплетение. К слову у этой свердловской группы звуком занимался Самойлов старший на пару с Александром Кузнецовым. Весь звук в «Агате Кристи» они строили вдвоём. 

Елизаров же сотрудничал не только с Новиковым, но и с рок музыкантам. Так у «Наутилуса Помпилиуса» он записывал альбом «Князь Тишины». И помогал в сведении концертных записей вышедших под вывесками «Раскол» и «Отбой» соответственно. Примечательно, что в последнем при сведении помогал Александр Кутиков из «Машины Времени». Он как я выше указал тоже знает толк в звуке.

Фото же, как раз времен «Князя Тишины». Елизаров третий слева. Около Бутусова стоит. Ну а гражданку по центру, наверное, все опознали.

28
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

У Насти Полевой Владимир записывал альбом «Ноа Ноа». Но самым плодотворным было сотрудничество с группой «Чайф». Начиная с 1988 и по 2003 годы, он записал все их альбомы. На фото он с «Чайфом» в Праге в 1989 году. Вроде третий слева.

29
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

А вот он в студии вместе с Александром Калужским. Калужский был в своё время менеджером у Бутусова. На фото он сидит за пультом. Елизаров же позади.

30
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Ну и как-то так выглядит Владимир в наши дни.

31
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Хотя нет. Вот так. Дядя все-таки 1955 года рождения. Кстати он же был креативным продюсером у группы «Смысловые Галлюцинации». И он же был преподавателем в музыкальном училище. Один из его учеников позже играл в «Чайфе». Весьма пёстрая биография у мужчины.

32
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Следующий человек, о котором я хочу вспомнить это Андрей Дельцов. Он записал большую часть звукового материала Юрия Хоя. Так сложилось, что «Сектор Газа» стоит особняком. Его не считают своим рокеры, но и для деятелей поп культуры он тоже чужой. Собственно тем и хорош. На фото же Дельцов стоит в очках справа от Юрия.

33
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Изначально Андрей играл в каких-то самодеятельных группах, но в итоге увлекся звукозаписью и после знакомства с Юрием занимался звуком его альбомов. Вот они вместе в студии. Андрей сидит слева.

34
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Параллельно с работой в «Секторе Газа» он еще трудился на радио. Где и работает, по сей день. Можно спорить сколько угодно, но нельзя отрицать простого факта, что для целого поколения Хой был кумиром. И стал он им, в том числе и благодаря работе Дельцова.

35
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Ну что ж, по звукорежиссерам прошлись, а теперь вспомним еще ряд замечательных людей. К примеру, Андрея Петровича Бурлаку.

Слева Гаркуша, справа Фёдоров, а посередине как раз Андрей. Это фото примерно 1987 года.

36
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

А вот Андрей Петрович сидит вместе с Фёдором Чистяковым в тот же временной отрезок.

37
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Человек этот интересен тем, что 80-х работал в Ленинградском рок клубе, возглавлял музыкальный ежемесячник «РИО», а так же был редактором Ленинградской студии грамзаписи. Позже занимался выпуском пластинок и был одним из организаторов движения «Рок чистой воды». На фото он обнимает Шахрина. Это снимок 90-го года. Сделан он в Череповце.

38
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Так же Бурлака автор нескольких книг. В том числе и такой как «Кто есть кто в советском роке». Это сегодня информации завались, а 20 лет назад нарыть какой-нибудь журнал или тем более энциклопедию было счастьем. На снимке он стоит позади Сили. Это тоже кадр из Череповца. 

39
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

В студии с Юрием Морозовым.

40
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

А здесь он стоит по центру обнимающейся компании. У микрофона же с баяном Чиграков.

41
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Снова в студии с Юрием Морозовым и Татьяной Капуро. Её тут я бы, кстати, не признал. Бурлака же стоит справа. Это 1991 год.

42
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Середина 90-х. Стоит слева вторым от Шевчука.

43
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

А это уже начало нулевых. Короткостриженый мужчина это Чиграков. Андрей Петрович же в левом углу фотографии.

44
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

2002 год. Бурлака слева, еще опознал тут Гаркушу, кто остальные люди не знаю.

45
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Ну и еще один относительно свежий снимок с Шевчуком.

46
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Одним из самых известных издателей отечественного рока является Олег Коврига. На снимке он в левом углу бородатый и нестриженный в 1987 году на фестивале в Подольске.

47
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Между прочим, человек не только является руководителем лейбла «Отделение Выход», но еще успел стать и кандидатом химических наук. В 80-х он занимался организацией концертов, в начале 90-х был администратором на студии «Отделение Мамонов». Позже сотрудничал с Умкой, ну а ныне издаёт всякие редкости из прошлого и некоммерческие проекты. На фото он как раз с Умкой.

48
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

А это он же с Ником Рок-н-роллом.

49
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Легенда из мира панк рока и Олег.

50
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Сергей Гурьев, о котором будет материал в следующей части, Светлана из группы «Дочь Монро и Кеннеди» и сам Коврига.

51
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

А вот он же с другим именитым человеком из мира звукозаписи Сергеем Фирсовым. Про Фирсова тоже поговорим во второй части.

52
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

В правом углу легендарный Тропило с которого я и начал эту часть, а по центру Коврига.

53
Звукорежиссеры и продюсеры отечественной рок музыки. (Часть первая).

Вот такой вот вышел материал. В следующей части вспомним Егора Летова, Сергея Фирсова, Юрия Айзеншписа, Сергея Гурьева и еще несколько замечательных людей. Ну а на сегодня всё. Спасибо вам за внимание. И дополнения, конечно же, приветствуются.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кто-то из вас в курсе, что в Венгрии прошли учения "Brave Warrior"? В принципе, оно и понятно, что не слышали, а между тем они являлись заключительными в смыкании линии обороны НАТО в Восточной Европе. И состав... состав, в какой-то мере, поясняет, почему о них не так уж и особо ...
Профильный комитет Госдумы сегодня одобрил поправку, которая обяжет(!) популярных блогеров регистрироваться в качестве СМИ. Поправку приняли единогласно – все фракции оказались солидарны во мнении, что соцсети нуждаются в дополнительном регулировании. Если поправка будет принята на ...
Судя по тому, что говорят мои родственники и знакомые, в Луганской области наступило довольно устойчивое затишье. Продукты сильно подоражали и их быстро раскупают... На карте боевых действий за неделю тоже нет никаких существенных изменений. Ушедшая неделю назад тяжёлая техника вернула ...
;-) Ленте явно таких не хватает в последние сутки... ...
Пост какой-то психованной мамаши собрал уже более 1100 комментариев в "один мой день". Это история девочки, которую отдают в садик на пятидневку (с ночёвкой) потому, что они "бедные" живут далеко. "Далеко" это 15 км, которые люди не могут проехать на ...