Звиздец кроликам! Или полный капец грамотности казахского народа.
antisemit_ru — 20.02.2018 Я достаточно много писал, что братья-казахи, те, что старше некоторого возраста, вскоре рискуют стать неграмотными. Кто хочет - вот вам ссылка.Ну а под катом отличнейшая новость. Для сельских учителей, преподававших всю свою жизнь казахский язык. Поскольку они теперь - все поголовно неграмотные....АЛМА-АТА. 20 фев – РИА Новости. Президент Казахстана подписал указ, утверждающий новую версию алфавита казахского языка на основе латинской графики, сообщила пресс-служба главы государства.
Утвержденный президентом новый алфавит также содержит 32 буквы, в нем уменьшено число апострофов и введены диграфы (sh, ch).
От Антисемита. Мало кто знает, из моих читателей, что казахи и до революции не были бесписьменным народом. В XIX веке появляется и получает распространие такая пакость, как школы для детей. Школы эти надвигались на казахских балалар (детей) с двух сторон. С юга, со стороны будущего Узбекистана. И с севера, из core Russia.С юга, там мутное дело. Но кто-то же давал деньги, и направлял учителей? Есть мнение, что это англичанка гадила...Это были так называемые религиозные мусульманские медресе и мектепы. Собственно говоря, список учебных дисциплин сводился там к арабскому языку и основным положениям ислама... Короче, коран читать учили.
И да, выпускник такой школы был грамотным. Мог писать на казахском языке арабской графикой.
С севера шли так называемые русско-казахские школы. Их появление было вызвано потребностями царской администрации как-то управлять своими казахскоподданными. Для того крайне остро требовались грамотные переводчики и мелкие конторские служащие, способные изъясняться на казахском языке. Ну а где их взять, если таковых нет? Ясное дело, надо выучить.
Вообще, был в Казахстане такой ученый, Храпченков Георгий Матвеевич. Он творил тогда, когда советская идеология уже закончилась, а новая национально-казахская - еще не появилась. И вот он, внезапно, стал крупнейшим, во всем Казахстане, знатоком истории казахской школы.
Ну так вот, Георгий Матвеевич, интересные вещи в исторических архивах нашел. Оказывается, на деятельность народного образования и просвещения национальных окраин, русские цари непозволительно много тратили. Если сравнивать, с примеру, с демократической Францией тех лет. Французы в Алжире, по сравнению с казахскими территориями царской России, в этом вопросе сильно экономили. А ведь, по сравнению с относительно благополучными индийскими колониями просвещенных мореплавателей, Франция была вполне о-го-го! И да, были еще африканские колонии Великобритании. Где вообще дело швах было...
Сволочи из царской администрации пооткрывали эти русско-казахские школы в каждом уезде и планомерно пытались открыть в каждой казахской волости... Школы были четырехгодичными. Первые два класса занятия велись на родном языке. Учили чтению, счету, письму и русскому языку, как иностранному. Да, никакого ущемления религии: мулла имел свои уроки по шариату. В двух старших классах учили уже на русском. Опять же, ничего необычного: чтение, счет, письмо.
Но мне доставило другое: первый казахский букварь ( в религиозных мектебах букваря не было) написал жандармский офицер. Кому интересно, смотрите у Храпченкова. И вот, казахские дети, учились писать на казахском языке, с помощью букваря, который создал царский жандарм!
В результате, к концу семидесятых готов прошлого столетия, всё-таки появился казахский образованный класс. И учились эти образованные люди, в почти светской школе. Писать русскими, если можно так сказать, буквами, на кириллице. Куда, правда, добавили еще несколько букв, для отображения специфических звуков, присутствующих в казахском и которых в русском, что естественно, не было.
И да, все казахские просветители, например, Ибрай Алтынсарин, - были царскими чиновниками. По департаменту народного просвещения.
Началась революционная пора. Об этом тоже мало говорили, в советское время, но почему-то вся казахская образованщина, которую так тщательно взращивала царская власть, оказалась противниками власти советской. Все они были записаны в "буржуазные националисты", затем репрессированы. Кто вовремя переобулся, как Каныш Имантаевич Сатпаев, имел все шансы попасть в жернова репрессий чуть позднее, в сакральном 1937 году. К 1941-му году, таковых, практически, не осталось.
Что до казахских букварей на кириллице, они были старательно вычищены в самом начале двадцатых годов ХХ века. Есть у мну смутные подозрения, что таким образом низводили этот слой образованных казахов до нуля. Поскольку дети начали учиться на букварях с графикой латинской. Которую упразднили только после ВОВ.
А теперь Нуреке открывает казахам "нурлы жол", или светлую дорогу с латинской графикой. Низводя этим слой образованных казахов, тех, кто старше пятидесяти, и кому будет явно труднее приспособиться к новым веяниям, в очередной ноль. Видимо, лавры комиссаров, в пыльных тужурках, ему покоя не дают...
Те, кто до того были құрметті оқытушылар, внезапно станут малограмотными бездельниками.
Но! будет изобилие новых рабочих мест, в бюджетных организациях и коммерческих. Потребуются сотни их, кто будет переводить с казахского на казахский. Со старого - на новый, и обратно. Может, в этом потаенный смысл реформы?
|
</> |