рейтинг блогов

"Золотой компас"

топ 100 блогов diak-kuraev16.01.2015 РенТВ сейчас показало "Золотой компас".

Что ж, можно вспомнить мой старый текст (2007):

Пока православная общественность бурно боролась с "Гарри Поттером", прошло незамеченным появление другой детской серии, написанной в жанре фантастики. Это сказки Филиппа Пулмана "Северное Сияние", "Чудесный нож", "Янтарный телескоп", составляющие трилогию "Темные начала".

Первая из этих сказок уже экранизирована под названием "Золотой компас". Жанр – детское фэнтэзи с религиозным подтекстом. Как и в "Хрониках Нарнии", в этой сказке есть религиозные сюжеты, упоминание о реалиях христианской жизни и предметах христианской веры, но только со знаком, ровно противоположным тому, который есть в сказках Льюиса или Толкиена.

Перед нами откровенно сатанинская сказка. Достаточно открыть последнюю страницу последнего из томов, где описывается, как дети прощаются друг с другом и расходятся по своим мирам. На прощание они подводят итоги:

"С царством - с небесным царством - покончено, его больше не существует... Что мы построим? - Небесную республику".

Уж при случае спросите у английских литературоведов, не был ли знаком Пулман с творчеством Николая Бухарина. Дело в том, что в первом номере журнала "Воинствующий безбожник" (июль 1924 года) была его редакционная статья. В ней как раз предлагалось республику Советов устроить на небесах:

"Русский пролетариат сшиб, как известно, корону царя. И не только корону, но и голову... Словом, на земле на этот счет не приходится сомневаться: рискованное дело носить это украшение. Не совсем так обстоит дело на небе... Международные боги... еще очень сильны... Так дальше жить нельзя! Пора добраться и до небесных корон, взять на учет кое-что на небе. Для этого нужно прежде всего начать с выпуска противобожественных прокламаций, с этого начинается великая революция. Правда, у богов есть своя армия и даже, говорят, полиция: архистратиги разные, Георгии Победоносцы и прочие георгиевские кавалеры. В аду у них настоящий военно-полевой суд, охранка и застенок. Но чего же нам-то бояться? Не видали мы, что ли, этаких зверей и у нас на земле? Так вот, товарищи, мы предъявляем наши требования: отмена самодержавия на небесах; ...выселение богов из храмов и перевод в подвалы (злостных - в концентрационные лагеря); передача главных богов, как виновников всех несчастий, суду пролетарского ревтрибунала".

Совершенно с таким же пафосом написана и сказочка Пулмана. Поражает, что откровенно антихристианский автор, который в своих многочисленных интервью признавался во всецелой ненависти ко всему, что связано с Библией, не обратил на себя внимание наших православных публицистов, которые исследовали сатанинские корни в "Гарри Поттере" – и, кстати, совершенно напрасно. Напомню, что уже после выхода окончательной - седьмой - сказки о Гарри Поттере ее автор призналась, что она сама католичка и что она с самого начала знала, что у сказки будет евангельская развязка. Она при этом сказала, что специально прятала свою веру, чтобы не отпугнуть детей.

Здесь возникает вопрос о том, в каком обществе мы живем, если писательница-христианка должна прятать свои религиозные убеждения, а, сатанист может ими бравировать?!

У фильма ("Золотой компас" снят по первой книге - "Северное сияние") есть важный нюанс: главный враг детей и в книге, и в фильме - это Церковь («Магистериум»), но в фильме у Церкви, с которой борются дети, откровенно православные признаки.


золотой компас
Разрушаемый по ходу действия храм подчеркнуто православный, с вологодскими фресками и иконами. Не менее характерна и еще одна киношная правка: по книге среди союзников Церкви, а значит, врагов "всего хорошего" оказывается некий народ тартар, живущий в Сибири. Причем в книге старательно разделяются «Московия» и «Сибирь». В фильме же эти гнусные тартары, сражающиеся против, понятное дело, добрых ведьм, говорят по-русски.

Перед нами чрезвычайно яркий пример откровенной антиправославной и русофобской пропаганды в западном мире (превзошедший даже пьяного космонавта в ушанке из «Армагеддона»). Хотя бы поэтому эпизоды «Золотого компаса» имеет смысл показывать даже на уроках, предупреждая детей о том, как делается антироссийский черный пиар в современном западном мире.

И все же самая большая для меня неожиданность книги - это презрительное отношение автора к самим детям. В мифе, который выстраивает Пулман, дети - это недочеловеки. Пока в них не происходит половое взросление, пока не начинает в них бурлить страсть, до той поры дети ничем не отличаются от "рыболовных сетей", «навеса», "вечернего костра" и так далее (это прямо утверждается в «Янтарном телескопе»). «Золотая пыль» (главная мифологема пулмановской сказки, эта пыль, явно заимствованная из «Звездных войн», не то провоцирует человеческое творчество и развитие, не то паразитирует на нем) к ним не слетается.

Отождествление детей с неодушевленными предметами действительно неожиданно у якобы детского писателя.

Для веры, и истории жизни христианской Церкви у этого писателя не находится ни одного доброго или объективного слова. Во втором томе ("Чудесный нож") один из героев дает резюме 20 веков христианской истории:

"На протяжении всей своей истории... Церковь пытается подавить и взять под контроль все естественные побуждения. А если ей это не удается, она стремится искоренить их... Есть церкви, где режут детей... им обрезают половые органы. Да-да, и мальчикам, и девочкам, - их режут ножом, чтобы эти органы навсегда потеряли чувствительность. Вот чем занимается церковь, и притом всякая церковь: она контролирует, подавляет, уничтожает любое истинное чувство. Поэтому я говорю: если начнется война и церковь окажется на одной стороне, мы должны занять другую, с какими бы неожиданными союзниками нам ни пришлось в этом случае сражаться бок о бок... Война не за горами, я не знаю, какие у нас будут союзники, но мне известно, кто наш противник".

Перед нами концепция тотальной войны, неразборчивой ни в союзниках, ни в средствах, и начинается она с тотальной же клеветы. Кстати говоря, сам Пулман позиционирует себя как гностик, и здесь опять же стоит запомнить, что именно у гностиков была лютая ненависть к браку и деторождению. Именно их мифология запрещала вступать в брак и зачинать детей. Церковь с ними боролась, именно отстаивая право человека на земную любовь. Сегодня же, что в сказках Пулмана, что в сказке Дэна Брауна, все это изящным образом переворачивается. Оказывается, что Церковь была против брака, а гностики якобы воспевали сексуальную стихию.

Такого рода клеветы в этой сказке можно найти очень много. Так почему же глобальная мировая цензура так трепетно относится к любым попыткам сказать что-то некомплиментарное в адрес ислама или иудаизма, но при этом рекламирует такое откровенно неприкрытое хамство в адрес христианской веры и христианской Церкви?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Эллен Рона Баркин (Ellen Rona Barkin; род. 16 апреля 1954, Бронкс, Нью-Йорк) — американская актриса, лауреат премий «Эмми» и «Тони».  Баркин изучала актёрское мастерство в ...
До обвала рынков, санкций и геополитического напряжения, совокупные активы населения России составляли 80 трлн руб на 1 января 2022. Они были распределены следующем образом – наличность 19.1 трлн, депозиты 38.3 трлн, денежные средства на брокерских счетах – 0.9 трлн, долговые ценные ...
На этот раз отличилась Новгородская область. Там решили что женщинам, которые достигли 30-летнего возраста и пожелали родить ребёнка, уже никакие денежные компенсации не нужны.  Председатель местной областной Думы Елена Писарева, ничтоже сумняшеся озвучила позицию областных ...
"Я увидел-таки некую странную черную тень, которая легла на листву деревьев. Это ...
Россия и НАТО: кто сильнее. Инфографика via ...