Зеркальные войны

топ 100 блогов watermelon8305.01.2016 - олигархи и купцы верхом на галерах против купцов и олигархов на них же! Венециано-генуэзские войны (13-15 века). Хотя я собирался писать о решающей войне 14 века, но все же решил дать общую картину этой долгого противостояния в первой части.

Настоящие стены Венеции
Зеркальные войны

Стороны и причины, по которым они ими стали
Венеция и Генуя были, выражаясь глубоко научным языком, талассократиями, т.е. государствами несколько виртуальными. Республики по названию, олигархии по устройству, они были похожи друг на друга как братья, воспитывавшиеся в разных домах. Венеция, окруженная морем на своих островах, испытывала большее влияние своих мощных сухопутных соседей: Священной Римской империи и королевства Венгрии; Генуя не имела столь же ощутимой естественной преграды, но зато в рассматриваемый период менее опасалась серьезной сухопутной угрозы - Франция, появившаяся в итальянской политике с конца 15 века, не только не угрожала вторжением, но и сама переживала их, как во времена Альбиогийских войн. Венеция вплоть до конца 15 века несла на себе зримый отпечаток вольного города восточно-римской империи Византии, а Генуя, напротив, декларировала верность империи Западной. Наконец, Венеция обладала несравненно более сильным государственным и морским началом, тогда как выросшая из итальянских коммунальных штанов Генуя была и более сухопутной и менее упорядоченной. Венецианская олигархия, возможно, представляла собой наиболее совершенную форму среди себе подобных в истории, мягко совмещая ее с геронтократией. Генуя же была не столько государством (пусть даже и полисного типа), сколько торговой организацией, внутреннее положение в которой зависело от успешности внешних операций. Эти различия делали политику Венеции более устойчивой и последовательной, но лишали ее известной гибкости и скорости. Генуя, возможно, выдыхалась раньше, но точно наносила больше ударов. Венеция жертвовала краткосрочной эффективностью ради стабильности внутреннего устройства, которое тогда отвечало ее требованиям; в Генуе в ходе внутренней борьбы побеждал лучший (сильнейший), но это требовало известного времени и приложения сил.
Причины войн были столь же схожи, сколь и стороны их поведшие. Оба образования не имели желания и возможности проводить сухопутную территориальную экспансию, будучи финансовыми, морскими и торговыми государствами. И Венеция и Генуя поднялись на Крестовых походах, позволивших им оседлать главные торговые артерии между Европой и Азией. И Венеция и Генуя извлекали из этого огромный профит (да! да!), используя дряхлеющую Византийскую империю точно так же, как это впоследствии происходило не раз в истории (с испанской, османской, цинской, etc). И оба государства не выдержали исторического противоречия: их дела могли идти хорошо только в условиях существования слабой Византии и слабых крестоносных государств Ближнего Востока. Но эта слабость не могла быть вечной, она должна была погубить их или прекратиться. Как только, вместе с умершей классической Византией 1205 г., исчез призрачный регулятор между двумя республиками, война стала неизбежностью ибо теперь конфликт мог быть разрешен только простой борьбой сил.

Первые схватки
Главным, хотя и несколько невольным, инициатором и погубителем Византии стали вовсе не турки, как принято считать, а именно венецианцы. Уничтожив ее и заменив на эфемерную Латинскую империю в начале 13 века, дожи заявили претензии на то, чтобы стать главными наследниками почившей империи ромеев. Республика Святого Марка получила в свое расположение почти половину территории поверженной православной империи и использовала ее с умом. Нет, разумеется, венецианцы не были дураками и не собирались всерьез приниматься за управление этими землями, они лишь сняли пенку - заняли важнейшие порты и острова, получили торговые преференции, стремясь к торговой монополии. Генуэзцы, вполне достойно соперничавшие за влияние на восточного императора, внезапно оказались у разбитого корыта - их интересы, все плоды многолетних усилий, были, казалось, утеряны в один миг. Но все было не так просто.
Генуэзцы поставили на фактического правопреемника - Никейскую империю, самое сильное государство из уцелевших осколков Византии. Это, а также полная неспособность Латинской империи к чему бы то ни было, позволило им в значительной степени наверстать упущенное. Генуэзцы начали преобладать в Эгейском и Черном море. После реставрации Византии и возвращения Константинополя в 1261 г. игра пошла опять на равных, причем новая Византийская империя, тень прежней, уже не могла играть регулирующую роль и лишь присоединялась к побеждавшей стороне, излечивая таким образом отравления ядом.
Фактически, боевые действия начались даже раньше. Еще в 1255 г. генуэзцы развязали войну с венецианцами в остававшихся у крестоносцев землях Ближнего Востока. Но, в первую войну у Венеции был козырь, который невозможно было побить - мощный флот, с опытными экипажами и хорошим (единым!) командованием. Имевшие несчастье вступить с ними в морское сражение генуэзцы неизменно проигрывали, с тяжелым уроном. В первом же сражении у берегов Сирии венецианский флот из полусотни галер сразился с таким же по численности флотов врага и, прорвав строй врага, захватил или уничтожил половину генуэзских судов. После 1257 г. эта тенденция продолжилась и все три главных морских сражения той войны Генуя проиграла. Не имея еще умения побеждать в правильной борьбе, генуэзцы прибегли к морской политике слабейшего - рейдерству. Но и тут им не удалось пожать лавров - большой рейд на Адриатику закончился поражением, почти сорок судов было разбито десятком более крупных венецианских галер. В Генуе начались внутренние разборки.
Собственно говоря, война, завершившаяся миром 1270 г., продемонстрировала превосходство венецианского государства, в котором флот снаряжался вполне по современному, за казенный кошт и невозможность эксплуатации всего византийского наследия одной Венецией. Генуэзцы не победили, но и не потеряли приобретенного. Венеция могла поздравить себя с разрушением византийско-генуэзского союза и их намерения изгнать себя с морских путей, но это было вовсе не тем на что надеялись дожи после 1205 г. Строго говоря, несмотря на все неудачи, Генуя вышла из войны с более сильными позициями чем до нее - при всех колебаниях курса восстановленной Византии, на прежнее позиции в ней Венеция претендовать уже никак не могла.

Наши враги венецианцы, губители православия и враги империй
Зеркальные войны

Наши друзья генуэзцы, хранители католичества и помощники императоров
Зеркальные войны

Реванш
Если первая война закончилась достаточно неопределенно, то мир между ними был явно в пользу Генуи. За более чем двадцать лет между первой и второй войнами им удалось сломить конкурирующую Пизу, заручиться поддержкой могущественных соседей и укрепиться в новых восточных колониях, особенно на Черном море. В это же время Венеция пережила серию тяжелых ударов, включающих в себя голод, мятежи собственных колоний на Балканах и неудачную войну с итальянскими соседями. Кроме этого, в конце 13 века мусульмане наконец-то добили оставшиеся города крестоносцев на Ближнем Востоке, выбив у Венеции еще одну опору. В этих условиях вопрос торговых путей Черного и Азовского морей приобретал для нее важнейший характер.
В 1294 г. война началась снаряжением в поход большого венецианского флота. Почти семьдесят галер вышли в море, готовясь к операциям в Крыму. Но в пути их поджидал генуэзский флот, остроумно переиначивший римскую тактику времен Пунических войн. Если римляне принесли в морское дело абордажный, сухопутный бой, то генуэзцы попросту создали из своих судов плавучую крепость, соединив их между собой на манер огромного плота. Как правило, подобная тактика приводит к неудачам, но не в тот день. Венецианский адмирал послал свои суда в атаку и был отбит с огромным уроном - почти половина судов пошла на дно, да и сам он погиб в том бою. Это нельзя было назвать морским сражением в полном смысле этого слова - генуэзцы свободно перемещались на своей монструозной конструкции, а венецианская атака в лоб лишила их врагов всякого преимущества маневра. В сухопутном же бою генуэзцы имели несравненно больший опыт.
Торжествующая Генуя использует захваченную инициативу по максимуму: венецианская эскадра на Босфоре уничтожена, ее представителе в столице Византии арестованы вместе с имуществом республики, ряд портов в Восточном Средиземноморье атакован. Но Венеция не сдается - заключив союз с еще одним наследием злополучного Четвертого крестового похода Трапезундом, она прорывает генуэзскую блокаду у Константинополя и соединив свои силы на Черном море атакует Крым. Генуэзцы теряют Каффу, византийский император вынужден выйти из войны: на пути в Крым венецианская эскадра демонстративно топит все византийские суда, включая личную галеру базилевса. Наконец, венецианцы пускают огонька в генуэзском квартале столицы. В общем, больной скорее жив чем мертв и очень больно лягается.
Но кое-что все-таки изменилось бесповоротно: теперь и у Генуи есть правильный флот, снаряжаемый и направляемый государством. И это сказалось. В 1298 г. произошло главное сражение второй войны, в котором почти сотня венецианских судов была окружена несколько меньшим по численности генуэзским флотом. На этот раз Генуя не повторила ошибки своей соперницы - в дело пошел огонь и скучившиеся венецианцы погибли. Сдалась или пошла ко дну большая часть их галер, только трети удалось спастись. Тысячи моряков погибли, но еще неприятнее был моральный урон - два больших морских поражения подряд делали процедуру венецианского обручения с морем несколько претенциозной. Но именно на этом этапе сказалась устойчивость их внутреннего устройства: паники не случилось, со знаменитого Арсенала продолжали сходить новые галеры. Генуя же банально выдохлась, да и большие усилия, очевидно, были за пределами ее материальных возможностей. Мир заключенный в 1299 г. являл собою подтверждение прежних позиций, что в условиях изначального недовольства ими Венецией, означало ее поражение. Помимо неудачи в колониальной войне, венецианцы сдали своего главного союзника Пизу, отказавшись от ее поддержки. Эта война вознесла Геную на положение почти равное с Венецией.

Долгое ничего и новая война
Пятьдесят лет мира, наступившее после короткой войны, не особенно изменили соотношения сил. Оба государства испытывали давление на свои колонии, как на Востоке, так и у себя под боком. Но если Венеции приходилось тяжелее у себя, то Генуе, контролировавшей Черное море, приходилось отвечать на новые вызовы. В той же пропорции досталось им от пандемии середины 14 века. Принципиально новых причин для войны не было, но, в конце концов, чем плохи старые, особенно после долгого мира? Генуя стартовала внезапным захватов венецианских торговых судов в Крыму и в том же 1350 г. произошло первое сражение - венецианцы ответной атакой захватывают десяток вражеских кораблей в гавани Негропонта, их греческой колонии. Несколько генуэзцев спасаются бегством, чтобы спустя какое-то время вернуться с десятком своих случайно встреченных галер. Теперь уже они атакуют, уничтожая стоящие в Негропонте суда и захватывая сам город. В общем, достаточно комичная перемена позиций. Обе стороны прибегают к военной дипломатии - венецианцы явно успешнее. На их стороне в войну входят Арагон и Византия.
В 1352 г. генуэзский флот вступает в бой с объединенной эскадрой врага у стен Константинополя. Сражение начинают союзники, атакой арагонского флота, чей адмирал отказался слушаться своего венецианского командира. Византийцы лишь меланхолично наблюдали за сражением. Бой шел всю ночь и к утру союзники отступили. Из 64 кораблей Генуи было потеряно 16, союзники утратили 26 судов. Несмотря на тяжелые потери, Генуя извлекла успех из свой пирровой победы - после ухода венецианского и арагонского флотов Византия вышла из войны.
В следующем году Венеция взяла реванш на Черном море - ее эскадра атаковала Трапезунд, принудив его к нейтралитету и захватив генуэзские торговые суда. В том же году Генуя потерпела обидное поражение на своем поле - арагонско-венецианские эскадры разбили ее флот у берегов Сардинии, уничтожив или захватив три десятка галер. Бой опять носил сухопутный характер, на этот раз союзники скрепили суда цепями, не позволив генуэзцам разорвать свой строй. После этого поражения в Генуе опустили руки - дальнейшее сопротивление казалось безнадежным. Торжество союзников вскоре сменилось отчаянием - Генуя нарушила правила игры и подняла ставки. Вместо того, чтобы честно проиграть, Генуя подписала соглашение с миланским герцогством, войдя в него на правах самоуправления и прочей автономии. Это, как вы понимаете, совсем другое дело - вести еще и сухопутную войну немало истощенная Венеция не могла.
Теперь уже генуэзцы перешли в контрнаступление, их эскадра ворвалась в Адриатику и прошлась по владениям Республики Святого Марка. В погоню устремились срочно отозванные со всех направлений венецианские суда, но вскоре охотник сам превратился в добычу. Загнав генуэзскую эскадру на Хиос, венецианский адмирал расположил свой флот в Порто-Лонго и приготовился к зимовке. Экипажи 56 его кораблей чувствовали себя в полной безопасности, так что когда в гавань вошел генуэзский флот из 35 судов это оказалось для них полным сюрпризом. Одни корабли бежали потому что считали сражение проигранным, другие сдались из-за отсутствия на них команды, третьи погибли в безуспешной борьбе. Но итог был один - все они достались врагу, а венецианцы отступили на сушу, потеряв почти 5 т. человек. Битва у Сапиенцы положила конец третьей войне.

Такое поражение, вместе с крайне неудачно складывающейся общей обстановкой, привело к вспышке внутренней борьбы в Венеции, но от худшего ее спасли миланцы. Герцог вовсе не желал таскать для Генуи каштаны из огня и на правах сюзерена предложил вполне сносные условия, сводящиеся все к тому же status quo ante, т.е. довоенному положению, с признанием преобладающей роли республик в соответствующих частях Средиземноморья. Для генуэзцев, подошедших от краю пропасти к полной победе так близко это стало горьким разочарованием. Венеция же могла считать себя дешево отделавшейся. В общем-то, война принесла обеим сторонам лишь разорение. Но последний и решающий этап этой борьбы наступил только через двадцать лет.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
01.01.2016 2016
28.12.2015 Хотите
Архив записей в блогах:
Иногда смотришь исторический фильм и не можешь избавиться от впечатления, что тебе показывают день сегодняшний. Это из-за очень современных лиц актеров. Можно ли человеку 21 века придать вид человека прошлого? А если облагородить? Это и сделал художник Кьес. У него Рианна, ...
Недавно жителей Харькова начали призывать к эвакуации. Такие сообщения стали приходить впервые за всё время. Так что же происходит в городе? Жительница Харькова Ирина С. ведёт ...
"... Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться,.."                                                     ...
Сегодня вышла статья , заголовок которой я сделал заголовком своей записи. Bernie Bro -- это, в общем, уничижительный термин, часто используемый не по делу, так что я его не употребляю. Но в отношении Трампа этот термин как раз очень уместен. Я не читал статью в Атлантике по ссылке, но ...
Вчера закончил еще одну картину из серии "Начало начал" Это были дни равноденствия и она так и называется  "Весна - Равноденствие" 160-123 см, акрил, масло, оргалит. ...