ZAVODFOTO из ЖЖ: Из серии технические музеи: Музей истории Горьковского автозавода
zavodfoto — 23.10.2013 Оригинал взят у vnu4ka в Лето 2012. Нижний Новгород. Музей истории Горьковского автозавода.Давно не писала про наш круиз-2012 на теплоходе "Бородино", надо продолжить. Я сейчас прямо как героиня сказки "Дудочка и кувшинчик", которая одну ягодку берет, на вторую смотрит, третью примечает, а четвертая ей мерещится. Так и я: про один круиз пишу в жж, про другой делаю фотокнигу, третий недавний вспоминаю, а четвертый мне мерещится на следующую навигацию!
Итак, день в Нижнем Новгороде, где мы ездили на интересную экскурсию в музей Горьковского автозавода.
Большое впечатление на меня произвел нижегородский Соцгород. Вообще Соцгорода как явления мне очень интересны. В Екатеринбурге это Уралмаш, мы с Аней там пару раз бывали. Питерский Соцгород (Кировский завод?) я совсем не помню. Зато практически родным стал казанский Соцгород, потому что рядом с ним мы живем у Альфии. Но нижегородский Соцгород по размаху превосходит все вышеперечисленные районы. Монументальная застройка, огромные территории. Очень жалела я, что видела этот район только из окна автобуса, там бы пешком погулять… И дома интересные такие.
Но с самого начала. В Нижний мы пришли рано утром и встали на рейд прямо напротив Кремля
следом за нами подошел "Рихард Зорге"
в Нижнем всегда "полно народу", стоят теплоходы, кипит жизнь
мы стоим двумя бортами с "Василием Чапаевым"
а перед нами - два четырехдека, "Михаил Фрунзе" и "Георгий Жуков"
Садимся в автобус и выезжаем по направлению к Автозаводу. Ехать прилично. Проехали мимо Нижегородской ярмарки. Очень интересное здание, жаль, что я видела его лишь из окна автобуса. Может когда доведется рассмотреть подробнее - да только когда мы к нему подъехали, ворота были на замке
на улице плакат о сабантуе
из автобуса сложно фотографировать, но иногда что-то себе на память остается
вот и Автозавод
огромный район, там транспорт делает несколько остановок. На столбах портреты ударников - несмотря на то, что до собственно завода еще ехать и ехать, автозаводские территории уже вовсю тут
Нижегородский автомеханический техникум
ну, вот мы и подъехали к музею. Посмотрели мы лишь один из двух этажей музея, и то бегом :((
Огорчили два момента. Первое - что мы были сильно ограничены по времени. Были мы там около часа, этого хватило только на экскурсию в хорошем темпе, после которой надо было бежать в автобус. А мне хотелось и фотографировать и слушать. Пришлось, как обычно, разделиться: я фотографировала в другом конце экспозиции, где не было народу, а Аня слушала и записывала. А экскурсовод, кстати, была отличная!
Второй момент, который мне сильно мешал - это очень необычное освещение в музее и темно-красные стены. Темновато, но горят лампочки, которые бликуют и отражаются везде, где только можно. Вообще это достаточно эффектно, автомобили смотрятся в всполохах лампочек выигрышно. Но это убивает фотографии :((
Музей основан в 1961 году, в нынешнем здании находится с 1981 г. В музее представлены 26 моделей автомобилей, все на ходу. Рассказывается там, конечно, не только о моделях автомобилей, но и об истории завода, о людях, которые на нем работали
Итак, Горьковский автомобильный завод был основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод имени В.М. Молотова. Картина "На строительстве Автозавода" (из музея)
Первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы Ford, но они уже изначально несколько отличались от американских прототипов. Начальником технического отдела автозавода в те годы был В.В. Данилов
Нижегородский автомобильный завод (НАЗ) вступил в строй 1 января 1932 и через 28 дней с конвейера сошел 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА (с 1933 года — ГАЗ-АА) - первый советский грузовик. Обратите внимание на эмблему - НАЗ!
Бензобак у автомобиля располагался в передней части над двигателем, и кран надо было перекрывать на остановках. Скорость - 70 км/ч, 42 л/с.
Это легендарная полуторка, на которой, кстати, вывозили ленинградцев из кольца блокады по Ладожскому озеру.
На базе этой полуторки конструкторы ГАЗа создали обширное семейство оригинальных серийных моделей и модификаций, сочетая фордовские патенты с поиском и внедрением собственных решений.
Автобус ГАЗ 03-30
ГАЗ-ААА
ГАЗ-60 - вездеход
17 апреля 1935 года с конвейера завода сошёл стотысячный автомобиль. Это был легковой ГАЗ-А в виде фаэтона, во многом унифицированный с полуторкой, что облегчало производство. Таким образом, ГАЗ оказался первым автомобилестроительным предприятием в стране, выпустившим 100 000 автомобилей.
Автомобиль имел мощность 40 л/с, не отапливался.
В мае 1936 года начался серийный выпуск 4-дверного 5-местного седана ГАЗ-М-1 («Молотовец-1»), известного как «Эмка». Этот автомобиль стал самой массовой довоенной советской легковой моделью собственной разработки. Всего было изготовлено 62 888 экземпляров. Главным новшеством автомобиля стал цельнометаллический кузов (но изначально с деревянным боковым брусом крыши и её обтяжкой из дерматина), передовая для своего времени технология. Двигатель обладал мощностью 50 л.с., что позволяло автомобилю развивать скорость 100 км/час.
Буква «М» в индексе модели возникла оттого, что завод стал носить имя Вячеслава Михайловича Молотова, а «1» — порядковый номер модели. Буква «М» оставалась в обозначениях продукции завода вплоть до конца пятидесятых — начала шестидесятых годов (Молотов был снят со всех постов в 1957 году, исключён из партии в 1962-м и отправлен на пенсию в 1963-м).
В 1937 году ГАЗ-М-1 экспонировался на Всемирной промышленной выставке в Париже. А во время Великой Отечественной войны, автомобилем ГАЗ-61 (модификацией "Эмки") пользовались маршалы Советского Союза К.К. Рокоссовский, Г.К. Жуков и И.С. Конев.
Автомобиль использовался НКВД для арестов в годы сталинских репрессий 1937-38 гг., за что получил народные прозвища: «Чёрный ворон», "воронок" и "Черная Маруся".
В годы Великой Отечественной войны предприятие было целиком переориентировано на выпуск военной техники. Завод выпускал автомобили, танки, самоходные установки, минометы, снаряды для "Катюш".
На снимке корпус легкого танка Т-70, который выпускался на заводе в годы ВОВ (в 1942-1943 гг). Найден при реконструкции цеха металлопокрытий производства арматуры и колес в апреле 2008 г. - корпуса тарков врывали как бомбоубежища на территории завода.
Уже в первом послевоенном 1946 году в серию пошла «Победа» ГАЗ-М-20 и 2,5-тонный грузовик ГАЗ-51. 19 июня 1945 года в Москве состоялся показ "Победы" И.В. Сталину и было получено разрешение назвать автомобиль этим именем.
ГАЗ-М20 Победа выпускалась массово с 1946 по 1958 г. В музее стоит последняя сошедшая с конвейера машина, а всего их было выпущено 235 999 автомобилей.
ГАЗ-51 стал самым массовым грузовым автомобилем в послевоенные годы. Его модификации: автопоезд с седельным тягачом и полуприцепом ГАЗ-51П
ГАЗ-51 -грузопассажирское такси
санитарный автобус на базе ГАЗ-51
ГАЗ-51 в музее
В 1950-м с конвейера начал сходить представительский седан большого класса ГАЗ-12 «ЗИМ» (Завод имени Молотова). Это был шестиместный автомобиль массой 1800 кг с мощностью двигателя 90 л/с, что позволяло ему развивать скорость до 125 км/час.
Выпускался он с 1950 по 1960 г. Из Википедии:
"По сравнению с простоватой «Победой», с минимумом хромированного декора и обобщёнными формами, «ЗИМ» приятно удивляет элегантными линиями, роскошным стайлингом в американском стиле, вниманием к мелочам (которые и определяют в целом восприятие автомобиля), обилием хрома в отделке как экстерьера, так и интерьера.
Автомобиль был окрашен с лучшим доступным для ГАЗ-а качеством нитроэмалями в 7 слоев с ручной полировкой каждого. Цветовая гамма была не богата: автомобили красились в основном в чёрный, редко — белый и темно-зелёный цвета. Такси имели обычно серый цвет, а «скорые помощи» — цвет «слоновой кости». На экспорт предлагались также вишнёвые, зелёные и серые автомобили, а также двухцветные комбинации. Для Китая была выполнена партия автомобилей популярного там синего цвета, традиционно символизирующего удачу и успех.
Шины с белыми боковинами закупались в США и устанавливались только на выставочные образцы.
Интерьер автомобиля имел многие роскошные, по меркам тех лет, элементы — отопление и вентиляцию задней части салона в дополнение к передней, с отдельным вентилятором, реостат которого находился сзади же, для удобства пассажиров; широкие подлокотники для задних пассажиров, четыре пепельницы, мягкие поручни в спинке заднего дивана и по бокам, дополнительную подсветку, отдельный прикуриватель в пассажирском отделении и так далее".
ЗИМ — это единственная модель такого класса, ставшая товаром народного потребления, то есть поступившая в открытую продажу. Ни с последующей «Чайкой», ни с «ЗИСами» такого не было. Правда, цена в 40 тысяч рублей — в два с половиной раза дороже «Победы» — делала машину абсолютно недоступной для потребителя.
В 1953 году начался выпуск прообраза "джипа" - легкового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-69, в народе прозванного "козликом". Первые опытные образцы носили название «Труженик». Выпускался на ГАЗе до 1956 года, позже производство было полностью передано в Ульяновск — на бывший УльЗИС. За два десятилетия производства ГАЗ-69 было выпущено свыше 600 тысяч машин. ГАЗ-69 экспортировался в 56 стран мира, кроме того, в 1957 году техническая документация на массовое производство была передана в Румынскую компанию ARO, а в 1962 году — в Северную Корею.
В 1956 году на смену «Победе» пришёл седан среднего класса «Волга» ГАЗ-21, которую изначально хотели назвать "Звездой" (и на решетке действительно красовалась большая звезда). Выпускали ее в 1958-1970 гг, пятиместная машина развивала скорость до 130 км/час. Началась эпоха "Волги"!
А «ЗИМ» в 1959-м сменила элегантная «Чайка» ГАЗ-13, продержавшаяся в производстве свыше двух десятилетий. Это был советский репрезентативный (представительский) легковой автомобиль, выпускавшийся c 1959 по 1981 год. Всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели. Когда конструктора "Чайки" спросили, почему такое название, он ответил: "Ну как же! Есть река Волга, а над Волгой парит Чайка!" :) Разгонялась "Чайка", кстати, до 165 км/час.
Началось всё с работ по модернизации ЗИМа. В 1955 году на ГАЗ-е был создан опытный образец на его базе — ГАЗ-12В (также он известен под обозначением ЗИМ-12В). Он уже носил название «Чайка» и имел на решётке радиатора декоративную деталь в виде характерного профиля крыла этой птицы. Известно как минимум два различающихся деталями экземпляра этого автомобиля. Планировалось увеличить мощность двигателя, улучшить тормозные свойства автомобиля и внедрить автоматическую трансмиссию от «Волги». Однако время шло, и вскоре стало ясно, что стиль автомобиля устарел безнадёжно, внешняя модернизация существенно осовременить его уже не сможет. Поэтому работу над новым автомобилем начали «с чистого листа». Над созданием «Чайки» работал большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, дизайнеров и испытателей завода. Исходно проект разрабатывался под двумя девизами — «Чайка» и «Стрела», в итоге был избран первый.
В отличие от ЗИМа, который официально находился в свободной продаже населению (хотя и по очень высокой цене, более чем в два раза дороже «Победы»), «Чайка» никогда не была товаром народного потребления, даже не имела установленной розничной цены. «Чайки» использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (преимущественно — министров, первых секретарей обкомов), который выдавался как составная часть положенного «пакета» привилегий. Их вручали также известным людям: М. Шолохову, Г. Улановой, Ф. Кастро.
И седаны, и кабриолеты «Чайка» использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения.
Также, «Чайки» поступали в «Интурист», где, в свою очередь, их могли заказать все желающие, для использования в качестве свадебных лимузинов.
дизайнер Б.Б. Лебедев, один из создателей внешних форм автомобиля ГАЗ-21 "Волга", ГАЗ-13 "Чайка", ГАЗ-24 "Волга"
участники государственных испытаний легкового автомобиля ГАЗ-13 "Чайка"
С начала 1960-х на смену знаменитой «21-й» «Волге» велась разработка легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга», опытно-промышленная партия которого была готова в 1968 году, а с 1970 года началось массовое производство. Автомобиль был отмечен наградами: золотыми медалями на Международных выставках в 1969 году в Пловдиве (Болгария) и в 1970 году в Лейпциге (ГДР). Мечта советского гражданина!
на испытаниях автомобиля ГАЗ-24 "Волга": ведущий конструктор, инженер-испытатель и водитель испытатель
ведущий конструктор автомобиля ГАЗ-24
у автомобиля ГАЗ-24 было несколько модификаций. Вот автомобиль ГАЗ-24-01 "Волга" такси
автомобиль ГАЗ-24-03 "Волга"
автомобиль с двумя ведущими мостами ГАЗ-95 на базе ГАЗ-24
В 1977 году начался выпуск ГАЗ-14 «Чайка» — представителя третьего поколения легковых автомобилей большого класса. Этот автомобиль славился высоким техническим уровнем и комфортом. Первую партию автомобилей "Чайка" горьковские автомобилестроители отправили в подарок XXV съезду партии.
у этого автомобиля была модификация ГАЗ-14-05 с открытым кузовом типа "кабриолет"
В июне 1979 года исполнилось 50 лет Управлению конструкторских и экспериментальных работ автозавода. Фото президиума торжественного собрания:
Первый грузовой автомобиль ГАЗ-4301 с дизельным двигателем собран к юбилейной дате
Исторические фотографии рабочих моментов. Выполнение чертежей на графопостроителе
Успешно внедряются средства малой механизации. Работает устройство выполнения чертежей на графопостроителе
автоматизированный стенд ресурсных испытаний дизельных двигателей
компьютерный чертеж автомобиля ГАЗ-3105 "Волга"
в последующие годы выпускались следующие поколения "Волг" и других автомобилей. Вот легковой автомобиль ГАЗ-31029 "Волга". Выпускался он в 1992-1997 годы, развивал скорость до 147 км/час