рейтинг блогов

Запретное искусство дня сегодняшнего

топ 100 блогов alek_epstein13.07.2010

По следам вчерашней записи Юрий Вадимович Самодуров попросил разъяснить свою позицию. Я ответил Юрию Вадимовичу. Привожу эти письма полностью, без купюр... 

Уважаемый Алек,

спасибо за живое интересное описание впечатлений и за Вашу поддержку нас с Ерофеевым в суде. Наверное, мне стоит еще раз объяснить Вам и вашим читателям, почему принесенные Петей Верзиловым в помещение суда таракашки, по моему мнению, невоспитанность, а не остроумная художественная акция, олицетворяющая и визуализирующая "тараканий суд".

Дело очень простое. В помещении суда, где работают много сотрудников (секретари, уборщицы, судьи, приставы, адвокаты), куда приходят и куда вызывают много людей по разным причинам, в т.ч. не по своей воле, выпускать из коробки на пол сотни тараканов (Петя ведь принес их для того, чтобы выпустить, а не для того, чтобы показать милиционеру), вызывающих отвращение и неприятные эмоции у всех вышеперечисленных людей, совершенно не причастных к процессу о выставке "Запретное искусство", - это инфантильность, и вместе с тем — хулиганство.

Показывать же в выставочном зале работы, являющиеся нормальной частью современного искусства, даже если они шокируют многих зрителей, это не инфантильность и хулиганство, а реализация художниками и кураторами своих конституционных и культурных прав.  Петя, совершил мерзкий актик, СОЗНАТЕЛЬНО НАПРАВЛЕННЫЙ ИМ НА ТО, ЧТОБЫ ВЫЗВАТЬ ЧУВСТВО ОМЕРЗЕНИЯ у людей, находящихся в помещении суда. Я и Ерофеев, проводя выставку, НЕ ПЛАНИРОВАЛИ И НЕ СТРЕМИЛИСЬ ВЫЗВАТЬ ЧУВСТВО ОМЕРЗЕНИЯ У ЕЕ ЗРИТЕТЕЛЕЙ. Поэтому Петю за хулиганство нужно оштрафовать, а нас за организацию выставки, даже если она у кого-то вызвала шок, нужно поблагодарить. Вот и вся РАЗНИЦА. Жаль, что Вы ее не почувствовали. Защищать Петю Верзилина после его акции в суде - дело адвоката, а не мое и не Ваше, поддерживать "тараканью" акцию и выражать Пете солидарность и сочувствие глупо.

Ю. Самодуров

 

Дорогой Юрий Вадимович,

прежде всего, разрешите еще раз поздравить Вас с тем, что оно кончилось много лучше, чем могло бы. Это главное.

А теперь давайте порассуждаем подробнее об акции Петра Верзилова (Вы дважды написали его фамилию с ошибкой). Я вижу тут четыре возможных уровня анализа, и на всех четырех лично я прихожу к выводам, противоположным Вашему.

Во-первых, позвольте спросить - а принесли бы они не тараканов, а бабочек — ведь это тараканы "вызывают чувство омерзения" (не у всех, кстати, но у многих, да, вызывают), бабочек же все любят, правда? — Вы бы им рукоплескали? А это, например, могло подразумевать, что вот мадам судья сродни ночной бабочке...

И тут мы переходим к во-вторых. Образ таракана, как мы с Вами оба знаем, вот уже многие десятилетия является одним из значимых антитоталитарных образов русской культуры. Задолго до Владимира Путина, страной управлял другой диктатор, которому величайший русский поэт ХХ столетия Осип Эмильевич Мандельштам посвятил, безусловно, хорошо известное Вам стихотворение —

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.


Эти строки - в частности и особенно «тараканьи смеются глазища» — стоили Мандельштаму свободы, а потом и жизни. Как минимум, с тех пор, с 1933 года, таракан - значимый символ презрения художника к тоталитарной власти, попирающей, в частности, принципы свободы творчества. И я спрашиваю себя и Вас, дорогой Юрий Вадимович, так ли нерелевантны эти аллюзии в контексте Вашего и Ерофеева суда? Так ли уж нерелевантны?

Отсюда мы плавно переходим к в-третьих. И Вы с Андреем Ерофеевым (а точнее, выставленные Вами художники), и Петр со своими товарищами отстаиваете, в сущности, одно и то же право - право художника на свободу художественного прочтения общественно-политической реальности, право на то или иное высказывание или перфоманс, имеющие целью обратить внимание зрителей на те или иные значимые общественно-политические проблемы. Не мне Вам рассказывать, дорогой Юрий Вадимович, как ужасно функционирует российская система судопроизводства, насколько она насквозь коррумпирована, с одной стороны, и выполняет те или иные политические заказы, с другой. У этой системы воистину столько тараканов в голове, что мало не должно казаться никому, и два суда над Вами - маленький, но вполне отчетливый индикатор этого беспредела. Я думаю, дорогой Юрий Вадимович, что когда художник привлекает внимание общества к этой проблеме, он непосредственно выполняет этим свой и профессиональный, и гражданский долг. Я это к тому говорю, что критерий, который кажется Вам столь убедительным, что Вы его написали большими буквами (мы, дескать, никого оскорбить не хотели, а Верзилов, хулиган такой, хотел), не кажется мне убедительным совсем.

 

Отсюда напрашивается в-четвертых: Ваша выносящая мозг забота о чувствительности чутких натур секретарей, уборщиц, судей, приставов и других сотрудников того самого суда, где Вам два раза по полтора года отравляли жизнь. Вы знаете, когда хоть один милиционер, хоть один пристав, хоть один судья, хоть одна секретарша, хоть одна уборщица уволится оттуда, написав в заявлении "Не желаю быть соучастником вашей деятельности, направленной на разрушение пространства культурных свобод в современной России" - ну, тогда, видимо, стоит подумать о встречной любезности в их адрес. Пока же такая чуткая забота гонимого о душевном комфорте своих гонителей кажется мне, мягко говоря, дикой.


И последнее. Выставка, за организацию которой Вас судили, как мы отлично понимаем, радикальна только в нынешних российских условиях. На ней были выставлены работы, порой - сделанные десятилетия назад — классиков современного российского искусства, отдельных из которых уже нет в живых. Вагрич Бахчинян и Леонид Соков, Александр Косолапов и Авдей Тер-Оганян - уже практически хрестоматийные классики. Я думаю, яркому музейному руководителю, коим Вы являетесь, незачем оставаться в эстетике соц-арта 1970-х - 1980-х, ни жизнь, ни акционизм на месте не стояли и не стоят. Не ждите, поэтому, тридцать лет, чтобы к своему 90-летию организовать выставку «Запретное искусство-2041», на которой бы были представлены, в частности, видео- и фотосъемки акций Петра Верзилова и его товарищей. Поддержите его сейчас и не говорите о нем неуместные грубости, которые Вас не красят, не стоит тратить тридцать лет зря.

Запретное искусство дня сегодняшнего

Петр Верзилов во дворе Таганского суда

С самыми добрыми чувствами,

 

Ваш,
Алек

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Скажу вам честно, когда я прочитала в новостях , что уже в мае в одном из кафе Перми будет работать женщина-робот по имени Дуняша, во мне проснулся скептик. В моем представлении максимально приближенная к реальности машина с таким именем должна быть квадратной формы, с недобрым ...
  Физики и Лирики никогда друг с другом не дрались, поскольку водились в сугубо различных стаях. Кажется, лишь однажды наблюдал и тех и других в одной связке. Дело происходило уже много лет спустя по окончании института. Я приводил в жилое ...
Будучи в отпуске, снял копии документов своих предков и родни, которые по факту стали историческим раритетом. Для начала выложу разворот "Трудовой книжки колхозника" своего дяди, который работал в колхозе до и после развала СССР. В связи с этим нас ждет одно неожиданное открытие. Какое? Дл ...
"В этот день нужно прийти в храм. Человек, который не пришел в храм, а пришел на кладбище, совершает грех. Это день для духовной радости, для участия в богослужениях, молитвы и причастия", - заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям ...
Наблюдал на улице рестайлинговый яндекс.ровер. До этого такие на глаза не попадались. В Москве так вообще первый раз вижу. Может этот конкретный экземпляр из Сколково на рублёвку сам дотопал? Внешние отличия - обновлённая головная оптика (хотя ХЗ где у него голова, а где корма). ...