Закон о приравнивании блогеров к СМИ.
figunet — 04.07.2016 — ЗаконНе так давно Совет Федерации принял решение об улучшении закона,
который будет уподоблять блогеров к СМИ. Актуален этот закон или
нет? Не нарушает ли он Конституции РФ и может ли быть применимым на
практике и реальных условиях?
Что же представляет из себя этот закон? Его формальное название -
законопроект № 428884-6 «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и
отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросам упорядочения обмена информацией с использованием
информационно-телекоммуникационных сетей».
Его содержание можно обозначить тем, что блогеры, у которых
насчитывается три тысячи посетителей в сутки на личных страницах
или сайтах, будут внесены в особый реестр и представляться с этого
момента как СМИ. К самому блогеру это выдвигает ряд следующих
требований - теперь он будет должен публиковать только достоверный
материал, с соответствующим возрастным ограничением, и который
никаким образом не должен иметь в себе сведения о личной и частной
жизни людей или компаний. Также публикации не должны содержать
ничего экстремистского. Все это будет проверяться ответственными
органами и, если нарушение обнаружено, виновный будет нести
наказание по законодательству.
В дополнение ко всему, закон обязывает ставить в известность
Роскомнадзор, если вы решили начать передавать какую-либо
информацию в сеть и затем вам будет необходимо сберегать эти данные
в интернете еще шесть месяцев. Это касается только граждан и
фирм/компаний, деятельность которых связана с организацией
распространения информации. Если же сайты будут использованы в
семейных, личных и домашних целях, то это требование может не
выполняться.
Однако блогер со всеми его новыми обязательствами к проверке
публикующихся данных не имеет всех привилегий, которые могут быть у
настоящего журналиста. В частности, ему запрещается иметь
псевдоним, неразглашать источник информации, а также он лишается
права на предоставление информации. Это все ставит блогера в
неудобное положение.
Можно ли тогда относить их к СМИ? Главной функцией СМИ является
ответственность за формирование общественного мнения. Это не
учитывает то, что интернет - это просто место для общения и обмена
информацией. Блогер же, чаще всего, не способен так сильно влиять
на общественное мнение, как журналисты и СМИ.
Также невозможно пропустить тот факт, что данный законопроект не
учитывает их право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23
Конституции РФ) и право на свободу поиска, получения, передачи и
распространения информацию (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). При всем
этом до конца не понятно, какие ценности будут защищаться таким
образом. Одновременно с этим нормы Закона буквально "развязывают
руки" для недобросовестных действий работников государственных
инстанций по отношению к людям и фирмам, чьи интересы и права по
закону могут быть нарушены.
Одной из проблем является некая туманность и неточность о
"блогерском" законе. Основным критерием внесения в реестр является
посещаемость выше трех тысяч в сутки, при этом без учета характера
страницы. Таким образом, к СМИ могут относится не только блогеры,
но и просто интернет магазины детских игрушек или даже сайт
Государственной Думы РФ. А все потому, что понятие "блогер" не
сформулированно и не определено правильно и точно.
Следующей недоработкой является то, что блогеры будут обязаны
хранить огромное количество информации за свои средства. Однако,
если такой сайт взломают, то злоумышленники получат файлы с личными
данными владельца и пользователей его контента. Это недопустимо,
так как это является несоблюдением некоторых статей Конституции РФ
и закона о защите персональных данных.
В итоге получается, что закон о блогерах полон серьезнейших ошибок,
которые приводят к посягательству на права и свободы физических и
юридических лиц. Именно поэтому законопроект нельзя принимать
сейчас, в его существующем виде, пока он не будет улучшен и не
будет учитывать все тонкости юридического дела по отношению к
блогерам и обычным людям.
|
</> |