за что на одиннадцать лет? без суда, без адвоката

топ 100 блогов mi3ch05.09.2017 за что на одиннадцать лет? без суда, без адвоката

В коробочку к постам про финские школы раз, два, про швейцарскую и бельгийскую школу

Из рассказов Лилли Ким про американскую школу:

Про систему контроля и дисциплину в американской школе. К предыдущему посту возник спор - что если детей не заставлять, они не будут побеждать на олимпиадах и никогда не добьются ничего в жизни. Тут надо пояснить, что в тех двух американских школах - частной и бесплатной - где мы учились раньше и перешли вот сейчас система дисциплины и контроля поставлена так, как ни в одной российской я не видела. Начиная с количества пропусков не более 5 уроков в год (со справкой от врача можно, но тут поставят всякий доп и вопрос об успеваемости - на второй год в американской школе остаться тоже можно запросто), "нулевая терпимость к опозданиям", абсолютные требования к дисциплине в классе, "а что если я забуду сдать свою работу вовремя? - well... тогда я забуду перевести тебя на следующий уровень", оценки складывающиеся из трех составляющих - непосредственно результат теста, накопленные баллы за своевременное и качественное выполнение домашних заданий и участие в процессе - то есть нельзя получить А+ выучив ночью перед тестом, ты или учился весь курс добросовестно, или получишь С даже с хорошим тестом.


Разница глобальная - в подходе. Родителей из процесса убирают, потому что задача - научить ребенка, на том уровне, какой ему доступен для понимания в начальной, средней и старшей школе - организовываться самостоятельно. В этот момент закладываются основы тех явлений, что когда по всей Санта-Монике отрубились светофоры - никакого коллапса не возникло, движение самоорганизованно продолжалось без пробок и коллективных блокирований перекрестка. Когда во время пожара летом - район сам организованно эвакуируется до прибытия пожарных и полиции. Когда все сами сдают свои налоги и организуют в комьюнити театр, церковь, школу, муниципальное управление и т.д. Потому что родители не смогут "заставлять" всю жизнь и если маленький человек до взрослой жизни этот навык не разовьет у себя самостоятельно - то а) либо родителям (и государству потом) всю жизнь иметь дело с несамостоятельным членом семьи; б) либо, что в Америке случается в силу устройства общества - ему придется в неподготовленном виде конкурировать за рабочие места в услових студенческих кредитов, ипотеки и тотальной озабоченности людей успехом с теми, у кого навык самодисциплины и организации за школьные годы выработался и они спокойно могут опираться на свои навыки, уехав от семьи туда, где им предложили работу перспективнее.

На счет олимпиад - тут тоже есть всякие национальные соревнования по математике и прочему. И вот в прежней школе у Сони возник атомный конфликт с их прежним китайским чемпионом, потому что она вдруг показала результат лучше чем он. У мамы чемпиона возникла истерика и она побежала доставать всех - что ее сына надо заставлять, нагружать, лучше контролировать. На что ее спросили - а вы уверены, что он хочет быть чемпионом по математике? Вы уверены, что заставляя его все силы и время отдавать математике (которую он ненавидит) - вы не лишаете его возможности найти и развить тот талант, который у него есть и который он хочет развивать? Вот он у вас, например, ходит с удовольствием на дополнительные занятия языками и выучил уже три - испанский, армянский и английский в дополнение к своему китайскому. На что мама вопила, что языки она ему разрешает учить в порядке поощрения за успехи в математике. Ей пытались донести, что вот тут у парня очевидно талант и заставлять его не надо его развивать, а математика... Завершения таких историй я так же вижу регулярно. У подруги бойфренд вырос в чайнатауне СФ. Был заставляем учить математику и играть на скрипке. В 17 лет поссорился с родителями и ушел из дома. Сейчас работает одним из продюсеров на площадке "ходячих мертвецов", зарабатывает больше чем все его братья и сестры вместе взятые, с родителями не общается.

Ребенок мой через неделю сказал - "учителя в этой школе просто боги!" и на второй неделе бежит в школу, без всяких напоминаний и контроля. Потому что интересно. Потому что каждый учитель тут (и в прежней школе это тоже было) - свою задачу видит как заинтересовать детей. "Я здесь не для того, чтобы вы полюбили меня, а мой предмет". В прежней школе я была в шоке, увидев как строится процесс - как учителя организуют его в сочении с игрой, как строят коммуникацию с каждым учеником. Потому что это вопрос их профпригодности - заинтересовать, найти к каждому подход, каждому дать адекватную нагрузку, возможность и справедливую оценку.

Заинтересовать сложнее чем заставить, дать возможность осознанного выбора сложнее чем построить, научить осознанности сложнее чем подчинению. Но результат то очевидный. На днях самоорганизации - школа не превращается в хаос. Система функционирует сама по себе, потому что каждый сам знает зачем он что-то делает, как это надо делать и как сотрудничать с другими. Мне не надо контролировать как Соня готовится к тестам, потому что после того как им разъяснили график сдачи - что, когда, в какой форме. кому, как будут оценивать - она сама выстраивает свою подготовку. Так возникает эта картина - что без всякого контроля, когда нет уже учителей в школе, ученики сидят и готовятся каждый к своему. Никто не списывает - потому что понимает, что учится для своих целей, которые ему помогли понять. Потому что всем дана возможность выбора и смены приорететов, если вдруг понял, что не твое. Каждый учитель ведет свой класс так, чтобы а) заинтересовать, б) поддержать тех, кто хочет углубленно с предметом познакомиться, в) не давить тех, у кого явно страсть к другому - спорту, другим предметам. им просто дать возможность нормально подготовиться к общим тестам и сдать их без стресса.

Потом, когда внешняя форма (контроль) убирается - то, что внутри не рассыпается как песок. Потому что система не снаружи - она у каждого внутри в результате.
___

Про школу в Америке, как обещала. Подробнее про запрет делать уроки с детьми. Конкретно про снятие или хотя бы уменьшение стресса детей и родителей по поводу обучения насколько это возможно. Еще в прежней школе на мой вопрос "что я могу сделать, чтобы помочь Соне быстрее адаптироваться?" - меня тут же попросили не делать ничего. Особенно не делать с ней уроки и вообще не вмешиваться. "Единственное, что вы реально можете сделать - это не добавлять ей стресса своим беспокойством". Особенно это относилось ко мне и китайским родителям. Нам объяснили, что контролируя процесс обучения и делая уроки вместе с ребенком, мы прививаем ему чувство беспомощности - что сам он не справится, стрессуем его необходимостью еще нам угождать успешностью своей адаптации и лишаем радости достижения, когда получается. Мол, ваше обучение уже закончено - учится она. И от вашего вмешательства никакой пользы кроме вреда. Ничего кроме синдрома самозванца вы не тренируете у ребенка таким образом, - строго сказал мне учитель истории, работавший в прежней школе. Потом я узнала, что у них целая практика преодоления этого явления, правда возникла она в связи с Asian American society limitations. Китайцы, мол, дико стрессуют детей семейным контролем процесса учебы и это, как разные исследования показали - вредит. Мол, даже одаренные дети в условиях этого прессинга добиваются чего-то совсем не благодаря, а вопреки ему. А обычные так и вообще - показывают результаты ниже, чем очевидно способны.

В новой школе нас встретили точно также. Выдали расписание. На мой вопрос, что я могу сделать - мне предложили побыть волонтером на школьном пикнике или пожертвовать на обновление газона футбольного поля. Когда выданный Соне шкафчик не открывался - зам директора школы vice principal, который следил, чтобы все шло без напряга, сказал все то же - давайте срочно уменьшим ваш стресс и пошел с нами разбираться с локером. Нашел работающий, сам все проверил. Потом я спросила его - должна ли я к первому учебному дню поменять черно-красный цвет Сониных волос на более натуральный или хотя бы менее вызывающий?
- Что в этом вызывающего, мэм? - поинтересовался замдиректора. - У меня две дочери. У одной волосы синие, у другой фиолетовые.
- Эээ... Ну раз вы окей с этим, звучит очень успокаивающе, - говорю я.

И тут меня снова призвали ни о чем не волноваться, не добавлять стресса ей и себе, потому что мы только что переехали, Соня идет в новую школу - это все очень-очень большой стресс, поэтому давайте не будем его увеличивать. Занимайтесь, мол, своими делами, мэм. Не заставляйте вашего ребенка плюс ко всему, что ей сейчас предстоит преодолеть, волноваться еще и о вашей реакции. При всем уважении, мэм - школа не является зоной вашей ответственности или компетенции. Мы благодарим вас за доверие и обычно оправдываем его. Не без гордости, уверенным голосом заверил меня замдиректора в шортах, майке и стоптанных кроссовках, с выцветшими татухами на руках.
Тут я вдруг поняла, что меня дико стрессовало в исторически сложившейся практике взаимодействия со образовательными учреждениями в России - это вот именно нарушение границ и смещение зон компетенций. Что на семью зачем-то складывали часть функций школы - учить, контролировать, мотивировать, оценивать и т.д., а от школ и детсадов постоянно ожидалось исполнение функций семьи, что учительница будет как мама, а физрук и трудовик как мудрый батя.

Первую неделю вновь прибывшим ученикам объясняли правила. За что их будут оценивать и как. Никого не заставляли рассказывать о себе, не строили, не выделяли. Всех просто собрали и просто пошел процесс. Рутинно, спокойно. Чем меньше что-то специально выделяется - тем меньше стресса. Ну начали учебный год и начали. Ну новая школа и новая. Обычные дела. Ничего особенного.

___

Про middle school (6 класс). Перед отъездом меня пугали отвратительным качеством американского школьного образования. Мол, до старших классов таблицу умножения проходят и простые уравнения. Система обучения действительно другая. Расписание каждый день одно и то же: английский, наука, социальное, математика, физкультура, потом два предмета, которые студент себе сам выбирает. У нас это дополнительный английский и арт (рисование).

Английский язык - это наши литература, язык, этика и основы психологии разом. Каждую неделю читают по книге, обсуждают, пишут эссе. Все упражнения, которые мы делали на русском - про запятые, обороты и проч. включены в условия эссе. Разбирают мотивации, как возникают разные чувства и т.д. В этом месяце по программе: "Арифметика Дьявола", "Загадочный случай Джекила и Хайда", "Превращение" (Кафка), "Война миров".

Наука - это физика, химия, биология и экология вместе. Как все устроено и системно взаимодействует. Например, физика света, после этого химия фотосинтеза, потом растительный мир и почему вреден смог. Поскольку все изучается во взаимосвязи - то лучше усваивается и экономит время, развивает системное мышление.

Математика - как наши алгебра и геометрия вместе. Все начальные уровни - площади, простые матрицы и т.д. Все задания привязаны к практике. Например, вычисления площадей учат на абстрактных фигурах как у нас. Задания например: вычислить сколько краски нужно для покраски стен комнаты, потолка? Сколько коврового покрытия на пол? Не забыть вычесть площадь окон, дверей. Или вычислить сколько галлонов воды в круглом бассейне и т.д. Раздел "Проценты" начинается с заданий как посчитать налог и конечную цену товара, сколько дать чаевых и заканчивается вычислением платежей по ипотеке.

Социальные науки - это история, социология, экономика вместе. Как все взаимно влияет друг на друга.

Физкультура... Американская физкультура это жесть! Тренерша мисс Шелтон - бывший морпех. Сначала общая физподготовка, потом обучение командным видам спорта. Сериал Glee встал передо мной в натуре - как мисс Шелтон троллит учителя науки мистер Гандерса.

Арт класс - прекрасен. Сейчас учат законам перспективы. Техника классическая с дополнениями - типа, рисуем стакан с водой, который стоит на подоконнике. Т.е. Сразу и технику перспективы и света. Каждый набросок надо делать другим видом материалов - карандаш, мелки, уголь и т.д. Чтобы понять как они взаимодействуют с бумагой и научиться выбирать правильные инструменты для задач.

via

за что на одиннадцать лет? без суда, без адвоката за что на одиннадцать лет? без суда, без адвоката за что на одиннадцать лет? без суда, без адвоката за что на одиннадцать лет? без суда, без адвоката

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кадровый кризис не позволил КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» выдвинуть достаточное число кандидатов На предстоящих 10 октября 2010 года выборах в органы местного самоуправления количество замещаемых мандатов составит 52472 места. При этом к ...
Моя первая любовь - с первого взгляда... Да не просто любовь - страсть! Увидела - и поняла, что пропала. Я молча стояла и смотрела на него, понимая, что моим он не ...
Намедни погожим весенним деньком прогулялись по Театральной площади. Пофотографировали всякое окружающее. На память. Театральная площадь (ранее площадь 350-летия Красноярска) - красивейшая центральная площадь города. Строительство театрально ...
Плюшевому мише Шуша дала имя — Голубенко. Очень хорошее имя для медведя, не сомневайтесь! А много ли у вас дома плюшевых медведей названых в честь репетитора по прикладной ...
 Интересная мысль меня посетила, а ведь большую часть жизни мне довелось ...