В канун 3-хлетней годовщины катастрофы рейса МН17 российский Forbes
опубликовал статью:
О том, что Украина не закрыла свое воздушное пространство над
зоной вооруженного конфликта на юго-востоке страны (зоной
антитеррористической операции – АТО), сказано уже очень много,
начиная с подробного анализа этой темы в Итоговом отчете по
результатам технического расследования Совета по безопасности
Нидерландов (DSB), опубликованного 22 октября 2015 года. Все
«антиукраинские» аргументы с обязательной ссылкой на голландский
отчет сводятся к тому, что Украина должна была полностью закрыть
воздушное пространство, и тогда бы малазийской Boeing 777, сбитый
над зоной АТО, остался бы цел, летя 17 июля 2014 года из Амстердама
в Куала-Лумпур немного другим маршрутом.
.......
Представляя итоговый отчет, председатель Совета по безопасности
Нидерландов Тьиббе Яустра сказал: «…воздушное пространство над
юго-восточной частью Украины должно было быть закрыто как
превентивная мера, однако авиационные власти Украины не сделали
этого. 61 оператор летал над этим регионом и считал это
пространство безопасным – они не ожидали, что оно было небезопасным
для гражданских самолётов. В день аварии до тех пор, пока
пространство не было закрыто, 160 коммерческих авиалайнеров
пролетели над районом. Как страна отправления Нидерланды не несли
никакой ответственности за то, чтобы консультировать Malaysia
Airlines или KLM как партнера относительно выбранного маршрута
полета». Но в самом итоговом отчете отмечено, что «существующая
система ответственности в отношении полетов над конфликтными зонами
является неадекватной».
Казалось бы, тема незакрытия Украиной своего воздушного
пространства на этом исчерпана – дальше слово за судебными
решениями. Но не торопитесь, у этой истории есть почти детективное
продолжение.
***
Если вы откроете 180-ю страницу итогового отчета DSB, то
обнаружите, что Россия вдруг, в ночь на 17 июля 2014 года,
закрыла ввела ограничения выпуском документа NOTAM UUUUV6158/14 для
полетов гражданской авиации свое сопредельное с Украиной российское
воздушное пространство в зоне ответственности Ростовского
зонального центра единой системы организации воздушного движения
вплоть до высоты более 16 километров (до эшелона FL530), что
сопоставимо с максимальной высотой поражения зенитного ракетного
комплекса «Бук» (около 18 километров). И уже через 17 часов 20
минут над сопредельной с Россией территорией Украины некий ЗРК
«Бук» сбивает малазийский Боинг с пассажирами.
Вдумайтесь: на юго-востоке Украины несколько месяцев идет
вооруженный конфликт, в зоне которого размещены украинские «Буки» –
и все это время российские службы управления воздушным движением
это никак не беспокоит. Российская авиация не пересекает
российско-украинскую границу, сепаратисты (они же повстанцы,
ополченцы, они же взявшие в руки оружие донецкие шахтеры и т.д.)
своей авиации не имеют, поэтому украинские «Буки» никак не
используются, и Россия совершенно спокойна. По мере ужесточения
конфликта сепаратисты/ополченцы начинают использовать непонятно
откуда взявшиеся переносные зенитные ракетные комплексы, сбивая
украинскую военную авиацию. После каждого случая Украина вводит
временные (от нескольких часов до нескольких дней) ограничения на
полеты гражданской авиации. Россия невозмутима. Высота
перехватываемых сепаратистами/ополченцами воздушных целей
постепенно растет, сообразно этому растет и высота запретов на
полеты гражданской авиации, объявляемых Украиной: сначала было
нельзя летать ниже полутора километров (5 тыс. футов), затем (с 6
по 30 июня 2014 года) ниже эшелона FL260 (7925 метров). Россия
по-прежнему не реагирует.
14 июля 2014 года Украина ограничивает минимальную высоту
полета транзитных гражданских судов над зоной АТО эшелоном FL320
(9754 метра; кстати, в итоговом отчете голландцев на стр. 209 по
поводу превентивного введения этого ограничения сказано «Причина
этого изменения остается неясной»).
Россия ждет еще два дня, и
16 июля публикует свой запрет (вступает в силу в ночь на 17 июля)
для сопредельного с Донбассом российского воздушного пространства
на полеты ниже… сразу 16150 метров. (Примечание: неправда, см.
текст NOTAM ниже). Иначе говоря, с 00:00 17 июля 2014 в
воздушном пространстве России, граничащим с украинской зоной АТО,
гражданским самолетам запрещается летать на высоте, простреливаемой
ЗРК «Бук». Ограничения вводятся «для обеспечения безопасности
полетов», а в качестве их причины указываются «боевые действия на
территории Украины вблизи государственной границы Российской
Федерации и факта стрельбы с территории Украины в направлении
территории Российской Федерации».
Когда в ходе расследования Совет по безопасности Нидерландов
запросил российскую сторону о причинах ввода ограничений на полеты
гражданской авиации в приграничных районах российского воздушного
пространства в зоне ответственности Ростовского зонального центра
единой системы организации воздушного движения, введенные в
действие в полночь на 17 июля 2014 года, то Росавиация ответила,
что это сделано с целью «согласования ограничительных мер с
прилегающим воздушным пространством Украины». Но на самом деле
никакого согласования не получилось – Украина закрыла воздушное
пространство до высоты 9454 метра (эшелон FL320), выше которого
можно было летать, а Россия закрыла со своей стороны границы
воздушное пространство до гораздо большей высоты 16150 метров (до
эшелона FL530), что по сути являлось полным запретом на полеты
гражданской авиации.
На вопрос голландских экспертов DSB об очевидном «конфликте
высот» двух запретов (FL320 западнее российско-украинской границы и
FL530 восточнее), т.е. о причине введения Россией запрета выше
украинского, и именно до высоты более 16 километров – Россия так
ничего и не ответила.
......