Ян Фабр и "Страхи и фобии Эрмитажа".

топ 100 блогов babs7121.11.2016 Некоторое время назад в Эрмитаже открылась крупная выставка современного бельгийского художника Яна Фабра. Вызвала она достаточно неоднозначную реакцию и активную дискуссию в обществе. И самое неприятное в том, что в дискуссию уже влезли попы. Глава отдела Петербургской епархии по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Александр Пелин уже задается  вопросом: "для чего нам в России такое искусство?", а в наши дни, увы, православные погромщики избавлены от всякой юридической ответственности. Напомню, что совсем недавно, 4 ноября, было закрыто дело против Людмилы Есипенко, участницы погрома на выставке скульптора Вадима Сидура. Можно вспомнить и историю с выставкой фотографа Джока Стерджесса, когда "Офицеры России" пикетировали ее с откровенным нарушением закона о митингах.
В связи с этой ситуацией в качестве одного из аргументов в этой дискуссии Научно-просветительским отделом Эрмитажа было решено провести экскурсию для блогеров  "Страхи и фобии Эрмитажа". Как пишут в официальном инстаграмме музея: "Событие призвано продолжить дискуссию, возникшую в обществе и в частности в социальных сетях, после открытия выставки современного бельгиского художника Яна Фабра "Рыцарь отчаяния, Воин красоты". Что может и должен выставлять Музей? Все ли зритель считывает, гуляя по анфиладе залов, наполненных, казалось бы, только Красотой и Гармонией, часто не замечая Страха и Ужаса, таящихся в картинах Старых Мастеров? Как универсальный и энциклопедический Музей, которым и является Эрмитаж, должен показывать "пограничные экспонаты", предметы археологии из захоронений и могильников? Как должен строиться диалог между Музеем, Экспонатами и Зрителем? Вот небольшая часть вопросов и тем, на которые отвечает или заставляет задуматься эта экскурсия". Принял участие в этой экскурсии и я.
Экскурсия началась в 10-00, а музей открывается в 10-30, поэтому было несколько непривычно идти по знакомым, но совершенно пустым залам:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Первую половину экскурсии у нас вел методист I категории Павел Петрович Азбелев. И посвящена она была человеческим останкам на экспозиции археологии Сибири. Начали мы с Таштыкских погребальных масок:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Маски, лежащие на нижней полке более поздние и их уже снимали практически так же, как и в наши дни: на лицо накладывается глина и полученный слепок служит формой, в которой затем отливается сама маска:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
А вот верхние маски более ранние, такую технологию еще не придумали, поэтому голову человека просто обмазывали глиной, оставляя саму голову внутри (что на этих снимках хорошо видно):
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Голова мумии вождя из первого Пазырыкского кургана:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Что интересно, мумифицировали тело не для сохранения его в могиле (как делали древние египтяне), а для проведения длительных погребальных церемоний (как я понял, они могли длиться неделями, а то и месяцами).
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Кстати, вождь этот по всей вероятности погиб от рук врагов, которые его оскальпировали:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
А это кусок кожи с его руки - самая древняя в мире татуировка (делалась она сажей). Рассказывают, что ее публикация в 40-е годы приобрела в мире большой фурор и некоторые любители тату даже стали набивать ее копии на себе.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
А вот туша принесенной в жертву лошади (дырка в черепе - след удара чеканом):
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
На лошадь была надета вот такая маска:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Маски эти я видел и раньше и думал, что это просто такая парадная сбруя "для красоты". Однако, оказалось, что это именно жертвенное облачение для лошади (на маске изображался хищник, как бы терзающий этого коня).
А вот еще одна аналогичная маска:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Не меньше удивила меня и судьба тех, кто начал раскопки Пазырыкских курганов: Михаила Петровича Грязнова (он непосредственно руководил раскопками кургана) и Сергея Ивановича Руденко (он возглавлял экспедицию). Как оказалось, в начале 30-х годов их обоих арестовали. Но если Грязнова за отсутствием состава преступления просто выслали на три года в Вятку, то Руденко оказался на Беломорканале. К счастью для него, он не был обычным гуманитарием, а заканчивал естественное отделение физико-математического факультета Университета, так что вместо того, чтобы возить тачку с землей, начал заниматься гидрологией, продолжил работу в этой области по выходе из заключения и даже позднее защитил докторскую диссертацию. В годы блокады именно он руководил составлением прогнозов ледового режима Дороги Жизни, а к археологии он вновь вернулся уже после войны.
И еще одна мумия - на этот раз целая:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Происходит она из самого роскошного Пазырыкского кургана - Пятого:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Хотя из-за потемнения кожи этого и не видно, на теле также есть татуировки:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Интересен их принцип: на плече и спине в районе сердца рисовался хищный зверь (типа - пусть у тебя будет сердце льва). На руках изображали мертвых животных (руки умерщвляют добычу), а на ногах - скачущие горные козлы (чтобы ноги бежали быстрее). Кстати, последний пункт имеет свою аналогию в современных блатных татуировках - на ногах пишут "они устали, но их не догонят" (скифы писать не умели, потому и рисовали козлов)

Еще одна лошадиная маска:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Кстати, я с удивлением узнал, что в том помещении, где сейчас выставлены предметы Пятого Пазырыкского кургана, располагались солдаты лейб-гвардии Финляндского полка. Именно на эту комнату пришелся основной удар взрыва, устроенного Степаном Халтуриным (фото могилы погибших солдат я в свое время выкладывал здесь: http://babs71.livejournal.com/294947.html).
Далее нашу группу передали в руки заведующей сектором в отделе НПО Ольги Георгиевны Махо:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Она провела нас по второму этажу Эрмитажа, обращая наше внимание на тематику смерти в таких "невинных" вещах, как натюрморты малых голландцев. А начали мы со знаменитой статуи Вольтера работы Гудона:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
По некоторым версиям, для того, чтобы сделать такое блюдо с рыбками, змейками и прочими раками брали живых рыбок и змеек и обмазывали глиной:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Этот Генрих IV непосредственно к экскурсии не относится, я его снял просто по дороге:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Так же как и эту дамочку:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Но наибольший интерес во второй половине экскурсии у меня вызвала история картины "Мученичество апостола Петра":
Цифровая репродукция этой картины находится в коллекции интернет-галереи Gallerix.ru( http://gallerix.ru )
Считается, что это копия первого варианта картины Караваджо для капеллы Черази церкви Санта-Мария дель Пополо. Однако заказчики работу забраковали. Видимо они ожидали, что будет изображен "солидный господь святой Петр для солидных господ". Вместо этого, у Караваджо страдающего несчастного старика весело распинают радостные молодые люди, одетые по последней моде, так что поневоле пришлось бы задуматься: а где бы ты сам был в той ситуации? Так что реакция заказчиков неудивительна, а Караваджо пришлось работу переделать: теперь крест воздвигают не на зрителя, а от него, да и веселые ребята смотрят в другую сторону, и вообще весь этот ужас теперь не рядом, а где-то там.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Обе экскурсии оказались чрезвычайно интересными, за что я сотрудникам Эрмитажа чрезвычайно благодарен. А после экскурсии я ознакомился с частью выставки Фабра (дело в том, что она располагается как в Эрмитаже, так и в Главном штабе, а идти туда у меня уже не хватило сил). Организована эта выставка довольно необычно, поскольку работы Фабра расположены прямо внутри постоянной экспозиции Эрмитажа, рядом с обычными работами:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Забавные "рыцарские доспехи" прямо в Рыцарском зале:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Фабр очень любит делать свои автопортреты. Тут он с рогами:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Мраморные рельефы стоят рядом с портретами Ван Дейка:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Черепа, держащие в зубах чучела животных расположены рядом с фламандскими натюрмортами (смотрится это сочетание очень забавно)
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Рисунки Фабра висят рядом с Нидерландской живописью:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Еще один "автопортрет" Фабра, "истекающего кровью" перед картиной:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Рисунок кровью (таких на выставке было несколько):
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
"Человек, измеряющий облака" выставлен во дворе Эрмитажа:
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
Ян Фабр и Страхи и фобии Эрмитажа.
В целом, мне не слишком понравилась сама выставка Фабра (я не любитель концептуального искусства), но вот ее организация Эрмитажем действительно интересна, так что музейщикам респект и уважуха.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Очень непривычно пока снимать всё на видео. Без сценария, когда нужно за две-три минуты продумать и структурировать речь с хорошими примерами и смешными шутками, трудно - очень много важного опускал или забывал. Ещё нужно было снимать видео, потом делать фотографии и быстро бежать от ...
Исторически продолжительность жизни на Украине всегда была выше на пару лет, чем в России. Никогда ОПЖ в советской России так и не смогло преодолеть рубеж - 70 лет, в то время как украинская ОПЖ была выше 72 лет в 1964 году. Но снова повторить это достижение удалось только в 2019 году и ...
Как я и говорил, в истории с "расследованием трат на Олимпийские Игры в Сочи" "от Навального" (в кавычках) мы имеем дело с организованной и оплаченной антироссийской кампанией, направленной на ухудшение имиджа российской Олимпиады и России в целом по заказу Freedom House. И это не вопрос ...
сплошной у меня пессимизм. Без шуток. Впечатление, что всякая сволочь мировая на нас ополчилась. И наши внутренние леваки ещё и подначивают... Блин. Не дай бог Биби прогнуться. Под этим грузом. Сейчас скажу непопулярное. Биби - это атлант, который сейчас держит Израиль. Выбьют атланта, ...
Это так мииило - есть такую красоту! Фотограф Doaa Hamza ...