рейтинг блогов

Якутия–Таймыр, часть третья.

топ 100 блогов nub1an26.04.2011Путешествия Что ж, продолжаем наш небольшой рассказ.
В прошлых сериях мы бодро проехали более 3 000 километров по Якутии по общегражданским дорогам и зимникам.
Прибыли в Юрюнг-хая и отсюда начали движение на Таймыр, к Хатанге.
Погода благоприятствовала, –30 и постоянные гало.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Итак, часть третья, развлекательная.
72º северной широты, граница Якутии и Таймыра, тундра, гало и безлюдные снежные просторы.

Юрюнг-хая – конечная точка обслуживаемых зимников.
Сюда дорогу чистят, накатывают, есть довольно интенсивное движение.
А дальше всё, только целина – девственные русла рек и тундра.
Необходимости в траспортном сообщении с Таймыром здесь нет, а потому и нет траффика, нет ни колеи, ни даже направления.
Изредка, примерно раз в две недели, раз в месяц проходит грузовой транспорт – немногочисленные местные предприниматели возят мясо оленя и продукты.
Они знают «форватер» и именно такой КАМАЗ нас сопровождал.
Но нам повезло, неделю назад в направлении Хатанги прошел еще один КАМАЗ и дорогу замести не успело, поэтому у нас была колея.
Впоследствии нам это очень помогло.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Вот примерно так она выглядела с высокого берега Анабара.
До Хатанги оставалось 500 км.

Якутия–Таймыр, часть третья.

На первых же метрах пути нас ждало жесткое бездорожье.
Рассвет, утренняя зарядка.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Часто были места, где ветер выдувал снег со льда и мы могли двигаться, но так же часто и были места с довольно глубокой колеей.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Машина в такой колее садится мгновенно и бесперспективно.
Пытались найти объезды и часто находили их.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Вообще, первый день был днем поиском тактики. Как двигаться по такому снегу, кто за кем идет, какое давление в шинах, какая передача и пр.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Проводку машин делали буквально каждые сто метров.
Вот сначала едется хорошо.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Потом немного посаживается задняя ось.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Потом еще сильнее.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Тут любопытствующие спросят, а как же цепи? А никак.
В это сложно поверить, но под ногами снега примерно по бедро. С цепями машина поедет вниз, а не вперед и в итоге не сможет толкать перед собой такую кучу снега.
Надо отметить, что снег в тундре совсем не такой какой привыкли видеть жители средней полосы.
Он твердый, звонкий, по нему зачастую можно ходить как по бетону, но если машина проваливается, то это глубоко и надолго.
Именно поэтому по тундре ездят поверх снега. Малейшая пробуксовка и машина начинает ехать вниз.
Так что движение в натяг, аккуратная работа с газом, давление в шинах примерно 0,3 и вперед.

Вот, например, машина еще едет, но колеса уже начинают пробуксовывать.
Дружная команда пытается аккуратно вытолкнуть её наверх, на поверхность.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Но – не буду утомлять особенностями северного бездорожья, скажу лишь, что дело это крайне непростое, за первый день мы прошли всего 20 км, а весь путь в 500 км до Хатанги мы шли 5 дней по 12 часов в день.
На многие дни нашим лучшим другом стала лопата.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Физические упражнения – что может быть лучше на свежем воздухе морозным утром? :)

Якутия–Таймыр, часть третья.

Якутия–Таймыр, часть третья.

А вокруг – берега реки Харабыл, левого притока Анабара.
Ну и гало, конечно.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Вообще, гало нас сопровождало долгое время, сначала мы фотографировали и так и эдак, но очень быстро мы перестали его замечать.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Вокруг ничего живого, лишь снег, да солнце. Первое поселение здесь – Попигай, до него оставалось 300 км тундры.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Снегом любоваться можно бесконечно. А как он звенит под ногами, а как переливается...
Говорят местные народы различают десятки видов снега. Подтверждаю, так и есть.

Якутия–Таймыр, часть третья.

А еще здесь совсем другое солнце. Оно не такое яркое, как будто в дымке.
Иногда вокруг всё желтое от его света.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Постепенно река закончилась и мы вышли в тундру.
Семен, водитель КАМАЗа, пугал нас, что в тундре будет вообще жесть, мы никуда не проедем.
Но оказалось наоборот, мы пошли гораздо быстрее.

Забегая вперед, хочу сказать, что ни одно предположение о проходимости того или иного участка от водителей грузовиков не оправдалось. Ни одно.
Где нам говорили будет очень трудно, мы ехали быстро и без особых проблем.
Где нам говорили тут хайвэй, мы двигались по 20-30 км за сутки.
Ну и конечно, буквально все были уверены что мы не пройдем, легковой техники здесь нет в принципе.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Почти каждый день мы меняли и бортировали колеса.
Две машины были без камер и шины на низком давлении быстро спускали.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Меняли колеса и ребята на КАМАЗе.
100 кг колесико, кстати.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Вечером нас ждали закаты и звезды на кристально прозрачном небе.

Якутия–Таймыр, часть третья.

А утром рассветы.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Вставали мы традиционно с восходом солнца и день начинался с заправки.
Без топливной поддержки здесь пройти – без шансов. И это нам еще везло с погодой, мы не стояли на месте сутками в пурге.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Снова привычная колея, идем бодро, шутки по рации, впереди водороздел, он же – граница Красноярского края и Якутии.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Внезапно слева...

Якутия–Таймыр, часть третья.

Мы приближались к стойбищу оленеводов.

Якутия–Таймыр, часть третья.

В отличии от ненцев, долгане в тундре живут не в чумах, а в балкáх.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Это обычные вагончики на санях, внутри буржуйка.
Их олени прям так и перевозят.

Долгане, так же как и эвенки одеты в гражданскую одежду.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Народ традиционно пьян, но дружелюбен.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Транспорт – только снеходы, да нарты.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Стада большого здесь нет, только разъездные олени.
Основное же количество пасется где-то в тундре – несколько тысяч голов.
Ну а нам дальше, поплутав среди оленьих следов еле находим колею и снова в путь.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Где-то здесь мы теряем КАМАЗ.
Сначала он сильно отстает, все время садится, бьется с бездорожьем. Мы же идем бодро и довольно быстро.
Потом пропадает и связь по рации.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Темнеет, колею еще видно, мы едем пока светло и видно куда ехать.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Фотографируемся на «перевале», это ровно граница между регионами.
Административно мы на Таймыре.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Ну а вечером полярное сияние.
Оно нас будет сопровождать несколько дней.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Открываем спутниковую тарелку, традиционный интернет в безлюдной тундре.
Любуемся видами, лениво обсуждаем когда же к нам наконец приедет Семен на КАМАЗе.

Якутия–Таймыр, часть третья.

Но Семен к утру так и не приехал, а с ним и не приехало наше топливо.
До Хатанги оставалось примерно 300 км полного бездорожья и неизвестности.

Продолжение следует.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Со вчерашнего дня по информ-агентствам и СМИ понеслась волна публикаций в которых утверждалось, что российские военные признали, что отечественные дизельные подводные лодки ...
...
Наверное пишу чтобы проверить "среднее по больнице" и понять что делать. Поэтому очень буду рада мнениям и советам. Дети годовалые и после, которые хорошо едят прикорм - скажем 3 полные еды - сколько раз за день обычно прикладываются и как часто? И самый важный вопрос - когда? А если ...
Припять, Украина. 25 лет назад, 26 апреля 1986 года случилась самая большая в истории авария на атомной электростанции. 25 лет назад прекратил свое существование молодой и процветающий город СССР - Припять. Но его жизнь продолжается сейчас в других ...
Будучи невежественным, можно получать прибыль даже из воздуха. Сколько раз писалось уже, что полностью роботизированное предприятие, даже, если бы такое можно было представить, что оно существует не в качестве "геоидного жирафа в эфире", а в действительности, то такое предприятие не ...